Файл: Исторические концепции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Циклическое развитие цивилизации носит дискретный – прерывистый характер. Переход от одной стадии к другой не происходит автоматически, не все цивилизации проходят все названные стадии. Сойти с циклической дистанции истории может любая культура, цивилизация в любое время. Не исключается и попятное движение.

Главная движущаяся сила истории по Тойнби сосредоточена на творческом меньшинстве – именно оно является двигателем истории. Неординарные, творческие личности активизируют человечество. Простые люди становятся последователями и проводниками. Творческое меньшинство вдохновляет основную массу населения. Общий механизм вдохновения со стороны большинства – подражание.

В циклы укладываются только события и движения прошлого. Настоящее и будущее открыты для преобразований и усилий людей. Знание прошлого говорит нам только об одной из будущих возможностей. И это позволяет избежать повторения нежелательного для нас повторения событий.

Если сравнить Ш и Т, то разница в самом понятии цивилизации. Для Т это синоним культуры, а для Ш это закат. Т. не рассматривает культуры, как обособленные системы, он универсалист, считает, что они все связаны между собой и имеют нечто общее.

Т. не разделят пессимизма Ш. по поводу заката культуры, т.к. у него культуры вытекают одна из другой: одна является основателей другой.

Т. выделял 5 культур: западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная. В основе развития культуры находится развитие религии, они связаны между собой. Поэтому 5 значимых религий: христианство, ислам, буддизм, зороастризм, индуизм.

Т. признает циклическую схему развития цивилизации. Каждая цивилизация у него существует 12 веков.

Очень интересна концепция Юрия Крижанича. Хорват по происхождения. В 17 веке прибыл в Россию пожилым человеком в 1660 году. Именно здесь написал свои главные произведения и проявил себя оригинальным мыслителем.

Был иностранцем, но проникся интересами России. Называл русских в своих сочинениях «наш русский народ», русское государство считал своим государством, мыслил с позиции русских национальных интересов.

Главное сочинение – трактат «Беседы о правлении». Написан в 1663 году на общеславянском языке, который был создан самим автором на основе церковнославянского, русского народного и хорватского литературных языков.

Первая публикация произведения была осуществлена в России только в 1859 году под названием «Политика».


Свое произведение он писал специально для Алексея Михайловича. Речь, в основном, идет о России, ее экономике, государственном устройстве.

Глупой ложью объявлял Крижанич идею о происхождение русских правителей от римского императора Октавиана Августа, о чем когда-то говорил Иван Грозный. Ему было достаточно считать себя потомком своего истинного предка короля Владимира, а и не искать в предках всеми оплеванного Октавиана Августа, называть себя потомком монахини Сильвии и распутной богини Афродиты.

Басней он считал и призвание на Русь варяжских князей. Не могли новгородцы быть такими глупыми, чтобы так поступить, ведь они помышляли о том, чтобы избавиться от междоусобиц, укрепиться от вторжения извне, зачем им тогда просить у чужеземцев трех князей.

Юрий был и противником концепции Москва – Третий Рим. Рим – проклятое название.

Политический идеал – неограниченное самодержавие. «Совершенное самовластвование». Это первая и самая важная божья милостыня, которая оказана России. Это жезл Моисеев, которым царь-государь может творить все необходимые чудеса. При таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, введены все благие законы. Ибо все, что хочет приказать самодержец исполняется беспрекословно.

На этом и завершается провиденциальная концепция.