Файл: Задача в участке гипоксии головного мозга (например, при тромбозе артерии) в результате дефицита кислорода в нейронах произошло резкое изменение уровня атф, и началась деполяризация клеточной мембраны вплоть до прекращения генерации пд в нейронах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 312

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача 198. Один из способов борьбы с алкоголизмом в свое время состоял в выработке соответствующего условного рефлекса и негативной эмоциональной памяти. Попытайтесь дать физиологическое объяснение этого лечебного приема..
Вопросы:
1. Что использовалось в этом случае в качестве подкрепления совместно с этанолом?
2. Какую защитную реакцию организма вызывало это вещество?
3. Какие вегетативные процессы сопровождали этот рефлекс?
4. Какое по знаку эмоциональное состояние возникало при этом?
5. Какие по знаку эмоции ускоряют обучение максимально быстро?
Задача 199. Одним из осложнений приёма цитостатиков, которые нарушают синтез белков, является одновременное нарушение памяти.
Вопросы:
1. Какой процесс формирования памяти нарушается?
2. С нарушением каких физиологических процессов это связано?
3. Нарушена ли при этом память на события далекого прошлого?
4. Нарушается ли способность запоминать текущие события в интервале нескольких минут?
5. Обратимы ли эти нарушения?
Задача 200
При черепно-мозговых травмах у пациента нередко может возникнуть расстройство памяти на события, непосредственно предшествующие травме (антероградная амнезия).
Вопросы:
1. Какой вид памяти при этом страдает?
2. С нарушением каких физиологических процессов это связано?
3. Влияют ли на этот процесс ингибиторы синтеза белков?
4. Что такое реверберация нервных импульсов?
5. Что такое проторение?
Задача 201. Объясните с физиологических позиций смысл пословицы «Утро вечера мудренее».
Вопросы:
1. Почему сон является важным механизмом психологической защиты личности?
2. В какую фазу сна наиболее часто возникают сновидения?
3. Какова роль сновидений?
4. Почему сон выполняет еще и антистрессорную роль?
5. В чем еще проявляется адаптивная роль сна?
Задача 202. М.Е. Салтыков-Щедрин в книге «Культурные люди» так описал поведение российского либерала: «Он сидел в комнате и ему что-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать». Дайте характеристику состояния этого человека на основе анализа элементов функциональной системы поведения.
Вопросы:
1. Какой системообразующий фактор по П.К. Анохину определяет формирование функциональной системы поведения?
2. Какой механизм на стадии афферентного синтеза направляет поведение?
3. Есть ли у героя Салтыкова-Щедрина в данном случае четко выделенная мотивация?
4. Какая мозговая структура отвечает за такой тип поведения (ситуация «Буриданова осла»)?


5. К какому типу ВНД по Павлову-Симонову относится данный герой?
Задача 203. Укажите роль нервных структур, входящих в акцептор результата действия у человека при обеспечении социальных форм поведения. Обоснуйте свой ответ.
Вопросы:
1. Что такое акцептор результата действия?
2. При участии каких мозговых структур происходит в первую очередь формирование целенаправленного поведения?
3. Какие мотивационные структуры мозга обеспечивают поведение?
4. Какова роль ретикулярной формации?
5. Какова роль обстановочной афферентации в обеспечении социально приемлемых путей удовлетворения потребностей человека?
Задача 204. Студент отвечает на экзамене.
Вопросы:
1. Какие психофизиологические процессы при этом осуществляются у него ?
2. Каков системообразующий фактор данной функциональной системы?
3. Какой отдел вегетативной нервной системы активирован во время экзамена?
4. Активность какого полушария максимальна во время ответа на экзамене?
5. Какие моторные и сенсорные центры и какого полушария участвуют в устном диалоге с экзаменатором?
Задача 205. Проведенная в лаборатории электрическая стимуляция у животных одних и тех же структур гипоталамуса и телеметрическая стимуляция этих же структур в условиях свободного поведения в стаде дала разные поведенческие реакции у животного.
Вопросы:
1. Как называется подобный физиологический феномен ?
2. Что важнее для организма – физические характеристики сигнала (они в опыте не менялись) или физиологический смысл сообшения?
3. Какие структуры мозга обеспечивают сенсорную интеграцию и сопоставление разных сигналов и оценку их физиологического значения?
4. Какая информация в данном случае меняет характер ответа на стимуляцию мозговых структур?
5. Какова роль обстановочной афферентации в социализации поведения?
Задача 206. У человека в пожилом возрасте резко нарушилась когнитивная деятельность и оценка результатов своего поведения.
Вопросы:
1. Какой ключевой механизм нарушения когнитивных процессов при старении?
2. В каких отделах мозга наиболее рано нарушаются когнитивные функции?
3. Что происходит с мотивационными процессами при старении и почему?
4. Что происходит с системой обратных связей при старении?
5. Какие виды памяти наиболее страдают при старении?
Задача 207. Обследуемый пациент, страдающий бронхоспазмами и затруднением дыхания в покое, сообщил, что при волнении ему дышится легче.
Вопросы:
1. Что такое эмоции?
2. Какие функции выполняют эмоции?


3. Какие вегетативные процессы активируются при эмоциях?
4. Какие медиаторы и гормоны выделяются при эмоциональном возбуждении?
5. Какие медиаторы и через какиерецепторы оказывают бронхорасширяющее действие и субъективное ощущение облегчения дыхания?
Задача 208. Выступающему перед большой аудиторией человеку на трибуну ставят стакан с водой
Вопросы:
1. Что испытывает человек перед важным выступлением?
2. Какие отделы вегетативной нервной системы активированы при этом?
3. Какие медиаторы и гормоны освобождаются при активации этого отдела ? На какие рецепторы в действуют эти вещества?
4. Какой тип рецепторов взаимодействует с медиаторами и как изменяется характер секреции слюнных желез?
5. Как это отразится на речевой функции оратора?
Задача 209. Исследование вкусовых ощущений проводилось у студентов во время занятий и в период экзаменационной деятельности. Известно, что ситуация экзаменов вызывает стрессовое состояние у студентов.
Вопросы:
1. Как меняются во время экзаменов вкусовые ощущения?
2. Чем можно объяснить эти изменения?
3. Что является раздражителем для вкусовых сосочков языка?
4. Что является порогом раздражения вкусовых сосочков языка?
5. Какое влияние на возбудимость рецепторов слуховой и зрительной сенсорных систем, участвующих в экзаменационной деятельности студента, оказывает симпатическая нервная система?
Задача 210. По выражению лица можно определить психо-эмоциональное состояние человека, его настроение.
Вопросы:
1. Что такое мимика?
2. Могут ли мышцы, участвующие в формировании пищевого комка участвовать в мимической деятельности?
3. Перечислить особенности строения и иннервации жевательных (мимических) мышц?
4. Каковы структурные предпосылки мимической мускулатуры в бесчисленном воспроизводстве экспрессии?
5. Участвуют ли в произведении экспрессии лица зубы и губы?
Задача 211. После отборочного тура к международному конкурсу бальных танцев были допущены стажеры и танцевальные пары, имевшие опыт выступления на престижных конкурсах. Перед выступлением в обеих группах возрос уровень адреналина, у некоторых из стажеров в 10 раз.
Вопросы:
1.
Какое физиологическое и метаболическое действие оказывает адреналин на органы- мишени?
2.
Как изменяется уровень глюкозы в крови при повышении концентрации адреналина в крови?


3.
Какой процесс протекает в печени при действии адреналина?
4.
Каковы механизмы обеспечения энергией сердечной мышцы при сильном эмоциональном стрессе?
5.
Как влияет адреналин на сосуды?
Задача 212. А.С.Пушкин в поэме «Полтава» пишет о Петре !: «Глаза его сияют, лик ужасен, движенья быстры, Он прекрасен, он весь как божия гроза».
Вопросы:
1. Какие характеристики могут наиболее точно отразить этот тип ВНД?
2. На чем основана общая для человека и животных классификация типов ВНД по
И.П.Павлову?
3. На чем основана частная классификация типов ВНД человека?
4. Как соотносятся между собой классификация темпераментов по Гиппократу и типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову?
5. Прекратить активность такого лидера может действие сверхсильного раздражителя. Как называется этот вид торможения и какие виды внешнего торможения вам известны?
1   2   3   4   5   6   7   8

Задача 213. Авиценна провел следующий опыт: на площади поставили три клетки. В две из них посадили по барану, а в третью- волка. Один из баранов не видел хищника, второй же был вынужден все время ощущать на себе заинтересованный взгляд серого врага. Животные вдоволь получали еды и питья, однако баран, трясшийся в ужасе рядом с волком, умер через две недели без видимой причины.
Вопросы:
1. Почему стресс называется неспецифической реакцией организма?
2. Почему, несмотря на то, что стресс-реакции способствуют выработке устойчивости организма к неблагоприятным факторам, животное все же погибло? Для ответа на этот вопрос вспомните стадии развития стресса по Г. Селье.
3. Какова роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии?
Попытайтесь проанализировать, вследствие каких нарушений могло погибнуть животное?
4. Что такое "стресс-реализующие системы организма"? Каково их значение?
5. Что такое "стресс-лимитирующие системы организма"? Каково их значение?
Задача 214. Пациент с длительным неполноценным питанием (частичным голоданием) пришел на прием к врачу. При осмотре и пальпации у него были обнаружены отеки (задержка воды в интерстициальном пространстве подкожной клетчатки) в области ног.
Вопросы:
1. Какие физико-химические изменения крови могут быть при этом причиной отека?
2. Что такое гипопротеинемия?
3. Каков механизм возникновения отеков в данном случае?
4. За счет чего приемущественно формируется онкотическое давление крови?
5. Какова величина онкотического давления крови?
Задача 215. У человека с кровоточащим полипом толстой кишки в течение года потеря железа с гемоглобином превышала его всасывание в тонкой кишке, в результате чего произошло истощение запасов депонированного в организме железа.
Вопросы:
1. Как изменится по сравнению с нормой (больше – меньше) в крови пациента уровень гемоглобина, количество эритроцитов, цветовой показатель?

2. Какой из трех показателей (эритроциты, гемоглобин, цветовой показатель) будет изменен в большей степени и почему?
3. Где в организме взрослого человека синтезируется эритропоэтин?
4. Как изменится в крови пациента концентрация эритропоэтина в данных условиях?
5. Какова ткань-мишень для эритропоэтина и механизм его влияния?
Задача 216. У новорожденного ребенка имеется увеличенное количество эритроцитов и высокий уровень фетального гемоглобина.
Вопросы:
1. В чем физиологическое преимущество этой особенности эритроцитарной системы в перинатальном периоде (с 28-ой недели пренатального периода до рождения)?
2. В чем физиологическое преимущество этой особенности эритроцитарной системы в 1-ую неделю периода новорожденности?
3. В чем физиологическое отличие фетального гемоглобина от гемоглобина взрослого человека?
4. Как метаболизируется железо, образовавшееся при распаде фетального гемоглобина?
5. Почему женщины во время беременности зачастую страдают анемией? (Особенно при повторной беременности, менее чем через 1,5 года после рождения предыдущего ребенка)
Задача 217. Препараты железа зачастую назначают курсом не менее 30 дней, хотя клинический эффект их приема наступает уже на первой неделе.
Вопросы:
1. Почему препараты железа назначают курсом не менее 30 дней?
2. Сначала нормализуются показатели плазмы или заполнится депо железом?
3. В состав какого белка входит железо в организме человека?
4. Какую валентность должно имеет железо в крови человека для выполнения транспорта О
2
?
5. Где находится депо железа в организме человека и в каких формах депонируется?
Задача 218
После интенсивной физической нагрузки у испытуемого увеличилась вязкость крови.
Вопросы:
1. Чем это может быть обусловлено?
2. Какие показатели вязкости крови являются нормальными?
3. Какие факторы могут оказать влияние на вязкость крови?
4. Какое значение играет вязкость в циркуляции крови?
5. Какие органы являются основными депо эритроцитов?
Задача 219. Известно, что в детском возрасте отсутствует разница в количестве эритроцитов в крови мальчиков и девочек. У взрослых мужчин количество эритроцитов в единице объема крови больше, чем у женщин. В старческом возрасте эта разница вновь почти исчезает.
Вопросы:
1. Каковы причины этого физиологического явления?
2. Укажите нормы содержания эритроцитов в крови мужчин и женщин.
3. Какие гормоны активируют эритропоэз?
4. Какие гормоны ингибируют эритропоэз?
5. Каковы функции эритропоэтина, место его синтеза и клетки-мишени?