Файл: Лабораторная работа начинается с записи темы, цели, систематики изучаемых животных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: изучить особенности строения различных отрядов пресмыкающихся, их приспособления к наземному образу жизни.
Систематика:
ТИП | ПОДТИП | КЛАСС | ОТРЯД | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | ||
Хордовые | Позвоночные | Пресмыкающиеся | Чешуйчатые | ящерица прыткая | ||
| Чешуйчатые | гадюка обыкновенная | ||||
| Черепахи | черепаха среднеазиатская | ||||
| Крокодилы | гребнистый крокодил |
ХОД РАБОТЫ:
1. Изучить и нарисовать схему строения кровеносной системы пресмыкающихся.
2. Заполнить таблицу 7
Таблица 7
Сравнительная характеристика отрядов (подотрядов) класса рептилий (пресмыкающихся)
Признаки | Чешуйчатые | Черепахи | Крокодилы | ||||
Змеи | Ящерицы | ||||||
Среда обитания | | | | | |||
Конечности | | | | | |||
Органы чувств | | | | | |||
Покровы | | | | | |||
Питание, зубы | | | | | |||
Размножение | | | | |
Задания для самостоятельной работы
а) занести в сводную таблицу 6 данные о рептилиях; б) описать роль пресмыкающихся в жизни человека; в) Каких рептилий часто содержат в живых уголках?
В тетрадь по фауне: одну из ящериц: прыткая, живородящая, веретеница, агама; змеи: обыкновенная гадюка, обыкновенный уж, обыкновенный щитомордник; одну из черепах.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 5
Тема: ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И РАЗНООБРАЗИЕ ПТИЦ
Оборудование: препараты внутренних органов и скелеты, слайды и учебные пособия для лабораторных занятий.
Цель: изучить особенности строения и функционирования органов птиц в связи с приспособлением к полету, характерные особенности птиц разных экологических групп.
Систематика: ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Хордовые Позвоночные Птицы Голуби голубь сизый
ХОД РАБОТЫ:
1. Рассмотреть внешний вид голубя. Описать заключенные во внешнем строении птиц приспособления к полету.
2. Рассмотреть на рисунках и препаратах органы дыхания, кровообращения, нервную, половую, пищеварительную и выделительную системы птиц. Заполнить таблицу 8.
3. Изучить скелет птицы, выписать содержащиеся в нем приспособления к полету, результат занести в таблицу 8.
Таблица 8
Приспособление к полету в системах органов птиц
Системы органов | Приспособления к полету |
Дыхательная | |
Кровеносная | |
Половая | |
Выделительная | |
Пищеварительная | |
Опорно-двигательная | |
Задания для самостоятельной работы
а) занести в сводную таблицу 6 признаки птиц, б) перечислить особенности организации птиц, которые свидетельствуют о происхождении их от рептилий.
в) изучить различия во внешнем виде птиц разных экологических групп. (Сравнение клювов и ходильных конечностей у 6-7 видов птиц с различным образом жизни). Зарисовать клювы и ноги, подписать экологические группы птиц
На основе полученных сведений заполнить таблицу 9.
Таблица 9
Особенности строения птиц разной специализации
Экологическая группа | Клюв | Ноги | Крылья | Полет | Примеры птиц |
Хищные дневные | | | | | |
Хищные ночные | | | | | |
Водоплавающие | | | | | |
Насекомоядные, на кустарниках | | | | | |
Семеноядные | | | | | |
Добывающие насекомых в полете | | | | | |
Добывающие корм из древесины | | | | | |
г) Выписать птиц НСО: перелетных, кочующих, оседлых.
В тетрадь по фауне: по одному представителю из трех отрядов птиц (с.162-164, Ердаков, 2014): серая цапля, большая выпь, лебедь кликун, серый гусь, утки: кряква, шилохвость, чирок; тетеревиные: тетерев, рябчик, глухарь. Серый журавль, коростель, лысуха; кулики: чибис, бекас, черныш; чайки: сизая, речная крачка; хищники: сокол-пустельга, чеглок, луговой лунь, коршун, канюк; совы: болотная, ушастая, ястребиная, филин, сплюшка; голуби: сизый, горлица; кукушка; дятлы: желна, большой пестрый, седоголовый; воробьиные: жаворонки, вьюрки, ласточка, иволга, ворона, сорока, синицы, поползни, мухоловки, пеночки, овсянки, трясогузки, свиристель и др.
Лит-ра: Ердаков Л.Н. Зоология с основами экологии. 2014 г. и др.
Ердаков Л.Н. Фаунистические комплексы на территории Новосибирской области. – Новосибирск, 2006.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 6
Тема: СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Цель: изучить характерные черты строения зверей, разнообразие видов млекопитающих и их адаптации к местообитаниям.
Оборудование: влажные препараты, скелеты, слайды, учебные пособия по зоологии.
Систематика: ТИП ПОДТИП КЛАСС ОТРЯД ВИД
Хордовые Позвоночные Звери Грызуны крыса
Зайцеобразные кролик
ХОД РАБОТЫ:
1. Осмотрев чучела и ознакомившись со слайдами, описать и зарисовать внешнее строение млекопитающего. Отметить дифференцировку тела, его покровы, конечности, органы чувств, зубы.
2. С помощью слайдов и учебника изучить внутреннее строение млекопитающего. Заполнить раздел таблицы 6 - колонку "Млекопитающие".
3. Изучить форму конечностей зверей разных экологических групп, зарисовать их, описать изменение формы в связи с функцией.
4. Сравнить разных млекопитающих по форме зубов, зарисовать зубные системы хищных, грызунов, насекомоядных, копытных, объяснить письменно отличия в их конфигурации. Привести примеры животных, имеющих такие зубные системы.
5. Заполнить таблицу 10.
Таблица 10
Особенности экологических групп млекопитающих
Группы | Примеры | Форма тела | Покровы | Конечности | Органы чувств | Питание, зубы |
Аэробионты | | | | | | |
Гидробионты | | | | | | |
Педобионты | | | | | | |
Дендробионты | | | | | | |
Задание для самостоятельной работы
а) Описать черты прогрессивной эволюции млекопитающих.
б) Выписать зверей, на зиму впадающих: - в спячку; - в зимний сон.
В тетрадь по фауне: по 1 представителю из трех отрядов: насекомоядные – еж, крот, обыкновенная бурозубка, крошечная бурозубка, кутора; рукокрылые - летучая мышь кожан, ушан, летучие лисицы (крыланы); хищные – волк, лисица, рысь, медведь, хорек, ласка, горностай; зайцеобразные – заяц-беляк; заяц-русак, кролик; грызуны – белка, сурок, суслик, серая крыса, полевая и домовая мыши, водяная, красная, узкочерепная полевки, мышовка, тушканчик; олени – косуля, лось, северный олень.