Файл: Омский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

Факультет экοнοмики, менеджмента, сервиса и туризма

Кафедра экοнοмики, менеджмента и маркетинга

Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Менеджмент организации
Дисциплина Командообразование

Выполнил: студент Группы ЗМс-349

Васильева Ю. А.
_______________________

(подпись)

-Определение и границы малых групп.

Начало исследований по проблематике малых групп теряется в веках. Понятно, что в те времена научный поиск носил скорее теоретический характер. Например, одну из актуальных проблем малых групп – проблему нижней границы активно обсуждали католические богословы уже в XII-ом веке. Дело в том, что в число смертных грехов католики включают гордыню. Соответственно, спор шел о том, когда семью можно считать полноценной – когда в ней два человека: муж и жена; или когда в семье три человека, включая ребенка. Если в семье два человека, значит эти люди объяты грехом гордыни, утверждали некоторые из католических теоретиков. Фактически, спор шел о том, когда начинается малая группа: с двух человек или с трех. Мы еще вернемся к этому вопросу, а сейчас обратимся к тому определению малой группы, которое сложилось в отечественной психологии. Нельзя назвать его удачным, но оно общепринято и активно используется. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповой деятельности и групповых процессов. Нас не очень устраивает расплывчатая дефиниция «немногочисленная по составу», но четкие критерии малой группы по численности сегодня отсутствуют. Продолжение разговора непосредственно выводит нас на проблему границ малой группы.
Итак, нижняя граница малой группы, где она? Два или три человека? Ответы на этот вопрос даются в зависимости от принадлежности к парадигме. Американские социальные психологи предпочитают относить нижнюю границу к цифре 2. Во многом это связано с тягой к математическому моделированию, а матрицу 2*2 считать легче, чем матрицу 3*3. Европейские авторы большей частью настаивают на цифре 3 в качестве нижней границы малой группы. Они считают, что два человека – это диада, которую еще нельзя считать малой группой. Отечественные социальные психологи также ориентируются на цифру три при определении нижней границы малой группы. Проведенное развернутое исследование (1974) показало, что для исключения диады из числа малых групп имеет веские основания. Во-первых, в диаде, сторого говоря, еще нет никакой совместной деятельности. Во-вторых, отношения в диаде строятся скорее на эмоциональной основе, чем на деятельностной. В-третьих, любой конфликт в диаде принципиально неразрешим, поскольку сразу превращается в межличностный. В-четвертых, в диаде отсутствует наблюдатель, он же – судья, человек, за внимание и поддержку которого надо бороться.

Что касается верхней границы малой группы, то в ее определении тоже присутствуют разногласия. Первоначальная цифра выводилась из «магического числа» 7 плюс – минус 2. Потом граница медленно, но верно пошла вверх: десять человек, затем – двенадцать и так далее. В последних психологических словарях и энциклопедиях используется оборот «до 40 человек» или более неопределенная фраза «в зависимости от характера совместной деятельности». Английский ученый руского происхождения М. Белбин считает оптимальной численность малой группы в количестве 12 человек. Косвенно оптимальность численности малой группы в размере 12 – 15 человек доказывается практикой элитных школьных учреждений на Западе, ведь в них численность учеников в классе никогда не превышает цифру 15. Считается, что если учеников в классе меньше двенадцати, это излишне увеличивает учебную нагрузку на школьника, он быстрее утомляется. Если же число учеников выше 15-ти, то учитель не успевает уделить всем им должного внимания, не успевает оценить степень готовности к уроку у всех из них. Наша собственная исследовательская практика также ориентирует нас на цифру 17 – 18 человек в качестве верхней границы малой группы. Дело в том, что в группах меньшей численности, как правило, отсутствуют «козлы отпущения». Чтобы занять эту социальную позицию, надо обладать особыми личностными качествами. А вот в группах численностью выше 18-ти человек «козлы отпущения» появляются автоматически. Видимо, группа просто нуждается в них, или ощущает определенную избыточность своего состава. Как, в таком случае, оценивать группы в 30 – 40 человек? На наш взгляд, в этом случае мы имеем дело с конгломератом малых групп различной численности. Этот конгломерат существует исключительно благодаря тому, что есть внешнее принуждение. Но, если внешний контроль ослабнет, этот конгломерат естественным образом распадется на свои составляющие.
- Групповые структуры
Внешняя граница и главная внутренняя граница составляют основные границы группы; вместе они представляют главную групповую структуру. Из рисунка 1 очевидно, что следует рассмотреть три региона. Внешняя граница, или пограничная зона, отделяет внешнюю среду от группового пространства, а главная внутренняя граница разделяет групповое пространство на регион членства и регион лидерства.

В случае государства диаграмму может заменить карта. Внешняя граница, морская или сухопутная, отделяет государство от остального мира, а власть располагается в особом регионе, в столице. Все государство в целом: Соединенные Штаты, Великобритания или Россия – представлено регионом внутри большой окружности, но все официальные заявления и документы исходят из Вашингтона, Лондона или Москвы, представленных регионом внутри меньшей окружности.


-Композиция группы
Композиция группы – это совокупность индивидуальных свойств участников группы, которые определяют группу как целостную. Композиция зависит от целей и задач создания группы, обычно выделяются пол, возраст, образование, национальную принадлежность, социальное положение, профессиональную принадлежность.
-Структура группы
Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.
Модели структуры малой группы.
По мнению отечественного исследователя Г.М. Андреевой, в случае исследования группы в качестве субъекта деятельности к ее структуре стоит подойти соответствующим образом. Исследование структуры групповой деятельности состоит из описания функций каждого участника группы в ходе совместной деятельности. 

Тем не менее, достаточно значительной характеристикой стоит считать эмоциональную структура группы, то есть структуру взаимоотношений между личностями, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур зачастую характеризуется в качестве соотношения «неформальных» и «формальных» взаимоотношений.

Имеет место перечень формальных признаков структуры группы, выявленных при анализе малых групп. Например, ряд исследователей определяет три ключевые структуры:

структуру предпочтений, или социометрическую структуру;

структуру коммуникаций, или коммуникативную структуру;

структуру власти.

Далее в рамках данной статьи они будут изучены нами более подробно. 


-Структура межличностных отношений.
Структура межличностных отношений: 1) когнитивный компонент (предполагает осознание того, что нравится, а что не нравится в межличностных отношениях); 2) поведенческий компонент (реализуется в конкретных действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным); 3) эмоциональный компонент (переживание, оценка другого человека, обусловленные социокультурными нормами групп).
-Понятие статуса или позиции, роли.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.


Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

-Система групповых ожиданий как важная характеристика положения индивида в группе.
Лидер это член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. У лидера наибольшие авторитет и власть его не назначают, а он выдвигается благодаря своим личным качествам.

Отличие лидера от руководителя: неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Руководитель - «ведущий за руку».

Руководитель выполняет основные управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль деятельности и т.д.)

Руководство - это управление процессом:

1. согласование различных видов деятельности группы;

2. оценка динамики процесса внутри группы и управление ею.

Лидерство - это проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия.

-Ценности группы. 
Различают три основные вида ценностей:

общечеловеческие ценности (справедливость, честность, открытость, патриотизм, свобода, достоинство, здоровье, гармония, счастье и т.п.);

прикладные ценности (конкурентность, инновационность, управляемость, качество, стабильность, ответственность, клиентность, лидерство, командность и т.п.);

личные ценности (уважение к людям, активная жизненная позиция, самокритичность и т.п.).


-Санкции как механизмы воздействия группы на членов группы. 
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой “установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения”[ Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.,1978. - С. 3].

В более узком смысле групповые нормы -- это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений[ Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л.,1979.- С. 156]. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

- Классификация малых групп.
Классификация малых групп. По наличию взаимоотношений между членами группы: условные и реальные, лабораторные и естественные. Условные группы Реальные группы Лабораторные группы Естественные группы. По характеру взаимодействия: первичные - вторичные группы. По форме организации: формальные и неформальные. По степени психологического принятия со стороны личности: группы членства и референтные группы.

Деление малых групп на первичные и вторичные, формальные и неформальные.
1) де­ление малых групп на «первичные» и «вторичные»,

2) «формальные» - «неформальные»,

3) «группы членст­ва» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули. К первичным он отнес такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Их главной характеристикой Кули называет непосредствен­ность контактов. Вторичные в этом случае те группы, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример. Но при выделении такого признака первичные группы тождественны малым группам, и класси­фикация утрачивает смысл.

Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деле­ние было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами.