Файл: Информационное обеспечение образования в игровой форме залог увеличения учебных показателей студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шаяхметов Т.Ф. (Набережные Челны, ГАПОУ «КГАМТ им. Л. Б. Васильева»)

Научный руководитель: Газизова А.Р.

Информационное обеспечение образования в игровой форме – залог увеличения учебных показателей студентов

В связи с указами президента Российской Федерации об ускоренном развитии информационных те6хнологий, одним из перспективных направлений является процесс информатизации образования.

Что же такое образовательный процесс? Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний. [1]

Учитывая динамизм современной жизни, можно сказать, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, подверженными изменениям. Поэтому образовательный процесс должен строиться с учетом обновлений в информационном пространстве.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии дают возможность рационально организовать познавательную деятельность обучающихся; сделать обучение более эффективным; вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Согласно классификации А.В. Дворецкий, компьютерные средства, используемые в обучении на основании их функционального назначения можно выделить восемь типов:


  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности.

  2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями.

  3. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде.

  4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

  5. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

  6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

  7. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

  8. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Почему в игровой форме учебный материал запоминается лучше?

Игра – это исторический вид деятельности, который заключается в изучении и воспроизведении увиденного действия, поведения, опыта в особой игровой форме.


Для ребёнка дошкольного возраста игра в целом является ведущим типом деятельности, через неё он познаёт мир, структурирует полученную информацию за день.

Так почему же игра, как метод обучения, не теряет своей актуальности в любом возрасте и позволяет лучше запоминать учебный материал?

Во время игры не страшно совершать ошибки, ведь их можно исправлять. Благодаря этому, обучающийся сосредоточен на самом процессе учебной деятельности, не испытывает страха и нервного напряжения из-за боязни допустить ошибку;

В процессе игровой деятельности учебный материал подкрепляется положительными эмоциями, которые благоприятно влияют на запоминание информации;

Обычный процесс обучения – это шаблон, а игра – это что-то удивительное, завораживающее и необычное, ведь далеко не каждый преподаватель использует этот метод.

Таким образом, игра является очень полезным и нужным методом, который позволяет разнообразить, улучшить процесс обучения и запоминания учебной информации. [2]

Согласно исследованиям, проводимых «Лабораторией Касперского» в 2019 году, 83% российских детей старше семи лет сегодня играют в компьютерные игры.

Почти каждый десятый из них (9%) посвящает этому всё свободное время, а примерно половина (47%) — пару часов ежедневно. При этом каждый пятый играющий ребёнок сообщил, что других хобби, кроме онлайн-игр, у него нет. [3]

Учитывая выше приведенные исследования было бы целесообразно начать обучение у 1 и 2 курсов специальности Информационные системы и программирование в техникуме применением игровой формы. Также это поможет не потерять заинтересованность в становлении специалистом данной сферы среди большого количества математических формул и сложных программных алгоритмов.

Поэтому мной была разработана и создана игра «PС Building Simulator», которую я опишу ниже:

В игре игрок может детально изучить конфигурацию персонального компьютера, может попробовать собрать компьютер в режиме реального времени, проверить правильность своей сборки. Игра приближена к реальности. При открытии нас встречает обычная комната со стандартной расстановкой мебели, можно сказать как «у себя дома», его вы можете наблюдать на рисунках 1 и 2.



Рисунок 1 – Снимок комнаты с обзором на рабочий стол с ПК




Рисунок 2 – Снимок комнаты

После изучения интерьера комнаты игрок может приступить к изучению информации о компонентах персонального компьютера, их различиях, об интерфейсах подключения. Затем может приступить к сборке: на столе расположены компоненты, которые устанавливаем в системный блок (см. рисунок 3).



Рисунок 3 – Рабочий стол с компонентами ПК

После правильной установки компонентов ПК в системный блок мы получаем сообщение об успешной сборке (см. рисунок 4)



Рисунок 4 – Системный блок в собранном виде

Апробацию разработанной игры планируется провести с первыми курсами в рамках изучения дисциплины «Введение в специальность».

Таким образом подводя итоги, хочется сказать, что форма подачи материала с использованием информационного обеспечения и информационных технологий окажется более плодотворной при изучении дисциплин профессиональной направленности

Список использованных источников:

1. Педагогика О. В. Долганова, Е. В. Шарохина, О. В. Петрова

2. https://www.b17.ru/article/313480/ Автор статьи: педагог-психолог, магистрант НГПУ Толчина Ксения Юрьевна

3. https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_laboratoriya-kasperskogo-kazhdyj-desyatyj-rossijskij-shkolnik-gejmer