Файл: Лабораторная работа начинается с записи темы, цели, систематики изучаемых животных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретические основы естествознания (зоология)
Основные требования к выполнению письменных работ по зоологии
1. Каждая лабораторная работа начинается с записи темы, цели, систематики изучаемых животных.
2. При ответах на вопросы сначала записывается вопрос, затем – ответ.
3. ТЕТРАДЬ ПО ФАУНЕ – отдельная тетрадь, в которую заносят описания животных, не менее чем по одному представителю из каждого изученного класса. Каждое описание начинается с классификации вида (рода) животного: тип, класс, отряд, вид (в качестве источников брать задания к лабораторным, лекции, рекомендованную литературу). Характеристика должна содержать изображение вида, описание внешнего строения, ареала, местообитания, особенностей питания, связей с растениями, другими животными в сообществе, отношений с человеком, болезни.
Обязательно поместить в Тетрадь по фауне виды из типов: Простейшие, Губки, Кишечнополостные, Иглокожие, плоские, круглые, кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые.
4. Доклад о какой-либо группе животных, сопровождаемый электронной презентацией, объемом на 5-7 мин. Темы можно выбирать из списка рекомендованных или придумывать самостоятельно и согласовывать с преподавателем.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1
Тема: СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ ЧЕРВЕЙ И МОЛЛЮСКОВ
Оборудование: влажные препараты, таблицы, учебники, электронные изображения червей, моллюсков, раковины моллюсков.
Цель: изучить особенности строения, образа жизни и цикла развития плоских и круглых червей, строение и образ жизни кольчатых червей и моллюсков.
Систематика:
ТИП КЛАСС ВИД
Плоские черви Ленточные черви Бычий цепень
Круглые черви Нематоды Лошадиная аскарида
Кольчатые Олигохеты Земляной червь
черви Пиявки Медицинская пиявка
Ход работы:
1. Рассмотреть препарат бычьего цепня, с помощью учебника и таблицы изучить его внутреннее строение. Зарисовать головку и внешний вид червя. Подписать присоски, членики
2. С помощью учебника и таблиц изучить лошадиную аскариду. Зарисовать внешнее строение самца и самки.
3. По таблицам и учебным пособиям изучить строение дождевого червя. Зарисовать внешнее его строение. Отметить на рис. поясок.
4. Изучить и зарисовать наружное строение медицинской пиявки.
Задание для самостоятельной работы:
1. Заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика плоских и круглых червей
Признаки | Плоские черви, бычий цепень | Круглые черви, лошадиная аскарида |
Среда обитания Форма тела Органы прикрепления Полость тела Нервная система Пищеварительная система Органы чувств Половая система Смена хозяев | | |
2. Описать приспособления к паразитическому образу жизни ленточных червей и аскарид.
3. Описать цикл развития бычьего цепня, печеночной двуустки, человеческой аскариды.
Таблица 2
Сравнительная характеристика дождевого червя и пиявки
Признаки | Дождевой червь | Пиявка |
Среда обитания Образ жизни (чем питается, как добывает пищу) Окраска тела Щетинки Полость тела Пищеварительная система Кровеносная система Органы чувств Выделительная система Особенности развития яиц | | |
В тетрадь по фауне внести: острица; дождевой червь, трубочник; большая ложноконская пиявка, улитковая пиявка, рыбья пиявка.
Систематика: ТИП КЛАСС ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Моллюски Двустворчатые беззубка
Брюхоногие виноградная улитка
1. Изучить и зарисовать строение беззубки. Подписать: раковину, запирающие мышцы, ногу, жабры, сифоны, ротовые лопасти. Описать функции мантии и строение раковины.
2. Изучить строение виноградной улитки, подписать части тела, описать особенности раковины и двигательного аппарата.
Задание для самостоятельной работы
3. Заполнить таблицу:
Таблица 3 - Сравнительная характеристика классов моллюсков
Признаки | Двустворчатые | Брюхоногие |
Среда обитания Особенности питания Раковина Части тела Дыхательная система Органы размножения | | |
а) Как и каких моллюсков использует человек? б) Какие моллюски являются промежуточными хозяевами паразитических червей?
в) Перечислить съедобные виды моллюсков и указать их местообитания и ареал.
В тетрадь по фауне: горошинка, шаровка, беззубка; большой прудовик, малый прудовик, катушка роговая, голый слизень, янтарка.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2
Тема: ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Оборудование: препараты, таблицы, учебные пособия по зоологии, видеофильмы, коллекции.
Цель: изучить строение рака, паука, насекомых разных отрядов, ознакомиться с их экологическими особенностями.
Систематика: ТИП КЛАСС ВИД
Членистоногие Ракообразные речной рак
Паукообразные паук-крестовик, иксодовый клещ
Насекомые таракан рыжий, жук майский
ХОД РАБОТЫ:
1. Изучить строение речного рака, нарисовать его внешнее строение, отметив части тела: головогрудь, ходильные ноги, клешни, усики, брюшко, ротовые придатки, хвостовой плавник.
2. Изучить внешнее строение паука-крестовика, зарисовать внешний вид. Подписать: головогрудь, брюшко, паутинные железы, глаза, конечности.
3. Описать особенности строения основных отрядов насекомых в табл.4
Таблица 4
Сравнительные характеристики некоторых отрядов насекомых
Отряд | Вид | Усики | Питание | Ротовой аппарат | Тип конечностей | Крылья | Брюшко и его придатки | Тип развития |
Стрекозы | | | | | | | | |
Тараканы | | | | | | | | |
Прямокрылые | | | | | | | | |
Жуки | | | | | | | | |
Клопы | | | | | | | | |
Перепончато-крылые | | | | | | | | |
Мухи | | | | | | | | |
Бабочки | | | | | | | | |
Поденки | | | | | | | | |
Блохи | | | | | | | | |
Вши | | | | | | | | |
Равнокрылые | | | | | | | | |
Сетчатокрылые | | | | | | | | |
Уховертки | | | | | | | | |
4. Зарисовать разнообразие их органов питания и передвижения.
Задание для самостоятельной работы
1.Заполнить таблицу 5
Таблица 5
Сравнительная характеристика раков и пауков
Признаки | Речной рак | Паук-крестовик |
Среда обитания Особенности питания Части тела Конечности Дыхательная система Органы чувств Развитие | | |
Ответить на вопросы:
а) Общие черты строения членистоногих.
б) Как использует раков человек?
в) Как использует человек пауков?
г) Какие ракообразные живут в озерах и реках Новосибирской области?
д) Чем насекомые отличаются от других членистоногих?
В тетрадь по фауне: по одному представителю из класса ракообразные (речной рак, гаммарус, мокрица, дафния); два из паукообразных: 1 - пауки (тарантул , доломедес, , каракурт, паук-птицеед), 1 - клещи (иксодовый, пылевой, гамазовый, чесоточный).
В тетрадь по фауне: по одному представителю из трех-пяти отрядов: Стрекозы: коромысло, стрелка, бабка; Прямокрылые: зеленый кузнечик, луговой конек, трещотка; жуки: майский, дровосек, бронзовка, долгоносик, жужелица; клопы: остроголовый, красноклоп, плавт; двукрылые: слепень, тахина, журчалка, комар; бабочки: крапивница, аполлон, боярышница, совка, пяденица, бражник и др.
Источники: Ердаков Л.Н. Зоология с основами экологии. 1997, 2014
Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Растения и животные леса. 2012
Чернышова О.Н. , Ердаков Л.Н. Растения и животные водоема. 2012 - электронная библиотека НГПУ.
http://nashzeleniymir.ru/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD#vidy-skorpionov-nazvaniya-i-fotografii. (скорпионы)
http://nashzeleniymir.ru/ (паукообразные)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 3
Тема: СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ РЫБ И ЗЕМНОВОДНЫХ
Оборудование: влажные препараты, слайды, руководство к практикуму, препараты рыб, лягушки, ее скелет, таблицы строения и развития лягушки.
Цель: выяснить характерные особенности строения рыб, как первичноводных животных, особенности строения и разнообразия амфибий.
Систематика:
ТИП ПОДТИП КЛАСС ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Хордовые Позвоночные Костные рыбы обыкновенный окунь
Земноводные остромордая лягушка
ХОД РАБОТЫ:
1. Используя препараты и слайды, зарисовать внешнее строение рыбы, подписать части тела, плавники, глаза, ноздри, боковую линию.
2. Изучить особенности внешнего строения лягушки с помощью учебника и слайдов. Нарисовать и подписать отделы ее тела.
3. Изучить внутреннее строение лягушки с помощью слайдов и практикума. Нарисовать кровеносную систему и подписать на схеме сердце, желудочек, предсердия, основные артерии и вены.
4. Изучить и изобразить в тетради схему развития земноводных от икринки до взрослой особи. Снабдить схему комментарием.
Задания для самостоятельной работы
Ответить письменно на вопросы
1. Признаки позвоночных животных, имеющиеся у рыб.
2. Какие признаки класса костных рыб имеются у окуня?
3. Какие адаптации имеет лягушка для жизни в воде?
4. Каковы приспособления земноводных к существованию на суше?
5. Какие отличия появились у амфибий в сравнении с рыбами?
6. Перечислить названия некоторых аквариумных рыбок с их ареалами в природе.
7. Промысловые рыбы Западной Сибири.
8. Заполнить в таблице 6 столбцы "Рыбы" и "Амфибии".
Таблица 6
Сравнительная характеристика классов позвоночных животных
Системы органов | Рыбы | Амфибии | Рептилии | Птицы | Звери |
Покровы тела Нервная Кровеносная Опорно-двигательная Дыхательная | | | | | |
В тетрадь по фауне: описание 3 рыб и 2 амфибий из разных отрядов: нельма, пелядь, хариус, щука, язь, лещ, чебак, карась, пескарь, щиповка, окунь, ерш, осетр; остромордая лягушка, сибирская лягушка, серая жаба, зеленая жаба, озерная лягушка, обыкновенный тритон, сибирский углозуб.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 4
Тема: СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
Оборудование: влажные препараты, скелеты, таблицы строения рептилий, учебник для практических занятий по зоологии, электронная презентация.