Файл: Задача в участке гипоксии головного мозга (например, при тромбозе артерии) в результате дефицита кислорода в нейронах произошло резкое изменение уровня атф, и началась деполяризация клеточной мембраны вплоть до прекращения генерации пд в нейронах..pdf
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Люди с каким типом темперамента более устойчивы к выполнению монотонной работы с высокой напряженностью?
Задача 172. По типу хронотипу люди делятся на «сов», «жаворонков» и «голубей».
Вопросы:
1. Как в течение суток изменяется их работоспособность?
2. Перечислите стадии работоспособности.
3. Что такое работоспособность?
4. Какие виды труда вы знаете?
5. Какие внешние и внутренние факторы определяют работоспособность?
Задача 173. При анализе условий труда рабочих в кузнечном цехе установлено: температура воздуха в зоне работы +45°С, движение воздуха отсутствует. К концу рабочей смены снижение массы тела у рабочих составляет 2-3 кг.
Вопросы:
1. Чем это объясняется?
2. Какие способы теплоотдачи эффективны в данных условиях?
3. Как и почему изменится диурез в этих условиях?
4. Секреция какого гормона, регулирующего диурез будет при этом повышаться?
5. Каков механизм действия этого гормона?
Задача 174. К участковому терапевту обратилась женщина 42 лет, рост 170 см, вес 72 кг.
Работает преподавателем в университете.
Вопросы:
1.
К какому типу труда относится пациент и чему должна быть равна среднесуточная калорийность ее рациона?
2.
Какие профессиональные группы людей вам известны по степени тяжести труда?
3.
Какие механизмы высшей нервной деятельности активируются при выполнении работы преподавателем?
4.
Какие механизмы ЦНС активируются при выполнении работы преподавателем?
5.
Какие пять главных принципов оптимизации умственного труда предложил Н.Е.
Введенский?
Задача 175. Эритроциты поместили в мочу экспериментального животного, собранную после введения ему вазопрессина (антидиуретический гормон (АДГ)).
Вопрос:
1. Что произойдет с эритроцитами?
2. Где вырабатывается вазопрессин?
3. Объясните механизм действия вазопрессина.
4. Перечислите эффекты в азопрессина.
5. Как происходит регуляция продукции вазопрессина
Задача 176. При инфузии пациенту ввели слишком большое количество физиологического раствора (около 1 литра).
Вопрос:
1. Как изменится после этого секреция антидиуретического гормона (АДГ) и Na-уретического гормона?
2. Где секретируется Na-уретический гормон и АДГ?
3. Перечислите эффекты АДГ.
4. Перечислите эффекты Na-уретического гормона
5. Как изменится ОЦК при увеличении секреции АДГ?
Задача 177. У пациента развилось эндокринное заболевание, характерное для гипофункции железы, однако синтез и секреция гормона в данной железе не нарушены и даже повышены.
Вопрос:
1. С чем может быть связано эндокринное нарушение?
2. Перечислите основные химические классы гормонов и пути их взаимодействия с клеточным рецептором.
3. Как реализуют внутриклеточные эффекты гормоны через вторые посредники?
4. Как реализуют свои эффекты гормоны без вторых посредников?
5. Назовите основные эффекты действия гормонов.
Задача 178. Пациентка длительное время (недели и месяцы) принимает синтетический аналог гонадолиберина, создавая постоянно высокую концентрацию его в крови.
Вопрос:
1. Что произойдет с уровнем фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и лютеинизирующего гормона (ЛГ) и половых гормонов в крови?
2. Где образуется ФСГ и ЛГ?
3. Что стимулирует и что тормозит выработку гонадолиберина?
4. Какие фазы овариально-маточного цикла(ОМЦ) вы знаете?
5. Опишите динамику активности половых гормонов в каждой фазе ОМЦ
Задача 179. У больного обнаружена феохромоцитома – гормонально активная опухоль из хромаффинных клеток мозгового слоя надпочечников. У него имеются следующие симптомы: гипертония (АД=200/110 мм рт.ст.), тахикардия (105 уд./мин), повышенная концентрация глюкозы в крови – 15 ммоль/л (гипергликемия), глюкоза в моче (глюкозурия).
Вопрос:
1. Какой тип секреции у данного пациента?
2. Что выделяют хромаффинные клетки мозгового слоя надпочечников?
3. Перечислите физиологические эффекты катехоламинов.
4. Как происходит регуляция продукции катехолпминов?
5. Как происходит катаболизм и экскреция катехоламинов?
Задача 180. Пациент с недостаточной выработкой тиреоидных гормонов (трийодтиронин -Т
3
, тироксин - Т
4
) в щитовидной железе принимает эти гормоны с целью компенсировать недостаток их выработки. Для контроля эффективности лечения у него определили концентрацию тиреотропного гормона (ТТГ) в крови. Она оказалась выше нормального уровня.
Вопрос:
1. Оцените на основе обратной связи в системе гипофизарно-тироидной регуляции, эффективно ли проводимое лечение.
2. Перечислите эффекты ТТГ.
3. Как происходит регуляция продукции ТТГ?
4. Что такое отрицательная обратная связь в эндокринной регуляции?
5. Перечислите основные эффекты тироксина и трийодтиронина?
Задача 181. В 1981 году группа канадских ученых провела эксперимент, в ходе которого крысам вводили экстракт предсердной ткани. Так был открыт пептидный гормон, один из
мощных антагонистов РААС (ренин-ангиотензин-альдостероновая система), который используется в настоящее время для ранней диагностики сердечной недостаточности.
Вопрос:
1. О каком гормоне идет речь?
2. Какой немедленный эффект наблюдали у крыс исследователи, не применяя инструментальных методов?
3. Где секретируется этот гормон?
4. Перечислите физиологические эффекты этого гормона.
5. Как происходит регуляция продукции этого гормона?
Задача 182. У ребёнка в возрасте 3 лет наблюдается остановка роста, специфические изменения кожи, волос, мышц, резкое снижение скорости процессов обмена, глубокие нарушения психики.
Вопрос:
1. Нарушение деятельности какой железы наблюдается у ребенка?
2. Какие гормоны секретируются в этой железе?
3. Назовите физиологические эффекты гормонов этой железы.
4. Что является основным гипоталамическим стимулятором деятельности данной железы?
5. С чем связан каждый из этих симптомов?
Задача 183. И.П. Павлов, будучи в гостях у американского физиолога У. Кеннона, попросил его организовать поездку в конном экипаже по улицам Нью-Йорка. Кеннон, знавший кучера, возившего в течение многих лет туристов вокруг одного из парков города, обещал Павлову экскурсию по различным местам города. Однако, несмотря на то, что все действующие лица, включая лошадь, были здоровы, осуществить поездку не удалось. Дайте физиологическое объяснение срыва экскурсии, исходя из особенностей высшей нервной деятельности
(поведения) лошади.
Вопрос:
1. О каком гормоне идет речь?
2. Какой немедленный эффект наблюдали у крыс исследователи, не применяя инструментальных методов?
3. Где секретируется этот гормон?
4. Перечислите физиологические эффекты этого гормона.
5. Как происходит регуляция продукции этого гормона?
Задача 182. У ребёнка в возрасте 3 лет наблюдается остановка роста, специфические изменения кожи, волос, мышц, резкое снижение скорости процессов обмена, глубокие нарушения психики.
Вопрос:
1. Нарушение деятельности какой железы наблюдается у ребенка?
2. Какие гормоны секретируются в этой железе?
3. Назовите физиологические эффекты гормонов этой железы.
4. Что является основным гипоталамическим стимулятором деятельности данной железы?
5. С чем связан каждый из этих симптомов?
Задача 183. И.П. Павлов, будучи в гостях у американского физиолога У. Кеннона, попросил его организовать поездку в конном экипаже по улицам Нью-Йорка. Кеннон, знавший кучера, возившего в течение многих лет туристов вокруг одного из парков города, обещал Павлову экскурсию по различным местам города. Однако, несмотря на то, что все действующие лица, включая лошадь, были здоровы, осуществить поездку не удалось. Дайте физиологическое объяснение срыва экскурсии, исходя из особенностей высшей нервной деятельности
(поведения) лошади.
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопросы:
1. Какой физиологический механизм выработался у лошади при многолетнем следовании по одному маршруту?
2. Какой фазе образования условных рефлексов это соответствует?
3. Какие положительные свойства этого механизма в детском возрасте способствуют развитию ребенка?
4. Какие негативные черты этого механизма имеет при старении организма?
5. Какое значение имеет этот механизм в формировании трудовых навыков
Задача 184. Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской назначил в засадный полк двух командиров с одинаковыми правами, которые должны были наблюдать за ходом сражения и по обоюдному согласию вступить в бой в самый нужный момент. Командиры справились с поставленной задачей..
Вопросы:
1. Предположите, какими типами темперамента по Гиппократу они могли обладать?
2. Какие свойства темперамента преобладали у одного из командиров по балансу силы нервных процессов?
3. Какую стратегию вступления в бой мог предложить человек с таким типом темперамента?
4. Какие свойства темперамента по скорости смены нервных процессов отмечались у другого командира?
5. Какую стратегию вступления в бой мог предложить человек с таким типом темперамента?
Задача 185. В лаборатории Павлова было показано, что у голодной собаки можно образовать пищевой условный рефлекс на болевой кожный раздражитель электрическим током. Павлов объяснил результат опыта переключением нервных импульсов с пути оборонительного центра на путь к пищевому центру.
Вопросы:
1. В какой фазе находится высшая нервная деятельность собаки в этом опыте?
2. Чем определяется переключение поведения с оборонительного на пищевое ?
3. Кто открыл физиологический механизм ,направляющий поведение в определенном русле?
4. Какие свойства этого механизма обеспечили переключение оборонительного поведения на пищевое?
5. Почему этот опыт возможен только на голодной собаке?
Задача 186. Выдающийся русский поэт А.А. Фет, окончивший в молодости Московский университет, не отличался любовью к науке. В зрелые годы, регулярно проезжая в экипаже мимо здания университета, он приказывал кучеру останавливать лошадь, выходил из коляски и плевал в сторону университета.
Вопросы:
1. Как через 15 – 20 таких поездок могло измениться поведение кучера и лошади?
2. Какой физиологический механизм обеспечивал этот результат?
3. Какой механизм стадии афферентного синтеза лежал в основе такого поведения кучера и лошади?
4. Какие по знаку эмоции Фета, связанные с обучением в вузе, лежали в основе такого поведения?
5. С каким элементом афферентного синтеза связано возникновение эмоциональных реакций?
Задача 187. Попытайтесь дать физиологически обоснованные рекомендации по выбору подходящей по психофизиологическим критериям профессии для человека с сильным уравновешенным инертным типом ВНД. Выбор следует сделать между профессиями бухгалтера - экономиста и пилота. Фактор мотивации в обосновании выбора профессии не учитывать!
Вопросы:
1. О человеке какого типа темперамента по Гиппократу идет речь?
2. Как характеризуется у данного типа темперамента скорость смены нервных процессов?
3. Пригоден ли для летных профессий человек с низкой скоростью переключения и быстродействия в условиях поступления большого объема информации и дефицита времени для принятия решения?
4. Пригоден ли для работы на фондовой бирже человек с таким типом темперамента?
5. Подойдет ли для такого типа темперамента профессия бухгалтера?
Задача 188. Во время опыта у собаки без всяких видимых причин исчезли все ранее прочно выработанные условные рефлексы. После того, как ее вывели на улицу, и она опорожнила мочевой пузырь, рефлексы восстановились. Объясните физиологические механизмы наблюдавшегося состояния.
Вопросы:
1. Какой физиологический механизм лежит в основе этого явления?
2. Кто открыл этот механизм?
3. Каким механизмом торможения по И. П. Павлову реализуется этот эффект?
4. Какое физиологическое значение этого механизма в организации целенаправленной деятельности?
5. Какое свойство этого механизма лежит в основе наблюдаемого эффекта?
Задача 189. Объясните с физиологических позиций смысл пословицы «Сытое брюхо к труду и учению глухо».
Вопросы:
1. Какое функциональное состояние нейронов коры обеспечивает образование условных рефлексов?
2. Какие медиаторы и гормоны обеспечивают активность системы подкрепления у человека?
3. Как изменяется уровень выделения этих веществ после приема пищи?
4. Как влияют они на эмоциональное состояние человека?
5. Как отражается на активность корковых нейронов выделение этих веществ?
Задача 190. Объясните физиологический смысл пословиц «Пуганая ворона куста боится» и
«Обжегшись на молоке, на воду дует».
Вопросы:
1. Как называется начальная стадия образования условного рефлекса?
2. Какой физиологический смысл подобного эффекта?
3. Как называется следующая стадия формирования условных рефлексов?
4. Какой физиологический механизм по И.П. Павлову лежит в основе этой стадии?
5. Что обеспечивает этот механизм?
Задача 191. Объясните физиологический смысл поговорки «Привычка – вторая натура».
Вопросы:
1. Какой физиологический механизм системных реакций лежит в основе такого утверждения?
2. Какие физиологические преимущества дает этот механизм?
3. В каком возрасте этого наиболее важно?
4. Какова роль этого механизма в освоение двигательных и профессиональных навыков?
5. Какие отрицательные свойства этого механизма и в каком возрасте они особенно ярко проявляются?
Задача 192. Народная мудрость говорит, что дети быстрее растут во время сна.
Вопросы:
1. В какой фазе сна происходит максимальный рост ребенка?
2. Какова сравнительная доля времени каждой из фаз сна?
3. Уровень секреции какого гормона, влияющего на физическое развитие, максимален в эту фазу?
4. Какие обменные процессы преобладают в эту фазу сна?
5. Активность какого отдела вегетативной системы максимальна во время сна?
Задача 193. У пациента с поражением центра восприятия устной речи (центр Вернике, поле 22 височной доли левого полушария) устная речь довольно беглая, иногда избыточная, но с многочисленными ошибками и часто бессмысленная. Объясните эти особенности речи, исходя из физиологического понимание центров воспроизводства и восприятия речи.
Вопросы:
1. Дайте определение моторной афазии и с поражением каких мозговых структур она связана?
2. Дайте определение сенсорной афазии и с поражением каких мозговых структур она связана?
3. Какое полушарие доминирует по речевой функции у большинства людей?
4. Какое полушарие обрабатывает невербальную информацию у человека?
5. До какого возраста при поражении речевых зон одного полушария возможен частичный перенос речевых функции в другое?
Задача 194. При тяжелой умственной работе, связанной с усвоением большого количества информации (например, работа студентов во время сессии, особенно в последний день перед экзаменом) рекомендуется придерживаться правила: лучше недоучить, чем недоспать. Дайте физиологическое обоснование этому правилу.
Вопросы:
1. Почему недосыпание влияет на запоминание и воспроизведение информации?
2. Нарушения какой фазы сна наиболее пагубно влияет на запоминание?
3. Какие виды памяти различают по временной организации?
4. Как называется процесс перевода информации из кратковременной памяти в долговременную?
5. Как влияет недосыпание на психоэмоциональную устойчивость в условиях экзаменационного стресса?
Задача 195. Попытайтесь найти физиологическое объяснение утверждению Л.Н. Толстого
«Единственное удовольствие без раскаяния – это тяжелый физический труд»..
Вопросы:
1. Является ли тяжелая физическая нагрузка стрессом для организма?
2. Как меняется активность симпатоадреналовой системы при этом состоянии?
3. Какие еще гормоны принимают участие в организации ответа на физический стресс?
4. Чем обеспечивается защита от повреждения тканей организма при высоком выбросе стрессорных гормонов?
5. Какие гормоны стресс-лимитирующей системы помимо защиты от повреждений обеспечивают противоболевую защиту и вызывают позитивные эмоции (эйфорию)?
Задача 196. Известно, что депривация (ограничение) сна вызывает у человека целый ряд когнитивных расстройств (памяти, внимания, мышления).
Вопросы:
1. С чем связано ухудшение памяти при нарушении фазы быстрого сна?
2. Какие процессы, связанные с памятью, происходят во время фазы медленного сна?
3. В какую фазу сна максимальное количество людей видят сновидения?
4. Какую физиологическую роль играют сновидения?
5. Какая фаза сна наиболее страдает при ограничении сна?
Задача 197. Некоторые люди при подготовке доклада, лекции, публичного выступления предпочитают проговаривать текст вслух. Другие произносят его про себя, но при этом ходят по комнате.
Вопросы:
1. Как можно объяснить эффективность таких приемов запоминания материала с физиологических позиций?
2. Как называется физиологическая система, поддерживающая тоническую деполяризацию корковых нейронов и их готовность к ответу?
3. Почему проговоривание вслух делает запоминание более эффективным?
4. Какие виды памяти различают по модальности сигналов?
5. Какой из каналов поступления учебной информации более устойчив к развитию утомления?