Файл: Исторические концепции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исторические концепции.

Концепция не существует вне автора концепции, поэтому она носит личностный характер, ведь связана с фигурой основателя, который знает исходный замысел.

Концепций исторического процесса множество.

Циклическая концепция.

Одна из самых древних концепций в мире. Потому что сам мир ее показывает – периодически чередовать свои определенные состояния. То есть, издревле люди наблюдали, что день сменяется ночью, зима весной и т.д. Это чередование для людей было близким и объяснимым.

Археологам, этнологам хорошо известны различные формы фиксации этой цикличности у различных народов. В основу матриархата тоже была заложена идея цикличности и повторяемости: женщина – гарант воспроизводства жизни, хранительница огня в очаге, не давала произойти гибели рода.

Символом чередования состояния окружающего мира является круг (эллипс). Декоративно-прикладное искусство различных народов использует его в качестве основных своих элементов.

Истоки цикличности следует искать в первобытнообщинном обществе, а затем в мифологии. Мифологии большого количества народов наполнены: умирающий, а затем воскрешающийся бог.

Схожие идеи заложены в дуализме – представление о мире, как борьбе противоположных начал (добро и зло). Даже эсхатологические мифы (мифы о конце света) они содержат эту идею: завершение очередного цикла и начало нового.

Мифологическое мировоззрение полностью основывалось на идеи раз и навсегда установленного порядка бытия. Первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, он был с ней связан. Мышление сохраняло следы диффузности (рассеянности, нерасчленённости). Поэтому свое пребывание в мире человек строил на основе наблюдаемой им в природе цикличности.

Каждое явление для первобытного человека имело свое строго-определенное место. Приспособление человека к этому порядку и есть жизнь. Этому порядку подчинялся не только смертный человек, но и божества. Например, в Античной мифологии решающее значение на ход событий оказывали не только боги, но и судьба. Даже Зевс был ей подвластен.

Гарантом целостности выступала ритуальная практика: табу, жертвоприношение, языческие праздники, призванные обеспечить непрерывность природных и жизненных циклов.


Цикличность, как концепция, проявляется уже в древней мысли Востока – Индия, Китай, Персия. Например, в Древней Индии – некая теория прогресса – приближение добродетельных людей к абсолютному и вечному бытию. Теория бесконечной трансформации человека без приближения к конечной цели и теория больших циклов в истории всего мира.

Согласно веданте (одна из древних школ Индии) после известного периода времени эмпирически-материализованный мир растворяется и приобретает форму некого духовного существования (брамма?). После пребывания в этой чистой форме бытие пребывает материальную форму существования. Такие большие циклы повторяются в конце каждого периода времени. Вот она теория вечных циклов.

Китай. Философия даосизма была философией неизменного бытия. В конфуцианстве тоже находится циклическая концепция исторического процесса. Сформулирована в законе Конфуция о трех стадиях, которые циклически повторяются среди первобытных групп: стадия беспорядка (примитивная анархия, войны, нет социального контроля), стадия малого спокойствия (семья, частная собственность, эгоизм, социальная нестабильность), стадия великого сходства (стабильный социальный порядок, взаимное уважение, доброжелательность). Эти стадии постоянно повторяются. Еще у Конфуция существует теория периодичности малых циклов.

Древняя Персия. Один большой цикл, который состоит из малых. Исходной точкой большого цикла является счастливый, добродетельный мир, который сотворен Ахурамаздой. Затем принцип зла вторгается в мир добра, побеждает, потом верх одерживает добро и т. д. Вот и цикличность. У персов это борьба между добром и злом. Конечная стадия будет полным поражением духа зла. Ад будет разрушен. Люди восстанут из мертвых и будет царить добро.

Очень большое внимание цикличности уделяли историки античности: Геродот, Плутарх, Фукидид, Ксенофонт. Разумный порядок в природе поддерживается путем постоянного возвращения вещей к прежнему состоянию, без развития. Так как общество рассматривалось, как часть природного, то формируется представление о круговороте общественных явлений и форм. Можно даже говорить о циклической теории развитии – в завершении каждого цикла развития происходит превращение одних общественных форм в другие. Пока весь круг превращений не будет пройдет, потом заново. Отсюда слабость античного историзма. Часть античных историков придерживалась идея сосуществования несовершенных и приходящих земных форм и идеальных, совершенных вечных форм – противопоставляя.


Древние греки были убеждены, что код истории имеет циклический характер. Для них история – простое повторение изначально предопределенных событий, ход которых человек не в силах изменить. История лишена собственных смысла и цели. Вот и концепция циклического развития. Начала складываться именно в античности.

Представлена в трудах Геродота, Фукидида (автор истории пелопонесских войн). Описание греко-персидских войн выполнено Геродотом в эпической манере, а пелопонесские войны у Фукидида описаны историческими фактами. Но оба придерживались циклической концепции, повторяемости истории.

Циклическая концепция полностью исключает влияние человека на ход истории, потому что все подчинено необходимости; в истории отсутствует цель.

Геродот стоял на точки зрения вмешательства богов в дела людей, поэтому был далек от мысли объяснить связь между событиями и людьми должным образом. Геродот разделял старые суеверия своего народа – вещие сны, предсказания и т.д.

Фукидид предметом своего труда сделал главное событие своей эпохи – войну между Спартой и Афинами (пелопонесская). Участвовал сам, даже был стратегом, но жил в изгнании, пока война не закончилась. С самого начала описывал войну, тщательно проверяя рассказы о том, чего не мог видеть своими глазами. Но свой труд он до конца не довел. Он уже остерегался баснословия. Фактическая истина в истории дороже всего. Он не прибегал к мысли о сверхъестественном вмешательстве богов для объяснения событий, стараясь выводить события из сознательной деятельности людей. Геродот обращался к своим читателям больше, как поэт, а Фукидид больше воздействовал на ум читателей.

Ксенофонт. Излагал предмет поверхностно. Слишком часто объясняет события вмешательством внешних сил.

Плутарх. Комментатор Платона. Старался примирить и согласовать концепции Платона и Аристотеля (постоянно спорили друг с другом). В своих трудах уделял внимание о разработке учения о едином; о душе.

По Платону любая история культуры или народа последовательно проходит через определенные стадии: появление, развитие, уточнение, вершина, упадок (из-за различных катаклизмов). Платон отмечал и малые циклы в смене форм правления. Линейная концепция исторических перемен, постоянно идущих в течение времени Платону чужда.

Цикличностью прописаны и труды Аристотеля. Вид государственного устройства определяется тем, в чьих руках находится власть в государстве: один человек правит, большинство, меньшинство. Если цель власти – общественная польза, то это монархическое правление (самый правильный тип правления); власть преследует частное благо – неправильное государственное устройство (тирания, демократия, олигархия). У каждого правильного вида есть свой двойник – отклонение.


Поливий. Идеи Платона-Аристотеля доводит до конца в своей Всеобщей истории. Шесть форм правления (государств), которые сменяют друг друга: единовластие (монархия) – после очередного катаклизма уцелевшие люди покоряются более сильным вождям, власть силы. Постепенно устанавливаются прочные связи, разум сменяет силы, монархия преобразуется в царство. Царское правление переходит в извращенную форму – тиранию. А из тирании вырастает аристократия. Которая по законам природы вырождается в олигархию. Восстание против олигархии приводит к демократии. Демократия из-за пренебрежения законов и разнузданности народа превращается в охлократию (выродившаяся демократия). Все эти переходы по естественным законам. Каждая форма правления несет в себе собственную погибель.

С 47 минуты.

Концепция циклического развития представляет культурную картину миру, где особое значение предается кризисным переходам при сохранении целостности.

Каждый тип культуры и цивилизации (у Шпенглера 8, у Тойнби 26) проходит в своем развитии сходные фазы, ступени, стадии: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат (Шпенглер), рождение, рост, упадок, надлом, разложение, исчезновение (Тойнби).

Время жизни каждой культуры варьируется в широком диапазоне. По Шпенглеру культуре отпущено приблизительно 1000 лет, а по Тойнби даже стадия надлом может растянуться на несколько тысячелетий сделав цивилизацию окаменевшей.

В судьбе каждой культуре существует критический момент, который свидетельствует о исчерпании ее жизненной силы, переходе из органической в механическую форму развития. Это приводит к полному окостенению жизни. Культура (цивилизация) либо окаменевает, либо полностью исчезает с лица земли.

Концепция культурно-исторических циклов опирается на идею множественности исторических объектов. Цель и смысл истории определяется судьбой отдельно взятой культуры. Всякая культура неизменно придет к своему закату, концу. Она может только ненадолго продлить свое существование.

Наиболее известная работа Шпенглера – «Закат Европы», в которой он утверждает, что единая мировая культура невозможна. Название: была написана в начале 20 века, когда он сделал вывод, что европейская культура себя изжила, идет к своей гибели, краху.

Шпенглер выделяет следующие религии
, культуры: Китай, Вавилон, Египет, Индия, Античная, арабская, культура индейцев Майя. Из тех, которые существовали при нем: европейская (движется к закату), становящаяся (воинственно-непредсказуемая – прусско-сибирская). Проводя аналогию между культурой и живым организмом, Шпенглер выделяет общие для всех культуры циклы: детство (весна) - период хаоса и накопления сил (в это время культуры почти не отличимы); юность (лето) – интенсивный рост, рассвет, развитие всех особенностей; зрелость (осень) – период полной реализации всех заложенных возможностей, старость (зима) – цивилизация, культура замирает, вера падает, искусство вырождается, торжествуют материалистические взгляды. По Ш. – цивилизация — это переход от творчества к бесплодию, механической работе; она предшествует окончательной гибели культуры. То есть, цивилизация — это период упадка. В основе каждой отдельной культуры лежит своя собственная идеальная форма, свой прообраз, чистый тип.

Арнольд Тойнби – английский мыслитель. Основная работа «Исследование истории» - 12 томов. Красной нитью проходит идея цивилизации. Если для Шпенглера – цивилизация это закат культуры, то для Тойнби эти 2 понятия синонимы: культура и цивилизация.

Единой цивилизации у человечества нет. Она разлагается и распадается на множество отдельных замкнутых цивилизаций, каждая из которых развивается сама по себе – локальная цивилизация.

Единство общества он под сомнение на ставит. Но человеческое общество видится ему плюралистическим, дискретным, цивилизации друг на друга совершенно не похожи.

В общей сложности он идентифицировал 32 цивилизации, в том числе, 21 полностью развившуюся или раскрывшуюся. Все цивилизации самобытны, по настоящему индивидуально, но это не исключает фундаментальной общности, сходных внутренних механизмов развития.

Тойнби резко критикует попытки описать человеческую историю в терминах прямолинейного развития. Представления о прямолинейности исторического развития — это простейший образ волшебного бобового стебелька из сказки, который пробил землю, растет вверх, пока не ударится головой.

Реальные земные цивилизации вычерчивают совершенно разные траектории развития. Они не прямые. Они легко ломаются на разные отрезки и стадии. Развитии цивилизации является дискретно-стадийным. Чисто цивилизаций циклически ограничено и все они вытянуты в единую цепочку: возникновение, рост, надлом, распад. На месте распавшихся цивилизаций возникают новые. Но она уже никак не связана с предшествующей цивилизацией. И гибнущая цивилизация необязательно является материнском лоном для следующей цивилизации.