Файл: 5. 1 Методика изучения основных величин в начальной школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли

Задачи урока:

- обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;

- развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;

- воспитывающие – воспитывать коллективизм, аккуратность.

Ход урока

1. Знакомство с темой урока.

– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).

– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).

- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).

- Как по-другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

2. Постановка учебных задач.

- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

3. Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин

- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)

(На доске появляется запись: 1 часть из 5).

В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).


- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

4. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью. Сравнение дробей.
Вопросы:

¾ Разработайте задания для 4 этапа урока (работа с количеством заданий – не менее 6 заданий).


¾ Какие вопросы можно предложить учащимся на этапе рефлексии?

Ответ:

Задания для 4 этапа урока:


1. В столовой испекли 120 пирожков. Продали ¼ всех пирожков. Сколько пирожков осталось?


2. Таня съела ½ конфет из коробки. Это 15 конфет. Сколько конфет было в коробке?


3. В стае было 10 молодых птенцов. Это ¼ от всех птиц в стае. Сколько птиц в стае?

4.Запиши в порядке

А) возрастания:

        

Б) убывания:

        

5.Сравни:

  и    
  

А) Отрезок ткани размером 125 метров разрезали на 5 равных частей. Сколько метров составляет 1 часть?
Б) Длина туристского маршрута 350 км. В первый день туристы проехали   маршрута, во второй день -    маршрута, а в третий день – оставшуюся часть пути. Сколько километров проехали туристы в третий день?


В) Покупая рыбок в зоомагазине, Коля потратил    всех своих денег. После этого у него осталось 195 рублей. Сколько денег было у Коли?
Возможные вопросы на этапе рефлексии данного урока:


– Какая тема урока была?


- Какие задачи мы перед собой ставили?


– Что такое доля?


– Как называется число, которое пишем над чертой?


– Что показывает числитель?


– Как называется число, которое под чертой?


– Что показывает знаменатель?


– А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?
Задания по теме 5.5 Обучение элементам алгебры в начальной школе

Цель: формирование умений проектировать учебную деятельность с учетом возраста и индивидуальных особенностей обучающихся; умений находить и использовать методическую литературу и другие источник информации, необходимые для подготовки к урокам.

Задание 9. Разработайте дифференцированные задания для самостоятельной работы (высокого, среднего, низкого уровня сложности) для учащихся начальной школы по проверке умений и навыков решать уравнения различного вида (не менее 5 заданий по 3 уровня сложности в каждом задании).

Ответ:

1.Даны выражения:

81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100

72 : 9 - 3 400 + 200 + 30 - 100

8:6-7:8 27:3 - 2:6 • 9

84-9-8 54 + 6 • 3 - 72 : 8
Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2-й группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

Задание для 3-й группы. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

2.Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-й группы. Решите задачу двумя способами.

Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

Задача 3. Задание для 1-й группы. Решите задачу: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

Задание для 2-й группы. Найдите в задаче лишние данные: «Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках
, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?» Измените условие и решите задачу.

Задание для 3-й группы. Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.

Задача 4. Метр шелка стоит 20 р., а метр ситца -5 р. На платье нужно 3 м шелка или 2 м 50 см ситца. Сколько шелка и ситца нужно на 1 платье?

1 уровень. Реши задачу по действиям.

2 уровень. Запиши решение задачи выражением.


3 уровень. Из какой ткани платье будет дороже и на сколько?

Задача 5. Поезд прошел без остановок 420 км со скоростью 70 км/ч, после остановки на 14 минут прошел еще 300 км со скоростью 75 км/ч. Какое расстояние он преодолел?


1 уровень Реши задачу по действиям. Какая величина в условии лишняя?

2 уровень Запиши решение задачи выражением.


3 уровень Какое расстояние прошел поезд обратно?
Задание 10. Составьте систему упражнений для формирования понятия «выражение» и изучения порядка действий в числовых выражениях (не менее 6упражнений).

Ответ:


1.Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?


2. Сколько нужно пятирублёвок, чтобы купить конфету за 25 рублей?

3. Поставьте вместо звездочек знаки арифметических действий так, чтобы равенства были верными:

12*6*2=4

12*6*2=70

12*6*2=24

12*6*2=9

12*6*2=0

4. Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:

25–17:4=2 3•6–4=6

24:8–2=4

5. Поставьте вместо звездочек знаки "+" или "-" так, чтобы получились верные равенства:

38*3*7=34

38*3*7=28

38*3*7=42

38*3*7=48

6. Продолжить запись так, чтобы знак "=" сохранился:

56– (20+1)=56–20...

(10+5) • 4=10•4...

60:(2•10)=60:10...


Пермь - 2023