Файл: Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Дирижирование академическим хором) Форма обучения очная срок изучения 2 семестр Форма обучения заочная срок изучения 2 семестр Челябинск 2016 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента и др.) Использование специфических тембровых выразительных качеств хора и его партий. Особенности интонирования (хоровой строй). Выявление на основе ладогармонического анализа наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического (горизонтального) и гармонического (вертикального) строя. Способы преодоления интонационных трудностей. Дикция. Вокальность литературного текста и особенности его произношения (орфоэпия). Особенности подтекстовки. Приемы хорового изложения (tutti, использование неполного состава хоровых групп, «чистых тембров», divizi, сопоставление, обособление, постепенное включение, дублирование хоровых групп или партий, перекрещивание, окружение партий, колористические приемы). 27 Установление других характерных вокально-хоровых особенностей произведения. Специфика певческого дыхания (по фразам, цепное); характер звука («светлый», «темный» и др.); характеристика приемов звуковедения (legato, поп legato, marсato, staccato). Определение количественного состава хора, необходимого для исполнения данного произведения, (большой, малый, средний) и его квалификация (профессиональный, учебный, и т.д.). IV. Исполнительский анализ. Разработка исполнительского плана на основе раскрытия содержания произведения и исходя из литературного, музыкального и хорового анализа. Общий характер произведения и его частей. Темповый план (точный перевод и объяснение всех темповых обозначений). Метрономические указания. Агогика. Динамика. Артикуляция. Выявление специфических исполнительских трудностей в связи с особенностями жанра и формой произведения (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма, куплетность, репризность и др.) Определение характерного для данного произведения основного исполнительского принципа (цельность, непрерывность развития, эпизодичность, детализация, периодичность и др.). Фразировка. Связь между музыкальной и литературной фразами. Определение общей и частных динамических и смысловых кульминаций. Приемы дирижирования. Темпо-метро-ритмические особенности. Дирижерская схема. Показы вступлений, дыханий, снятий. Наличие фермат, дробленых долей и т.п. Характер дирижерского жеста. Изложение собственного исполнительского замысла (интерпретация произведения) и его конкретная детализация путем отбора и выделения наиболее характерных для данного произведения музыкально-выразительных, вокально-хоровых и дирижерско-исполнительеких средств. Определение в произведении наиболее важных и трудоемких моментов, требующих особого внимания в процессе репетиций, методы эффективной работы над ними. V. Заключение. Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном произведении (при сравнении с другими его сочинениями). Наличие различных редакций партитуры, причина их возникновения и их сравнительный анализ. Сравнение анализируемого произведения с другими написанными на тот же текст или посвященных той же тематике. Выявление собственного отношения к изучаемому произведению. Сравнение различных исполнительских интерпретаций. Вывод. В конце работы рекомендуется дать библиографический список. Форма представления в электронном виде. Самостоятельная работа № 5. Тема: «Организация репетиционного процесса» Цель работы – овладение навыками планирования хоровой репетиции, а также подбора хорового репертуара. Задание и методика выполнения: используя источники, указанные в разделе 7 «Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины», подготовить план отдельной хоровой репетиции, а также разработать порядок исполняемых в концерте произведений. Оформить в следующем виде: 28 № п/п Название произведения Время звучания 1. 2. n. 5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы Жукова, Е. Д. Организация самостоятельной работы студентов [Текст] : учеб. пособие / Е. Д. Жукова. – Уфа, 2007. – 164 с. См. также Раздел 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины. 5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для самостоятельной работы www.edu.ru – Российское образование. Федеральный портал. www.gramota.ru – Справочно-информационный портал Грамота.ру – русский язык для всех. www.study.ru – Языковой сайт. www.twirpx.com/ – Все для студента. См. также Раздел 8. Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины. 6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы Таблица 6 Паспорт фонда оценочных средств для текущей формы контроля Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства 1 2 3 4 Тема 1. Хоровое творчество и исполнительство. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) знания: основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции на уровне понимания – Семинар № 1. Тема «Современное состояние хорового исполнительства в России» (2 час.). – Самостоятельная работа № 1. Тема «Синхронизация истории умения: перечислять основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции 29 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства навыки и (или) опыт деятельности: формулировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции развития хорового творчества и исполнительства». – Тест Способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ОПК-3) знания: теории постижения музыкального произведения в культурно-историческом контексте на уровне понимания умения: описывать теорию постижения музыкального произведения в культурноисторическом контексте навыки и (или) опыт деятельности: объяснять специфику музыкального произведения в культурно-историческом контексте Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач Тема 2. Хоровой коллектив. АнГотовность к самоорганизации и знания: основных психологопедагогических условий, необ- – Семинар № 2. Тема «Жанры и 30 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства самбль хора. Строй хора. самообразованию (ОК-6) ходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразования на уровне перечисления виды хоровых коллективов» (2 час.). – Семинар № 3. Тема «Анализ хоровой партитуры» (2 час.). – Семинар № 4. Тема «Хоровое пение как синтез литературнопоэтического и музыкального начал» (2 час.). – Самостоятельная работа № 2. Тема «Составление сводной таблицы общего и рабочего диапазонов хоровых партий». – Самостоятельная работа № 3. Тема «Упражнения для распевания различных по составу хоров» – Самостоятельная работа № 4. Тема «Развернутый анализ хоровой партитуры». – Тест умения: описывать основные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразования навыки и (или) опыт деятельности: в создании благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для самоорганизации и самообразования Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач Способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнизнания: способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения на уровне воспроизведения умения: перечислять способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкаль- 31 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства тельный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21) ного произведения навыки и (или) опыт деятельности: описывать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Тема 3. Личные качества и профессиональные особенности руководителя хора. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) знания: основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции на уровне понимания – Семинар № 3. Тема «Анализ хоровой партитуры» (2 час.). – Самостоятельная работа № 4. Тема «Развернутый анализ хоровой партитуры». – Тест умения: перечислять основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции навыки и (или) опыт деятельности: формулировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Готовность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) знания: основных психологопедагогических условий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразования на уровне перечисления умения: описывать основные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразования навыки и (или) опыт деятельности: в создании благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для самоорганизации и самообразования Способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ОПК-3) знания: теории постижения музыкального произведения в культурно-историческом контексте на уровне понимания умения: описывать теорию постижения музыкального произведения в культурноисторическом контексте навыки и (или) опыт деятельности: объяснять специфику музыкального произведения в 32 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства культурно-историческом контексте Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач Способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21) знания: способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения на уровне воспроизведения умения: перечислять способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения навыки и (или) опыт деятельности: описывать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Тема 4. Организация и построение репетиционного процесса. Готовность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) знания: основных психологопедагогических условий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразования на уровне перечисления – Семинар № 5. Тема «Организация репетиционного процесса» (2 час.). – Семинар № 6. 33 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства умения: описывать основные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразования Тема «Вокальная работа с хором» (2 час.). – Самостоятельная работа № 5. Тема «Организация репетиционного процесса». – Тест навыки и (или) опыт деятельности: в создании благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для самоорганизации и самообразования Способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ОПК-3) знания: теории постижения музыкального произведения в культурно-историческом контексте на уровне понимания умения: описывать теорию постижения музыкального произведения в культурноисторическом контексте навыки и (или) опыт деятельности: объяснять специфику музыкального произведения в культурно-историческом контексте Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных про- 34 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства фессиональных задач Способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21) знания: способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения на уровне воспроизведения умения: перечислять способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения навыки и (или) опыт деятельности: описывать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Тема 5. Методические принципы подбора хорового репертуара. Проведение певческих праздников, фестивалей и конкурсов. Способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ОПК-3) знания: теории постижения музыкального произведения в культурно-историческом контексте на уровне понимания – Семинар № 7. Тема «Анализ и подбор хорового репертуара» (2 час.). – Самостоятельная работа № 5. Тема «Организация репетиционного процесса». – Тест умения: описывать теорию постижения музыкального произведения в культурноисторическом контексте навыки и (или) опыт деятельности: объяснять специфику музыкального произведения в культурно-историческом контексте Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем обра- 35 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства зования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач Способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21) знания: способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения на уровне воспроизведения умения: перечислять способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения навыки и (или) опыт деятельности: описывать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Таблица 7 Паспорт фонда оценочных средств для промежуточной аттестации Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства 1 2 3 4 Раздел 1. Теория и история хорового исполнительства Тема 1. Хоровое творчество и исполнительство. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) знания: основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции на уровне понимания – Вопросы к зачету (2 семестр): № 2, 26, 27, 28. – Практикоориентированное задание: 1 – Тест умения: перечислять основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции навыки и (или) опыт деятельности: формулировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Способность применять теоретичезнания: теории постижения музыкального произ- 36 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства ские знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ОПК-3) ведения в культурноисторическом контексте на уровне понимания умения: описывать теорию постижения музыкального произведения в культурно-историческом контексте навыки и (или) опыт деятельности: объяснять специфику музыкального произведения в культурно-историческом контексте Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач Тема 2. Хоровой коллектив. АнГотовность к самоорганизации и знания: основных психолого-педагогических ус- – Вопросы к зачету (2 семестр): № 1, 3, 4, 5, 6, 37 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства самбль хора. Строй хора. самообразованию (ОК-6) ловий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразования на уровне перечисления 7, 8, 9, 10, 13, 14. – Практикоориентированное задание: 1, 2 – Тест умения: описывать основные психологопедагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразования навыки и (или) опыт деятельности: в создании благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для самоорганизации и самообразования Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собст- 38 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства венных профессиональных задач Способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21) знания: способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения на уровне воспроизведения умения: перечислять способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения навыки и (или) опыт деятельности: описывать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Тема 3. Личные качества и профессиональные особенности руководителя хора. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) знания: основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции на уровне понимания – Вопросы к зачету (2 семестр): № 15, 16, 17, 18. –Практикоориентированное задание: 1 умения: перечислять ос- – Тест новные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции навыки и (или) опыт деятельности: формулировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Готовность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) знания: основных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразования на уровне перечисления умения: описывать основные психологопедагогические условия, необходимые для формирования способности к 39 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства самоорганизации и самообразования навыки и (или) опыт деятельности: в создании благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для самоорганизации и самообразования Способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ОПК-3) знания: теории постижения музыкального произведения в культурноисторическом контексте на уровне понимания умения: описывать теорию постижения музыкального произведения в культурно-историческом контексте навыки и (или) опыт деятельности: объяснять специфику музыкального произведения в культурно-историческом контексте Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и 40 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач Способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21) знания: способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения на уровне воспроизведения умения: перечислять способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения навыки и (или) опыт деятельности: описывать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Тема 4. Организация и построение репетиционного процесса. Готовность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) знания: основных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразования на уровне перечисления – Вопросы к зачету (2 семестр): № 11, 12, 19, 23, 24, 25. Практикоориентированное задание: 1, 3 – Тест умения: описывать основные психологопедагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразования навыки и (или) опыт деятельности: в создании благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для самоорганизации и самообразования Способность применять теоретические знания в знания: теории постижения музыкального произведения в культурно- 41 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ОПК-3) историческом контексте на уровне понимания умения: описывать теорию постижения музыкального произведения в культурно-историческом контексте навыки и (или) опыт деятельности: объяснять специфику музыкального произведения в культурно-историческом контексте Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач Способность анализировать и подвергать критичезнания: способов анализа и критического разбора процесса исполнения му- 42 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства скому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21) зыкального произведения на уровне воспроизведения умения: перечислять способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения навыки и (или) опыт деятельности: описывать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Тема 5. Методические принципы подбора хорового репертуара. Проведение певческих праздников, фестивалей и конкурсов. Способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ОПК-3) знания: теории постижения музыкального произведения в культурноисторическом контексте на уровне понимания – Вопросы к зачету (2 семестр): № 20, 21, 22. Практикоориентированное задание: 2, 3 умения: описывать тео- – Тест рию постижения музыкального произведения в культурно-историческом контексте навыки и (или) опыт деятельности: объяснять специфику музыкального произведения в культурно-историческом контексте Готовность к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5) знания: основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития на уровне понимания умения: объяснять использование основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профес- 43 Наименование разделов, темы Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (пороговый уровень) Наименование оценочного средства сиональных задач навыки и (или) опыт деятельности: обобщать знания основных характеристик отечественной и зарубежных систем образования, сути различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенностей их становления и развития для решения собственных профессиональных задач Способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21) знания: способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения на уровне воспроизведения умения: перечислять способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения навыки и (или) опыт деятельности: описывать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения 6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания Таблица 8 6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования Показатели сформированности компетенций (пороговый уровень) Критерии оценивания уровня сформированности компетенций Формы контроля 1 2 3 Начальный (входной) этап формирования компетенций (входные знания) Демонстрирует знания о хоровом исполнительстве как виде творческой деятельности Оценивает хоровое исполнительство как вид творческой деятельности диагностические: входное тестирование, самоанализ, опрос Текущий этап формирования компетенций (связан с выполнением обучающимися заданий, может осуществляться выявление причин 44 непонимания какого-либо элемента содержания или неумения при выполнении заданий) Знания: основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции Перечисляет основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Активная учебная лекция; семинары; самостоятельная работа: устный опрос (базовый уровень / по диагностическим вопросам); письменная работа (типовые задания); самостоятельное решение контрольных (типовых) заданий и т. д. Основных психологопедагогические условий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Ориентируется в проблемном поле психологопедагогической науки и руководствуется современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства Значимости музыкального произведения в культурно-историческом контексте на уровне понимания Планирует учебный процесс, осуществляет методическую работу, разрабатывает методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы Способов анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Приводит примеры использования способов анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Осуществляет поиск способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Умения: называть основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Демонстрирует понимание закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции Называть основные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Демонстрирует понимание основных психологопедагогических условий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Описывать особенности музыкального произведения в культурноисторическом контексте Анализирует учебный процесс, осуществляет методическую работу, разрабатывает методические материалы, анализировать раз- 45 личные педагогические системы и методы Перечислять способы анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Анализирует использование в своей исполнительской деятельности принципов, методов и форм преподавания учебного предмета в исполнительском классе Называть способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Анализирует способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Навыки: объяснять развитие основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции Оценивает развитие основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции Перечислять основные психологопедагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Оценивает основные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Иллюстрировать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте Анализирует музыкальное произведение в культурноисторическом контексте Распознавать способы анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Распознает способы анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Использовать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Оценивает использование способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Промежуточный (аттестационный) этап формирования компетенций Знания: основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции Перечисляет основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Зачет: – ответы на теоретические вопросы на уровне описания, воспроизведения материала; – выполнение практикоОсновных психолого- Ориентируется в проблем- ориентированных заданий на уровне 46 педагогические условий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразованию ном поле психологопедагогической науки и руководствуется современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства понимания. Значимости музыкального произведения в культурно-историческом контексте на уровне понимания Планирует учебный процесс, осуществляет методическую работу, разрабатывает методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы Способов анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Приводит примеры использования способов анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Осуществляет поиск способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Умения: называть основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Демонстрирует понимание закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции Называть основные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Демонстрирует понимание основных психологопедагогических условий, необходимых для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Описывать особенности музыкального произведения в культурноисторическом контексте Анализирует учебный процесс, осуществляет методическую работу, разрабатывает методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы Перечислять способы анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на Анализирует использование в своей исполнительской деятельности принципов, методов и форм преподавания учебного 47 знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики предмета в исполнительском классе Называть способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Анализирует способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Навыки: объяснять развитие основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции Оценивает развитие основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции Перечислять основные психологопедагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Оценивает основные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования способности к самоорганизации и самообразованию Иллюстрировать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте Анализирует музыкальное произведение в культурноисторическом контексте Распознавать способы анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Распознает способы анализа художественных и технических особенностей музыкальных произведений, основанных на знаниях в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики Использовать способы анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Оценивает использование способов анализа и критического разбора процесса исполнения музыкального произведения Формы контроля для продвинутого уровня: – на текущем этапе формирования компетенций:
активная учебная лекция; семинары; самостоятельная работа: устный опрос (продвинутый уровень, например дискуссия, или опережающий); письменная работа (творческая); самостоятельное решение контрольных (вариативных, разноуровневых) заданий; защита и презентация результатов работ и т. д.; – на промежуточном (аттестационном) этапе формирования компетенций: зачет: ответы на теоретические вопросы на уровне анализа; выполнение практикоориентированных заданий на уровне анализа. Формы контроля для повышенного уровня: – на текущем этапе формирования компетенций: активная учебная лек- 48 ция; семинары; самостоятельная работа: устный опрос с использованием вопросов и заданий, не имеющих однозначного решения; устное выступление (дискуссионного характера); творческие ситуативные задания (индивидуальные и групповые); – на промежуточном (аттестационном) этапе формирования компетенций: зачет: ответы на теоретические вопросы на уровне объяснения; выполнение практикоориентированных заданий на уровне интерпретации и оценки. 6.2.2. Описание шкал оценивания Таблица 9 6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на зачете Оценка по номинальной шкале Описание уровней результатов обучения зачтено Обучающийся показывает глубокие, исчерпывающие знания в объеме пройденной программы, уверенно действует по применению полученных знаний на практике, демонстрируя умения и навыки, определенные программой. Грамотно и логически стройно излагает материал при ответе, умеет формулировать выводы из изложенного теоретического материала, знает дополнительно рекомендованную литературу. Обучающийся способен действовать в нестандартных практикоориентированных ситуациях. Отвечает на все дополнительные вопросы. Результат обучения показывает, что достигнутый уровень оценки результатов обучения по дисциплине является основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС. зачтено Результат обучения показывает, что обучающийся продемонстрировал результат на уровне осознанного владения учебным материалом и учебными умениями, навыками и способами деятельности по дисциплине. Допускает незначительные ошибки при освещении заданных вопросов. Обучающийся способен анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практикоориентированных ситуациях. зачтено Результат обучения показывает, что обучающийся обладает необходимой системой знаний и владеет некоторыми умениями по дисциплине. Ответы излагает хотя и с ошибками, но исправляемыми после дополнительных и наводящих вопросов. Обучающийся способен понимать и интерпретировать освоенную информацию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач. не зачтено Результат обучения обучающегося свидетельствует об усвоении им только элементарных знаний ключевых вопросов по дисциплине. Допущенные ошибки и неточности в ходе промежуточного контроля показывают, что обучающийся не овладел необходимой системой знаний и умений по дисциплине. Обучающийся допускает грубые ошибки в ответе, не понимает сущности излагаемого вопроса, не умеет применять знания на практике, дает неполные ответы на дополнительные и наводящие вопросы. 49 Описание шкалы оценивания при тестировании на базе тестовых материалов института Оценка по номинальной шкале % правильных ответов, полученных на тестировании зачтено от 90 до 100 зачтено от 75 до 89,99 зачтено от 60 до 74,99 не зачтено менее 60 6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы Балльно-рейтинговая система оценивания по дисциплине не используется Таблица 10 6.2.2.3. Описание шкалы оценивания Устное выступление (семинар, доклад) Дескрипторы Образцовый, примерный; достойный подражания ответ (отлично) Законченный, полный ответ (хорошо) Изложенный, раскрытый ответ (удовлетворительно) Минимальный ответ (неудовлетворительно) Оцен ка Раскрытие проблемы Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы. Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без привлечения дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/или обоснованы. Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы. Проблема не раскрыта. Отсутствуют выводы. Представление Представляемая информация систематизирована, последовательна и логически связана. Использованы все необходимые профессиональные термины. Представляемая информация систематизирована и последовательна. Использовано большинство необходимых профессиональных терминов. Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна. Профессиональная терминология использована мало. Представляемая информация логически не связана. Не использованы профессиональные термины. Ответы на вопросы Ответы на вопросы полные с приведением примеров. Ответы на вопросы полные и/или частично полные. Только ответы на элементарные вопросы. Нет ответов на вопросы. Умение держаться на аудитории, коммуникаСвободно держится на аудитории, способен к импровиСвободно держится на аудитории, поддерживает Скован, обратная связь с аудиторией затруднена. Скован, обратная связь с аудиторией отсутствует, не соблюдает нормы 50 тивные навыки зации, учитывает обратную связь с аудиторией. обратную связь с аудиторией. речи в простом высказывании. Практическое задание (задачи) Оценка по номинальной шкале Характеристики ответа обучающегося Отлично Обучающийся самостоятельно и правильно решил учебнопрофессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументированно излагал свое решение, используя профессиональную терминологию. Хорошо Обучающийся самостоятельно и в основном правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя профессиональную терминологию. Удовлетворительно Обучающийся в основном решил учебно-профессиональную задачу, допустил несущественные ошибки, слабо аргументировал свое решение, путаясь в профессиональных понятиях. Неудовлетворительно Обучающийся не решил учебно-профессиональную задачу. 6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы 6.3.1. Материалы для подготовки к зачету Промежуточная аттестация может осуществляться в тестовой форме Таблица 11 Материалы, необходимые для оценки знаний (примерные теоретические вопросы) к зачету № п/п Примерные формулировки вопросов Код компетенций 1 Жанры и виды хорового творчества ОК-6, ОПК-5 ПК-21 2 Современное состояние и тенденции в развитии профессионального хорового исполнительства ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 3 Элементы хоровой звучности, исполнительские возможности хоров ОК-6, ОПК-5 ПК-21 4 Расстановка хора, особые составы хора ОК-6, ОПК-5 ПК-21 5 Хоровые партии и составляющие их голоса. ОПК-5, ПК-21 6 Рабочие диапазоны, переходные ноты, примарные тоны хоровых партий. ОПК-5, ПК-21 7 Понятие о хоровом ансамбле, его виды и элементы. ОПК-5, ПК-21 8 Влияние тесситурных условия и фактурных особенностей произведения на ансамбль хора. ОПК-5, ПК-21 9 Понятие хорового строя, его условия и виды. ОПК-5, ПК-21 10 Причины, ведущие к нарушению строя, способы их устранения. ОПК-5, ПК-21 11 Основное содержание процесса вокальной работы с хором, проблема воспитания хорового певца ОК-6, ОПК-3, ОПК-5, ПК-21 12 Устройство певческого аппарата, формирование звука. ОК-6, ОПК-3, ОПК-5, ПК-21 13 Понятие о хоровой дикции, ее особенности и специфика. ОПК-5, ПК-21 51 14 Особенности произношения (исполнения) иноязычных текстов в музыкальных произведениях. ОПК-5, ПК-21 15 Личные качества и профессиональные особенности дирижера-хормейстера. ОК-2, ОК-6, ОПК-3, ОПК-5 ПК-21 16 Коммуникативные условия коллективного исполнительства. ОК-2, ОК-6, ОПК-3, ОПК-5 ПК-21 17 Этапы работы дирижера над хоровым произведением. ОК-2, ОК-6, ОПК-3, ОПК-5 ПК-21 18 Основные составляющие анализа хоровой партитуры. ОК-2, ОК-6, ОПК-3, ОПК-5 ПК-21 19 Организация и построение репетиционного процесса. ОК-6, ОПК-3, ОПК-5, ПК-21 20 Концертная деятельность хорового коллектива, роль конкурсов и фестивалей. ОПК-3 ОПК-5, ПК-21 21 Принципы подбора хорового репертуара. ОПК-3 ОПК-5, ПК-21 22 Особенности формирования концертных программ. ОПК-3 ОПК-5, ПК-21 23 Организация работы самодеятельного хорового коллектива. ОК-6, ОПК-3 ОПК-5, ПК-21 24 Организация работы детского хорового коллектива. ОК-6, ОПК-3 ОПК-5, ПК-21 25 Организация работы академического (учебного) хорового коллектива. ОК-6, ОПК-3 ОПК-5, ПК-21 26 Современные зарубежные профессиональные коллективы. ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 27 Современные профессиональные и самодеятельные российские хоровые коллективы. ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 28 Основные направления хорового исполнительства современности. ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 Таблица 12 Материалы, необходимые для оценки умений, навыков и (или) опыта деятельности (примерные практикоориентированные задания) № п/п Темы примерных практикоориентированных заданий Код компетенций 1. Опишите этапы работы над хоровой партитурой, предложенной преподавателем ОК-2, ОК-6 ОПК-3, ОПК-5 ПК-21 2. Приведите примеры упражнений для распевания хора с целью: – развивать голос, – расширять диапазон голоса, – укреплять дыхание, – настраивать позиционно высоко, – вырабатывать кантилену, ровность голоса, – вырабатывать чистоту интонации, – развивать гармонический слух, – развивать четкость дикции, – развивать единую манеру звукообразования ОК-6, ОПК-5 ПК-21 3. Продемонстрировать приемы задавания тона с помощью камертона ОК-6, ОПК-5 ПК-21 52 6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине Написание рефератов (эссе, творческих заданий) не предусмотрено. 6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы Курсовая работа по дисциплине учебным планом не предусмотрена. 6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций 6.3.4.1. Планы семинарских занятий Семинар № 1. Тема «Современное состояние хорового исполнительства в России» (ОК-2, ОПК-3, ОПК-5) (2 час.) проходит в форме дискуссии. Вопросы для обсуждения: 1. Хоровое искусство на современном этапе. 2. Профессиональные хоровые коллективы современности. 3. Современные самодеятельные российские хоровые коллективы. 4. Современные зарубежные профессиональные коллективы. 5. Социальная функция хорового творчества. Рекомендуемая литература: Основная литература к семинару (см. п. 7.1). Дополнительная литература к семинару: 1. Батюк, И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение [Электронный ресурс] / И. В. Батюк. – СПб. : Изд-во «Лань»; «Планета музыки», 2015. – 216 с. – Режим доступа : http://e.lanbook.com/book/58831 – Загл. с экрана. – Дата обращения: 10.04.2017. 2. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Л. Живов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с. Семинар № 2. Тема «Жанры и виды хоровых коллективов» (ОК-6, ОПК-5, ПК-21) (2 час.) проходит в форме дискуссии. Вопросы для обсуждения: 1. Разновидности хоровых коллективов (народные, академические, камерные хоры, ансамбли песни и пляски, хоры музыкальных и драматических театров, учебные хоры, детские хоры. 2. Частные и любительские хоры. 3. Хоры русских оперных театров. Рекомендуемая литература: Основная литература к семинару (см. п. 7.1). Дополнительная литература к семинару: 1. Батюк, И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение [Электронный ресурс] / И. В. Батюк. – СПб. : Изд-во «Лань»; «Планета музыки», 2015. – 216 с. – Режим доступа : http://e.lanbook.com/book/58831 – Загл. с экрана. – Дата обращения: 10.04.2017. 2. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Л. Живов. – М. : Гуманит. изд. 53 центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с. Семинар № 3. Тема «Анализ хоровой партитуры» (ОК-6, ОПК-5, ПК-21) (2 час.) проходит в форме защиты практического задания в рамках самостоятельной работы. Задания и методика выполнения: в рамках самостоятельной работы подготовить анализ хоровой партитуры на выстраивание ансамбля и строя хора, а также развернутый анализ хоровой партитуры изучаемого в классе дирижирования, сделать выводы. Семинар № 4. Тема «Хоровое пение как синтез литературно-поэтического и музыкального начал» (ОК-6, ОПК-5, ПК-21) (2 час.) проходит в форме дискуссии Вопросы для обсуждения: 1. Значение литературного текста в вокально-хоровом искусстве. 2. Характер произношения литературного текста в пении: распев, декламация, вокализация, скороговорка. 3. Две стороны работы над литературным текстом в хоре – смысловая и техническая. 4. Развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата и отдельных частей – рта, губ, языка, нижней челюсти. Рекомендуемая литература: Основная литература к семинару (см. п. 7.1). Дополнительная литература к семинару: 1. Виноградов, К. П. Работа над дикцией в хоре / К. П. Виноградов. – М., 1967. 2. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М., 1998. 3. Панов, М. В. О стилях произношения / М. В. Панов. – В сб.: Развитие современного русского языка. – М., 1993. Семинар № 5. Тема «Организация репетиционного процесса» (ОК-6, ОПК-3, ОПК-5, ПК-21) (2 час.) проходит в форме дискуссии. Вопросы для обсуждения: 1. Организация работы самодеятельного хорового коллектива: цель, задачи 2. Организация работы детского хорового коллектива: цель, задачи. 3. Организация работы академического (учебного) хорового коллектива: цель, задачи. Рекомендуемая литература: Основная литература к семинару (см. п. 7.1). Дополнительная литература к семинару: 1. Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором [Электронный ресурс] / Г. П. Стулова. – СПб. : Изд-во «Лань»; «Планета музыки», 2016. – 176 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74687 – Загл. с экрана. – Дата обращения: 10.04.2017. 54 Семинар № 6. Тема «Вокальная работа с хором» (ОК-6, ОПК-3, ОПК-5, ПК-21) (2 час.) проходит в форме дискуссии. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности дыхания при пении и звукообразовании. 2. Проблема постановки детского голоса. 3. Проблема постановки голоса мальчиков в условиях хоровых занятий. 4. Некоторые особенности вокальной работы в хоре мальчиков. Рекомендуемая литература: Основная литература к семинару (см. п. 7.1). Дополнительная литература к семинару: 1. Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования [Текст] : сб. материалов V городской науч.-практич. конф. / ЧГАКИ. – Челябинск, 2003. – 85 с. 2. Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором [Электронный ресурс] / Г. П. Стулова. – СПб. : Изд-во «Лань»; «Планета музыки», 2016. – 176 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74687 – Загл. с экрана. – Дата обращения: 10.04.2017 Семинар № 7. Тема «Анализ и подбор хорового репертуара» (ОПК-3, ОПК-5, ПК-21) (2 час.) проходит в форме защиты практического задания в рамках самостоятельной работы. Задания и методика выполнения: в рамках самостоятельной работы разработать порядок исполняемых в концерте произведений, в письменном виде, с приложением соответствующих партитур, продемонстрировать часть произведений, сделать выводы, коллективно обсудить предложенные концертные репертуары студентами группы. 6.3.4.2. Задания для практических занятий Практические занятия по дисциплине учебным планом не предусмотрены. 6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий Мелкогрупповые/индивидуальные занятия по дисциплине учебным планом не предусмотрены. 6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока) Контрольная работа в учебном процессе не используется. 6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) Вариант 1. Этот выдающийся композитор и хормейстер первым ввел женские голоса в хор: 1) Г. Я. Ломакин 3) Н. М. Данилин 2) С.В. Смоленский 4) А. А. Архангельский Коммуникативные условия коллективного исполнительства – это: 1) Умение слушать партнера 2) Умение соподчинять свои исполнительское «Я» с художественной индивидуальностью другого 3) Умение художественной интерпретации исполняемого произведения 4) Синхронность звучания 55 Вариант 2. Установите соответствие между определениями понятия «хор» и их авторами Определение понятия Автор 1) Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение А) П. Г. Чесноков 2) Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения Б) А. С. Егоров 3) Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы В) Г. А. Дмитревский Г) К. К. Пигров Установите последовательность процесса разучивания партитуры дирижером: 1) Создание логически завершенного интерпретационного плана произведения 2) Выработка собственных внутренне-слуховых представлений 3) Составление репетиционного графика работы 4) Анализ голосоведения с позиций всех элементов хоровой звучности – ансамбля, строя, дикции, нюансов и пр. 5) Обдумывание дирижерской техники в связи с показом вступлений (снятий) хоровых партий и с выявлением в фактуре необходимой тембровой звучности Вариант 3. Прокомментируйте фрагмент текста концепции развития и сохранения хорового искусства в России, утвержденной правлением Всероссийского хорового общества: «Современное общество нуждается в духовных ориентирах, способствующих постижению логики культурного развития; в изучении и освоении механизмов, которые определяют тот или иной сценарий культурного развития общества; в национальной и личностной самоидентификации, в наличии духовных скреп, обуславливающих чувства причастности к единому народу, к России, к отечественной культуре и уважение к культуре других народов; создание условий для формирования позитивного мироощущения и мировоззрения». Что окажет существенное влияние на общий культурный уровень страны? Восстановите некоторые правила орфоэпии (заполнить правый столбец таблицы) Пишется Произносится Б, Г, В, Д, Ж, З в конце слова Д, З, С, Т перед мягкими согласными Ж и Ш перед мягкими согласными Ж удвоенное (ЖЖ) СШ и ЗШ в середине слова СТН, ЗДН 6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению Контрольная работа учебным планом по заочной форме не предусмотрена. 6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 1. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным 56 программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2017 г. № 301) и локальными актами (положениями) образовательной организации «Об организации учебной работы» (утв. 15 февраля 2016 г.), «О текущем контроле успеваемости» (утв. 25 сентября 2017 г.), «О промежуточной аттестации обучающихся» (утв. 15 февраля 2016 г.). Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине отражены в 4 разделе «Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий». Анализ и мониторинг промежуточной аттестации отражен в сборнике статистических материалов: «Итоги зимней (летней) зачетно-экзаменационной сессии». 2. Для подготовки к промежуточной аттестации рекомендуется пользоваться фондом оценочных средств: – перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. п. 6.1); – описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. п. 6.2); – типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы (см. п. 6.3). 3. Требования к прохождению промежуточной аттестации (зачета). Обучающийся должен: принимать участие в семинарских занятиях; своевременно выполнять самостоятельные задания; пройти промежуточное тестирование. 4. Во время промежуточной аттестации используются: – бланки билетов (установленного образца); – список теоретических вопросов и база практических заданий, выносимых на зачет; – описание шкал оценивания; – журнал текущего контроля успеваемости и самостоятельной работы обучающихся; – справочные, методические и иные материалы. 1. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья адаптированы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достигнутые ими результаты обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в рабочей программе дисциплины. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене. 57 7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ2 7.1. Основная учебная литература 1. Двойнос, Л.И. Методика работы с хором [Электронный ресурс] : учебное пособие / Двойнос Л.И., Л.И. Двойнос .— Кемерово : КемГУКИ, 2012 .— 106 с. — ISBN 978-5-8154-0249-2 .— Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/237172 2. Дмитревский, Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.А. Дмитревский. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017. — 112 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99383. — Загл. с экрана. 3. Чесноков, П.Г. Хор и управление им [Электронный ресурс] : учебное пособие / П.Г. Чесноков. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2019. — 200 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/114084. — Загл. с экрана. 7.2. Дополнительная литература 1. Вишнякова, Т.П. Практика работы с хором [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017. — 112 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99105. — Загл. с экрана. 2. Стенюшкина, Т.С. Русское народно-певческое исполнительство: Хороведение и методика работы с хором [Электронный ресурс] : учебное пособие / Стенюшкина Т.С., Т.С. Стенюшкина .— Кемерово : КемГУКИ, 2011 .— 105 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/237263 8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ (ДАЛЕЕ – СЕТЬ ИНТЕРНЕТ), НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ http://www.nbrkomi.ru – Национальная электронная библиотека. http://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/dealer.asp?tp=o&dealId=363 – Депозитарий электронных изданий. http://www.nlr.ru/poisk – Электронные каталоги Российской национальной библиотеки. http://notes.tarakanov.net/ - Нотный архив Бориса Тараканова. http://horist.ru/- Сайт, посвященный хоровому искусству, библиотека http://hor.by – Белорусский хоровой портал http://www.twirpx.com – Библиотека (широкий выбор литературы по хороведению) http://www.kliros-likbez.churchby.info – Литература по хороведению. http://www.regentskoedelo.org – Духовно-музыкальный журнал «Регентское дело». http://aca-music.ru – Академическая классическая музыка: mp3, ноты, книги. http://muzobozrenie.ru/ – Газета «Музыкальное обозрение» 2 Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами осуществляется в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. 58 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Комплексное изучение обучающимися учебной дисциплины «Хороведение и методика работы с хором» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины; творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы обучающихся. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты обучающимися во внимание. Основой для подготовки обучающегося к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем (см. п. 6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности…). Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения обучающимися самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения («Сократический диалог», «Займи позицию», ПОПС-формула, «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты и т. д.), что позволяет погружать обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений. Для успешной подготовки к семинарским занятиям обучающиеся в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Автограф. Челябинск-Арт», «Музыка и время», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Музыкознание», «Регентское дело». Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам обучающиеся, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Автограф. Челябинск-Арт», «Музыка и время», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Музыкознание», «Регентское дело» (задания для самостоятельной работы см. в Разделе 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине). Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины. Выбор методов обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется с учетом особенностей восприятия ими учебной информации, содержания обучения, методического и материально-технического обеспечения. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в студенческой группе. 59 Таблица 13 Оценочные средства по дисциплине с учетом вида контроля Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Виды контроля Аттестация в рамках текущего контроля Средство обеспечения обратной связи в учебном процессе, форма оценки качества освоения образовательных программ, выполнения учебного плана и графика учебного процесса в период обучения студентов. Текущий (аттестация) Доклад Средство оценки навыков публичного выступления по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. Текущий (в рамках самостоятельной работы и семинара) Зачет Формы отчетности обучающегося, определяемые учебным планом. Зачеты служат формой проверки качества выполнения обучающимися учебных работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий. Промежуточный Конспекты Вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, основанный на умении «свертывать информацию», выделять главное. Текущий (в рамках лекционных занятий или самостоятельной работы) Семинар Один из основных методов обсуждения учебного материала и инструмент оценки степени его усвоения. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. Текущий Практическая работа Оценочное средство для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач. Текущий (в рамках семинарского занятия, самостоятельной работы) Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Текущий (в рамках входной диагностики, контроля по любому из видов занятий), промежуточный 60 10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ Информационные технологии – это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированный порядок их применения. По дисциплине «Хороведение и методика работы с хором» используются следующие информационные технологии: – проведение аудиторных занятий с использованием слайд-презентаций; – демонстрация видео-, аудиоматериалов; – офисные программы: Windows, Microsoft Office, Adobe Reader; – программы для работы в интернете: Google Chrome; – базы данных: Библиотека диссертаций и рефератов России .– Режим доступа: http://www.dslib.net  «Киберленинка» Научная электронная библиотека.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru  Научная электронная библиотека E-library .– Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp  ЭБС «Руконт» –- Режим доступа: http://rucont.ru  ЭБС «Лань» – Режим доступа:http://e.lanbook.com – организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, форумов. 11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 11. 1. Демонстрационное оборудование и учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации дисциплины Для проведения занятий лекционного типа используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации: 1. Ноты хоровых партитур для совместного анализа на занятии. 2. Портреты хоровых дирижеров, руководителей хоров, упоминаемых в курсе лекций. 3. Схема «Строение голосового аппарата певца». 4. Таблица диапазона хоровых партий. 5. Видеоматериалы: записи концертов, фестивалей, интервью. 11.2. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий По дисциплине «Хороведение и методика работы с хором» используются учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Аудитории укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации. 61 Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечены доступом в электронную информационно-образовательную среду организации. 12. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ 12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм. Таблица 14 Использование технологий активного и интерактивного обучения № п/п Вид учебных занятий Технологии активного и интерактивного обучения Кол-во часов 1 Лекции Показ презентаций, видеоматериалов, прослушивание музыкальных произведений 10 2 Семинарские занятия Творческие задания, демонстрация презентаций по заданной теме 8 Всего из 36 аудиторных часов на интерактивные формы приходится 18 часов Таким образом, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины и в целом в учебном процессе составляет 50% от общего числа аудиторных занятий. В рамках дисциплины предусмотрены встречи: Таблица 15 № п/п ФИО Место работы, должность 1. Селезнева Ольга Петровна Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Челябинская государственная филармония», художественный руководитель Челябинского камерного хора им. В. Михальченко. 2. Макарова Наталья Владимировна Главный хормейстер ЧГАТОиБ им. Глинки Занятия лекционного типа по дисциплине «Хороведение и методика работы с хором» для обучающихся составляют 55 % аудиторных занятий. 62 Лист изменений в рабочую программу дисциплины В рабочую программу дисциплины «Хороведение и методика работы с хором» по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование внесены следующие изменения и дополнения: Учебный год Реквизиты протокола Номер и наименование раздела, подраздела Содержание изменений и дополнений 2017–2018 Протокол № 01 от 19.09.2017 6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний…. Реквизиты приказов и актов 10. Перечень информационных технологий, используемых … Обновлено лицензионное программное обеспечение и базы данных 2018–2019 Протокол № 01 от 31.08.2018 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы… Обновлена литература по курсу 8. Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети … Обновлены интернет-ресурсы 10. Перечень информационных технологий, используемых … Обновлено лицензионное программное обеспечение и базы данных 2019–2020 Протокол № дд.мм.гггг 2020–2021 Протокол № дд.мм.гг