Файл: Тема 1. Предмет, задачи, структура специального курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.

Структура нормы права. Правовая норма состоит из следующих элементов: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза (с греч.версия, предполжение), определяет условия и обстоятельства, при которых применяется данная правовая норма. Гипотеза отвечает на вопросы – если, кто, где, когда, при каких условиях.

Виды гипотезы: простая – указывает как правило на одно конкретное обстоятельство, сложная – указывает на несколько обстоятельств, , при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма действует.

Диспозиция (с лат. расположение), содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы – что-то делать, чего не надо делать. Виды диспозиции бывают: простой – содержит один вариант поведения, альтернативной – указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношений.

Санкция (лат. предписание, установление, для нас-наказание) определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель. Иначе, тогда…

Виды санкции: абсолютно-определенные – содержат конкретный вид наказания. Относительно-определенные – указывают пределы размера наказания либо минимальный либо максимальный. Альтернативные – указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимых

Признаки НПА:

1) имеет властно-предписывающий характер, является односторонним актом текстуального выражения воли правотворческого органа;

2) принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать содержание правового текста и его форму;

3) имеет признаки официального письменного акта (название, указание на то, где, когда и кем был принят, подпись должностного лица, регистрационный номер), а также собственную структуру;

4) имеет заранее установленную юридическую силу, четкие временные, пространственные и субъектные характеристики.

Классификация правовых норм:

- по характеру предписания (обязывающие, запрещающие),

- по форме предписания (императивные, диспозитивные, рекомендательные),


- по временному признаку (срочные и бессрочные),

- регулятивные.

 

Нормативные правовые акты подразделяются:

- по источнику происхождения и сфере регулирования общественных отношений (публично-правовые и частно-правовые),

- по отраслевому признаку ( констит, уголовные, брачно-семейные),

- по форме подачи и масштабу распространения (законы и подзаконные нормативные акты).

С точки зрения широкого подхода к понятию "законодательство" рассматривается как совокупность всех нормативных актов, издаваемых высшими органами государственной власти и управления. Такое понимание было характерно для советского периода. Однако в точном смысле законы – такие нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой и принимаются законодательными учреждениями.

Закон – НПА, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Понятие подзаконности означает, что нормативные акты органов управления не могут противоречить законам, вносить в них изменения, а издаются только на основе и во исполнение законов (пример, нормативные приказы, инструкции, положения органов исполнительной власти – министерств, государственных комитетов и др.).

Выделяются следующие виды законов: конституционные (сама конституция, а также законы, вносящие в нее изменения и дополнения или конкретизирующие ее содержание); обыкновенные, которые делятся на кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) и текущие.

Кодифицированные законы представляют собой сводные юридические акты, позволяющие комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. Нормативное содержание текущих законов, обычно посвященных узкой сфере деятельности или конкретной проблеме, может укладываться в несколько статей.

К числу актов, образующих правовые нормы, относятся также нормативные договоры – правовые акты, основанные на взаимном волеизъявлении сторон. Наиболее часто они применяются в международном, гражданском и трудовом праве.

При изучении законодательных памятников с источниковедческой точки зрения выделяют внешнюю и внутреннюю историю права. Под внешней понимается история отдельных законодательных памятников, которая, но словам историка В. Н. Латкина, изучает "...причины появления законодательных памятников, время и порядок их издания, затем источники, внешний состав и содержание памятников, и, наконец, их соотношение с другими, как предшествующими им, так и последующими за ними памятниками".


Под внутренней историей права понимается история развития отдельных юридических норм (законодательства по тому или иному вопросу) и институтов (т.е. государственных органов, инстанций и структур, связанных с созданием и реализацией данной нормы права: суд, прокуратура, ОВД). Источниковедение здесь привлекается прежде всего для выявления происхождения нормы, ее эволюции, трансформации и т.д.

Социально-правовое и историческое значение: По законодательным памятникам можно изучать как прошедшую и реальную практику правовых, социальных, политических и экономических отношений, а также социальные, идеальные представления власти об обществе, а в ряде случаев и общества о себе самом.

Источниковедческое понимание источников права в целом тождественно юридическому. Источниковедческий анализ нормативных правовых актов предполагает этапы:

1) реконструкции процесса создания правового акта (история подготовки акта, анализ содержащихся в нем юридических норм, грамматическое толкование терминологии и пр.);

2) исследование процесса правоприменения.

В процессе источниковедческого анализа НПА по возможности следует сопоставить опубликованный текст и его архивный подлинник. Важно установить разновидность акта, проверить наличие необходимых подписей, даты утверждения.

Основные стадии законотворчества: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (промульгация).

Общая схема изучения нормативного правового акта.

1. Характеристика политической и экономической системы, существовавшей к моменту разработки НПА и вывод о факторах, обусловивших необходимость его подготовки.

2. Реконструкция истории создания НПА: состав и работа участников подготовки законопроекта, процедура обсуждения (в том числе, возможно, общенародного), поправки и замечания к проекту, наличие альтернативных проектов, процедура принятия.

3. Анализ структуры документа (объем, порядок глав).

4. Грамматическое толкование.

5. Содержательный анализ норм.

6. Анализ правоприменительной практики и вывод о соотношении декларировавшихся норм и реальной политики.

7. Обобщающий вывод о роли и месте НПА в правовом регулировании на конкретном этапе исторического развития.