Файл: Урок Создание психологического настроя Постановка целей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
урока
IV. Оценка деятельности учащихся
-
Степень активности -
Организованность и дисциплина -
Навыки самостоятельной деятельности
V. Итоги урока
-
Выполнение намеченного плана, степень достижения цели -
Домашнее задание: посильность, объем, вариантность -
Использование воспитательных возможностей оценки -
Эффект последействия
План урока русского языка в 9 «А» классе
Тема: «Случаи слитного и раздельного написания «НЕ».
Цель: Исследование проблемы написания «НЕ»; привести знания детей в систему.
Оборудование: таблица «НЕ - частица - отрицание или утверждение»; карточки для домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (настрой класса).
II. Проверка домашнего задания.
1. Разминка «Словарная работа».
Бессонница; священник; таможенник; ветреность; мудреность; современник; масленица; привилегированность; гостиница;
путаница; конопляник; нечаянность; эрудированность; родственник; ремесленник; воспитанник; образованность.
2. Работа над сложными конструкциями (проверка домашнего задания). Учащиеся читают предложения и объясняют их конструкции.
III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
1. Записать предложение и объяснить его конструкцию. В огромный, до конца не познанный, страстями полный до краев, хочу я в мир, не мною созданный, внести красивое свое.
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы вместе будем исследовать проблему: «Слитное или раздельное написание НЕ».
2. Записать слова и объяснить написание НЕ.
а) нежеваный (прил.); незваный (прил.); некошеный; неженат-
неженатый.
Варианты написания: не жеваный и межеванный; не жженный и нежженый;
б) Я не глуп, но не лишен таланта.
3. Работа по таблице (систематизация знаний).
Частица - отрицание. НЕ - утверждение
глуп
О
умен
+
ю
НЕ слишком не глуп НЕ очень (отрицание) НЕ вполне
глуп
далеко НЕ (очень, слишком, крайне) отнюдь НЕ никак НЕ у глуп вовсе НЕ
V. Первичная проверка усвоения знаний.
1. Составление таблицы вместе с учащимися (закончить ее дома).
Слитное | Раздельное |
1. Все слова, не употребляющиеся без НЕ (нечаянно, нелепость, нежданный, ненастье, ненавидеть). 2. Существительные (непогода). 3. Наречия. | 1. Глагол. 2. Служебные части. 3. Краткие причастия. 4. Деепричастия. 5. 6. 7. |
. Решение проблемы.
Мальчик не достает до полки. И чего вам недостает? Несмотря на ваше расположение, я вынуждена сделать вам замечание.
VI. Первичное закрепление знаний.
Самостоятельная работа.
(Учащиеся выполняют упражнение из учебника.)
VII. Контроль и самопроверка.
VIII. Информация о домашнем задании.
1. Работа по карточкам.
Выяснить, нет ли отступлений, прокомментировать написание НЕ.
-
Уложить все теоретические сведения о слитном и раздельном написании НЕ в таблицу. -
Выписать 10 предложений с НЕ.
IX. Подведение итогов.
Системно-структурный анализ
урока русского языка в 9 «А» классе средней школы
по теме: «Случаи слитного и раздельного написания «НЕ»
Урок состоит из следующих этапов:
-
Организация начала занятий. -
Проверка домашнего задания. -
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. -
Изучение нового материала. -
Первичная проверка усвоения знания. -
Первичное закрепление знаний. -
Контроль и самопроверка. -
Информация о домашнем задании. -
Подведение итогов.
Началу урока предшествовала хорошая организация учащихся, полная готовность и быстрое включение их в деловой ритм занятия.
Проверка домашнего задания была проведена в виде словарной разминки и анализа сложных конструкций предложений. Работа проходила в форме диалога между детьми и учителем, который добивался от них полных и осознанных доказательств, выявляя пробелы по данной теме. Проверка длилась 12 мин.
Все остальные этапы были объединены основной дидактической целью - исследование проблемы написания «НЕ» и систематизация знаний детей по этой проблеме. Упражнения, используемые на уроке, помогали учителю реализовать данные дидактические цели. Содержание материала соответствовало уровню знаний учащихся и программе. Ценно, что оно опиралось на личный опыт детей. Тема урока не сообщалась заранее, а родилась в результате поиска исследования языковых явлений. Ученикам был дан ключ (таблица) к этому поиску, с помощью которого дети могли свободно вступать в диалог с учителем. На уроке постоянно проводится
тренинг, т. к. учитель «несет» себя учащимся как «сомневающийся» человек и поэтому им приходится делать открытия самим. Использовались элементы задачного подхода, коллизии, проявлялась автономность суждений детей. Все это способствовало проявлению творческой активности учащихся на уроке. Ведущая роль - теоретических занятий (семантика). Обучение проводилось на более высоком уровне трудности, где учитель знакомил ребят с теми орфограммами, которые будут изучаться позднее, на последующих уроках, т. е. ориентировал их на перспективу. На уроке учитель сумел создать субъектные отношения. Дети своими мыслями, высказываниями вмешивались в учебный процесс. Учитель только помогал им упорядочить свои знания, делать вывод. Поэтому можно отметить процессуальный характер урока.
В проверке усвоения знаний учащимися новой темы учитель пытается выявить глубину и понимание ими новых понятий. Для этого на уроке были созданы нестандартные ситуации, требующие от детей мыслительной деятельности, умения установить связи и воспроизвести новые понятия, умения выделить их существенные признаки.
Информация о домашнем задании была дана учителем в конце урока и сопровождалась инструктажем ее выполнения.
Все части урока были связаны между собой единой дидактической целью, переходы от одного к другому проводились плавно, почти незаметно. Например, когда учитель говорил о промежуточном состоянии «НЕ» в русском языке, каждый этап был как бы ступенькой к восприятию последующей, более сложной, т. е. постепенно возрастал уровень даваемого материала детям. Все эти приемы помогали учителю в достижении триединой дидактической цели, а значит, урок носил образовательный характер.
Системно-функциональный анализ урока литературы
Тема урока: «Тварь дрожащая, или власть имею» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Тема посещения: реализация учителем на уроке воспитательного аспекта последней триединой цели урока.
Программа наблюдения:
-
Нравственное поведение учителя. -
Соблюдение и развитие нравственных традиций урока. -
Использование учебного материала для активного влияния на нравственное сознание учащихся.
Анализ урока:
В процессе урока ученики выяснили суть теории Раскольни-кова, а сравнения показали его нравственные поиски, внутреннюю борьбу на пути к самоутверждению, сумели доказательно подойти к выводу: все ли «дозволено гениям». Воспитательный аспект цели
во многом успешно реализуется. Об этом говорит высокий уровень организационной деятельности учащихся, который выразился:
-
в четкой подготовленности класса к уроку; -
в организованной встрече учителя, готовности доски и прочее;
-
в четкой работе всех на уроке и отсутствии отвлечений, нарушений дисциплины; -
в умелой организации самостоятельной работы, планировании своей деятельности.
На уроке мы видим результат работы учителя по отработке нравственных качеств, традиций урока в организации урока, в поддержании рабочей обстановки в процессе познавательной деятельности, в установлении доверительных отношений между учителем и учениками, где нет места окрику, где тебя внимательно выслушают. Само содержание учебного материала способствовало воспитанию чувства коллективизма, раскрывало перед учащимися возможности поиска истины, каким путем идти в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.
Воспитательное значение урока снижено формой организации познавательной деятельности учащихся, когда учитель прямолинейно разделил класс на сильных и слабых при подаче дифференцированного задания. Воспитательная задача не полностью реализована, поскольку учитель не связал теоретические выкладки, поиски и находки учащихся, общие их выводы по теме урока с жизнью, актуальными вопросами современности.
Выводы и рекомендации: изменить фонд, построив дифференциацию гуманно; осуществлять связь материала классических произведений с современностью.