ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторный анализ большого количества переменных, характеризующих поведение ведущего, позволяют выделить четыре основные функции:
1. Эмоциональная стимуляция - руководитель побуждает участников усомниться в адекватности их поведения, вступает в конфронтацию, активно моделирует ситуацию путем личного риска и высокого уровня самораскрытия;
2. Попечительства - руководитель оказывает поддержку, выражает симпатию, хвалит, защищает, выражает доброжелательность, принятие, искренность и заинтересованность.
3. Оказание смысла - руководитель объясняет, разъясняет, интерпретирует, обеспечивает участников когнитивной структурой, необходимой для изменения, переводит чувства и личный опыт участников в сферу идей.
4. Исполнительная функция - руководитель устанавливает рамки, правила, нормы, цели, распределяет время, задает темп, останавливает, заставляет, предлагает процедуры).

8. Что означает понятие «групповая динамика» в процессе реализации социально-психологического тренинга?

Ответ: Понятие "групповая динамика" было предложено К. Левиным.

Групповая динамика является совокупностью внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, которые дают характеристику всем стадиям существования малой группы: образованию, функционированию, развитию, стагнации, регрессу, распаду.
В групповой динамике есть два составляющих процесса: чувство доверия и чувство сплоченности. Изменение этих чувств и определяет переход группы из одной фазы в другую.
В общем виде групповую динамику составляют: задачи и нормы группы, ее структура и структура лидерства в группе, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение.
Под групповой динамикой обычно понимаются процессы эмоционального, учебного, профессионального, социального и личного взаимодействия и влияния участников тренинга друг на друга, а также на организаторов и ведущих тренинга.

9. Охарактеризуйте основные фазы, которые проходит группа в своем развитии. Какие внутренние процессы соответствуют каждой фазе развития группы?

10. Выделите этапы работы с заявленной проблемой в тренинге.

Ответ: Обычно выделяют 3 фазы развития группы:
1 фаза - ориентации и зависимости или неуверенности, адаптационная - группа встревожена, обеспокоена, зависима. Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности. Члены группы стремятся получить советы по поводу своих затруднений. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей.

2 фаза - конфликтов и протеста или активного напряжения - группа переносит на ведущего ответственность за свое разочарование. В результате этого группа убеждается в том, что проявление агрессивности не всегда пагубно.
3 фаза развитие сплоченности и сотрудничества - развивается сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность. Группа находится в рабочем состоянии. Развиваются целебные свойства группы.
4 фаза - целенаправленной деятельности - группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советуется, критикует, возбуждается, принимает решения. Группа характеризуется высокой сплоченностью, но уже не подавляет отрицательных эмоций, наоборот, сознательно допускает проявления враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе враждебные чувства. В группе создана определенная структура со множеством изменяемых ролей, группа самостоятельна, ответственна.

11. Назовите факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе.

Ответ: Тренинговая группа является и средством и средой для преднамеренных изменений участников тренинга. Различными авторами выделяются следующие факторы, обеспечивающие изменения участников в группе .
Членство в группе. Само членство в группе может эффективно воздействовать и вызывать изменения. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку прочувствовать, что его проблемы не уникальны и что он не один со своими проблемами.
Эмоциональная поддержка группы. Эмоциональная поддержка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия создают предпосылки для ослабления защитных механизмов. Ощущение поддержки снимает напряжение, придает уверенность и активизирует человека. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения, способствует позитивной переоценке отношения к себе.
Помощь другим участникам группы. Помощь остальным участникам, ощущение сопринадлежности повышают чувство собственной необходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть болезненную фиксацию на своих проблемах, укрепляет чувство уверенности в себе, в своих возможностях справляться и со своими трудностями.
Возможность эмоционального реагирования. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять накопленное эмоциональное напряжение, что в сочетании с эмоциональной поддержкой группы способствует раскрытию личностных проблем участников, связанных с соответствующими переживаниями и последующей их переработке.

Обратная связь. Одним из важнейших факторов, образующих и корректирующих «Я» человека, является информация о нем, получаемая от группы. Обратная связь может быть вербальной или невербальной, общей или специфической, оценочной или просто описывающей, эмоционально окрашенной или нейтральной, но именно она является для участника «его видением себя со стороны». Человек и в обыденной жизни так или иначе получает обратную связь. Но в ситуации, сформированной в психологическом плане группы, он более подготовлен к конструктивному восприятию обратной связи от других участников, которая в свою очередь может быть более объективной, откровенной, а главное, не отсроченной.
Наблюдение и осмысление. Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения в группе, мотивов, лежащих в реализации данного поведения, собственных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях, своей роли в происхождении конфликтных ситуации.

12. Перечислите и охарактеризуйте основные виды социально-психологического тренинга. Влияет ли вид и цель тренинга на содержание и структуру занятия тренинга?

Ответ: В зависимости от цели тренинга выделяют:

Инструментально-ориентированные тренинги - социально-психологический тренинг поведения, который основывается на бихевиреальной традиции и рассматривает человека как предмет манипулирования. Цель этого подхода - овладение эффективными моделями поведения. Главное - это изменение поведения человека, а результат этого изменения- усвоенные навыки и опыт. К таким тренингам относят: тренинг стратегии решения конфликта, тренинг для управляющих, тренинг делового общения, тренинг социальных навыков.

Личностно-ориентированные тренинги - группы личностного роста, где главные цели - это самораскрытие и получение знаний о собственной личности. В данном походе подчеркивается равенство психологических позиции тренера с участниками тренинга. Например, группы встреч, экзистенциальные группы, психодинамические группы
Групповой социально-психологический тренинг используется: - для развития навыков эффективного общения и повышения коммуникационной компетентности; - для работы с психически здоровыми людьми в целях оказания им помощи в саморазвитии; - для социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства; - в рамках клинической психотерапии.

Социально-психологические тренинги, являясь формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму той школы или направления, взглядов которых придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия


1 Оставить нужное