ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Организационная психология

(направленность (профиль) / специализация)

Практическое задание №4
по учебному курсу «Общепсихологический практикум 1»

(наименование учебного курса)

Студент

Новосельцева Кристина Рудольфовна







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбп-1901б













Преподаватель

Аккужеева Екатерина Жарденовна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Практическое задание 4

Тема 7. Социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения

Тема 8. Методологические основы социально-психологического тренинга

Задание

Ответьте письменно на вопросы. Ответы аргументируйте.

1. Охарактеризуйте сущность понятия «социально-психологический тренинг». Перечислите его основные функции.

Ответ: Социально-психологический тренинг (СПТ) — вид групповой практической психологии, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Автор термина — М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т.д.). Но СПТ на сегодня является наиболее часто употребимым и наиболее устоявшимся термином. Нужно подчеркнуть, что это понятие является чрезвычайно широким, соответственно, им обозначают большое количество самых разнообразных методов.


2. Проанализируйте исторические аспекты развития тренинговой деятельности. Какие основные пять типов тренинга представлены М. Форвергом?

Ответ: Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга начали появляться в начале XX века как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическим знаниям, и «безопасного» приобретения трудовых навыков. В то же время начали развиваться разнообразные формы психической саморегуляции, направленные на снятие психоэмоционального напряжения специалистов профессий, имеющих экстремальную специфику деятельности или связанных с высокой сложностью организации труда. В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон предложил систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. В 1932 г. И. Г. Шультц разработал классический вариант аутогенной тренировки, основанной на эффекте снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением.
Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и связывают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брадфорта, Р. Липпита. В этот период в США создается Центр по изучению групповой динамики. В результате исследований в мастерской межгрупповых отношений К. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, какими их видят окружающие. Разработанные К. Левином и К. Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. В результате успешной работы мастерской межгрупповых отношений в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга. Появившиеся в то время Т-группы (тренинговые группы) стали предшественниками современных видов психологической работы с группами, большинство из которых объединяются у нас понятием «социально-психологический тренинг». Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности перестройки неэффективных стереотипов в психологически безопасных условиях тренинговой группы.
В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг. Его практической областью приложения была социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Основными средствами тренинга стали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации.

Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М. Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга:
1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. Данный тип тренинга не ориентирован на проработку личных проблем участников, за исключением тех, которые могут быть связаны с непосредственными профессиональными затруднениями.
2. Группы, ориентированные на подготовку к управленческой деятельности и направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В данном типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики с целью вскрытия ее закономерностей и развития навыков ее управлением.
3. Группы психогигиены и психопрофилактики, ориентированные на работу с руководителями с повышенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Данные группы формировались исключительно добровольно и проводились специалистами в области психотерапии и клинической психологии.
4. Группы развития личностного роста и компетентности в общении. Профессиональные проблемы в данном тренинге затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга.
5. Цель тренинга пятого типа – развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни.

3. Какие направления работы в социально-психологическом тренинге существуют?

Ответ:

В настоящее время выделяют три основных подхода (области) в групповом социально-психологическом тренинге – психодинамический, поведенческий, гуманистический. Психодинамический подход – к нему в основном относятся транзакционный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия. В основе данного подхода заложено «инсценирование» реальных проблем, которые имеются у участников группового тренинга. В рамках инсценировки, каждый участник исполняет определенную роль. Это помогает понять суть проблемы и найти оптимальные пути ее решения. Результатом данного подхода является достижение участниками эмоциональной разрядки и внутреннего эмоционального очищения. Поведенческий подход – направлен на выделение неэффективных типов и форм поведения, опробование нового безопасного и действенного поведения, а также взаимодействия с окружающими. Суть данного подхода заключается в том, что человек через исправление неадекватного поведения, получает знания об иных формах поведения и взаимодействия с людьми. Опробование данных форм происходит непосредственно в рамках группы. Гуманистический подход – в основе данного метода заложено признание самоценности и уникальности человеческой личности. Важным в данном тренинге является осознание ценности собственного существования, принятия себя как личности. Каждый участник группы должен понимать, что он как личность несет полную ответственность за свое поведение и свои поступки. Основной формой организации групповой терапии в данном случае является социально-психологический тренинг сензитивности и группы встреч.


4. Какие принципы социально-психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов?

Ответ: Согласно С. И. Макшанову к принципам социально-психологического тренинга относятся:
1) Принцип создания среды тренинга - обеспечивающие достижение поставленных целей, — как в индивидуальном, так и в более широком социальном контексте, а также определение потребности в тренинге — могут быть обозначены как целевой компонент социогуманитарной технологии. Этот компонент предполагает характеристику эталонного и реального состояния участников технологии с использованием единой системы понятий, а также методы диагностики, позволяющие получить соответствующую информацию.
2) Принципы поведения участников - позволяют каждому человеку активно включаться в деятельность группы, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к самому себе и к партнеру по взаимодействию, соотносить свои личностные смыслы со смыслами других участников группы посредством обратной связи, признавать ценности личности другого человека, могут быть обозначены как содержательный компонент
3) Принципы организации тренинга - Организационные принципы, определяющие требования к составу участников тренинговой группы, правил и временного режима ее работы, могут быть обозначены как стабилизационный компонент. Он включает совокупность организационных факторов, которые влияют на успешность применения конкретной социальной технологии, таких как условия применения технологии, правила отбора участников, средства, позволяющие идентифицировать условия реализации.
4) Этические принципы - обеспечивающие защиту человеческого достоинства участников группы от профессиональной некомпетентности и манипуляции, включаются в прогностический компонент технологии, который учитывает ее положительный эффект и возможные неблагоприятные последствия.

5. Охарактеризуйте организационные принципы подготовки и проведения тренинга.

Ответ: Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга:
- принцип комплектования группы тренинга. При наборе участников тренинговой группы следует учитывать такие характеристики, как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.

- принцип физической закрытости. Тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
- принцип пространственно-временной организации тренинга. Тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы — продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.
Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга. Принципы создания среды тренинга включают:
- принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
- принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников;
- принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

6. В чем проявляется специфика этических принципов в процессе реализации тренинга?

Ответ: Этические принципы — правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой. К нимотносятся:
- принцип конфиденциальности — информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.
- принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию — недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой.
- принцип ненанесения ущерба — предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.

7. Какие функции выполняет ведущий тренинга?

Ответ:

Тренер – это ключевое лицо цикла занятий. Личность руководителя группы в значительной степени определяет успешность психологической работы.