Файл: Лабораторная работа начинается с записи темы, цели, систематики изучаемых животных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель: изучить особенности строения различных отрядов пресмыкающихся, их приспособления к наземному образу жизни.

Систематика:

ТИП

ПОДТИП

КЛАСС

ОТРЯД

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Хордовые

Позвоночные

Пресмыкающиеся

Чешуйчатые

ящерица прыткая




Чешуйчатые

гадюка обыкновенная




Черепахи

черепаха среднеазиатская




Крокодилы

гребнистый крокодил

ХОД РАБОТЫ:

1. Изучить и нарисовать схему строения кровеносной системы пресмыкающихся.

2. Заполнить таблицу 7

Таблица 7

Сравнительная характеристика отрядов (подотрядов) класса рептилий (пресмыкающихся)

Признаки

Чешуйчатые

Черепахи

Крокодилы

Змеи

Ящерицы

Среда обитания













Конечности













Органы чувств













Покровы













Питание, зубы













Размножение













Задания для самостоятельной работы

а) занести в сводную таблицу 6 данные о рептилиях; б) описать роль пресмыкающихся в жизни человека; в) Каких рептилий часто содержат в живых уголках?


В тетрадь по фауне: одну из ящериц: прыткая, живородящая, веретеница, агама; змеи: обыкновенная гадюка, обыкновенный уж, обыкновенный щитомордник; одну из черепах.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 5

Тема: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И РАЗНООБРАЗИЕ ПТИЦ

Оборудование: препараты внутренних органов и скелеты, слайды и учебные пособия для лабораторных занятий.

Цель: изучить особенности строения и функционирования органов птиц в связи с приспособлением к полету, характерные особенности птиц разных экологических групп.

Систематика: ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Хордовые Позвоночные Птицы Голуби голубь сизый

ХОД РАБОТЫ:

1. Рассмотреть внешний вид голубя. Описать заключенные во внешнем строении птиц приспособления к полету.

2. Рассмотреть на рисунках и препаратах органы дыхания, кровообращения, нервную, половую, пищеварительную и выделительную системы птиц. Заполнить таблицу 8.

3. Изучить скелет птицы, выписать содержащиеся в нем приспособления к полету, результат занести в таблицу 8.

Таблица 8

Приспособление к полету в системах органов птиц

Системы органов

Приспособления к полету

Дыхательная




Кровеносная




Половая




Выделительная




Пищеварительная




Опорно-двигательная




Задания для самостоятельной работы

а) занести в сводную таблицу 6 признаки птиц, б) перечислить особенности организации птиц, которые свидетельствуют о происхождении их от рептилий.

в) изучить различия во внешнем виде птиц разных экологических групп. (Сравнение клювов и ходильных конечностей у 6-7 видов птиц с различным образом жизни). Зарисовать клювы и ноги, подписать экологические группы птиц

На основе полученных сведений заполнить таблицу 9.

Таблица 9

Особенности строения птиц разной специализации

Экологическая группа

Клюв

Ноги

Крылья

Полет

Примеры птиц

Хищные дневные
















Хищные ночные
















Водоплавающие
















Насекомоядные, на кустарниках
















Семеноядные
















Добывающие насекомых в полете
















Добывающие корм из древесины

















г) Выписать птиц НСО: перелетных, кочующих, оседлых.

В тетрадь по фауне: по одному представителю из трех отрядов птиц (с.162-164, Ердаков, 2014): серая цапля, большая выпь, лебедь кликун, серый гусь, утки: кряква, шилохвость, чирок; тетеревиные: тетерев, рябчик, глухарь. Серый журавль, коростель, лысуха; кулики: чибис, бекас, черныш; чайки: сизая, речная крачка; хищники: сокол-пустельга, чеглок, луговой лунь, коршун, канюк; совы: болотная, ушастая, ястребиная, филин, сплюшка; голуби: сизый, горлица; кукушка; дятлы: желна, большой пестрый, седоголовый; воробьиные: жаворонки, вьюрки, ласточка, иволга, ворона, сорока, синицы, поползни, мухоловки, пеночки, овсянки, трясогузки, свиристель и др.

Лит-ра: Ердаков Л.Н. Зоология с основами экологии. 2014 г. и др.

Ердаков Л.Н. Фаунистические комплексы на территории Новосибирской области. – Новосибирск, 2006.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 6

Тема: СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Цель: изучить характерные черты строения зверей, разнообразие видов млекопитающих и их адаптации к местообитаниям.

Оборудование: влажные препараты, скелеты, слайды, учебные пособия по зоологии.

Систематика: ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ВИД

Хордовые Позвоночные Звери Грызуны крыса

Зайцеобразные кролик

ХОД РАБОТЫ:

1. Осмотрев чучела и ознакомившись со слайдами, описать и зарисовать внешнее строение млекопитающего. Отметить дифференцировку тела, его покровы, конечности, органы чувств, зубы.

2. С помощью слайдов и учебника изучить внутреннее строение млекопитающего. Заполнить раздел таблицы 6 - колонку "Млекопитающие".

3. Изучить форму конечностей зверей разных экологических групп, зарисовать их, описать изменение формы в связи с функцией.

4. Сравнить разных млекопитающих по форме зубов, зарисовать зубные системы хищных, грызунов, насекомоядных, копытных, объяснить письменно отличия в их конфигурации. Привести примеры животных, имеющих такие зубные системы.

5. Заполнить таблицу 10.

Таблица 10

Особенности экологических групп млекопитающих

Группы

Примеры

Форма тела

Покровы

Конечности

Органы чувств

Питание, зубы

Аэробионты



















Гидробионты



















Педобионты



















Дендробионты




















Задание для самостоятельной работы

а) Описать черты прогрессивной эволюции млекопитающих.

б) Выписать зверей, на зиму впадающих: - в спячку; - в зимний сон.

В тетрадь по фауне: по 1 представителю из трех отрядов: насекомоядные – еж, крот, обыкновенная бурозубка, крошечная бурозубка, кутора; рукокрылые - летучая мышь кожан, ушан, летучие лисицы (крыланы); хищные – волк, лисица, рысь, медведь, хорек, ласка, горностай; зайцеобразные – заяц-беляк; заяц-русак, кролик; грызуны – белка, сурок, суслик, серая крыса, полевая и домовая мыши, водяная, красная, узкочерепная полевки, мышовка, тушканчик; олени – косуля, лось, северный олень.