Файл: 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31. Методологические проблемы современной правовой науки.

«Дезавуация марксизма-ленинизма» в качестве единственно верной теории познания права и государства привела в отечественном правоведении к потере методологических ориентиров современных ученых-юристов. Некоторые юристы начали искать замену одной монистической философско-методологической системы (марксизм-ленинизм) другой (постмодернизм как отказ от методологии, феноменологическая концептуализация методологии правоведения, герменевтическая «парадигма», синергетика и др.), но успехом построение нового философско-методологического монизма эти попытки пока, очевидно, не увенчались.

В современности основные фокусы компетентности в обществе перешли в политику и менеджмент. Решения по правовым вопросам становятся не научно обоснованными, а политически целесообразными, решающими управленческие задачи. Вопрос стоит следующим образом: в таком обществе наука сохраняет свое значение, свою содержательную автономию или нет? Сейчас наука зависит от общества, в ее основе, как утверждает постнеклассический тип рациональности, ценностно-целевые структуры общества. Соответственно, наука делает то, на что есть социальный заказ. В современных условиях прекращение финансирования означает и прекращение науки.

Сегодня проблематизирована традиционная картина эволюции научного знания, история науки, опровергнуты основания юриспруденции, в результате чего она находится в поиске своего места, требуется переконфигурировать метод – в контексте глобализации, регионализации и т.д.

Сам по себе метод в профессиональном пространстве не существует явленно и выделено, он встроен в предмет – юридические теории, концепции, понятия и т.д. Его нужно уметь оттуда достать и осмыслить. Это особая методологическая работа, которая в собственном смысле не является научной. Методологию, в отличие от науки, не интересует реальность, она исследует то, как люди мыслят в процессе познания. Сам процесс познания, его основания, условия, формы становятся предметом методологической работы.

Метод – это не некоторая универсальная, унифицированная строгим образом познавательная модель, а заданная научной парадигмой система исследовательских средств. Метод имеет достаточно сложное устройство. Если взять метод любой науки, то в нем мы обнаружим, по меньшей мере, четыре исследовательских слоя.


При обобщении имеющихся в литературе характеристик метода юридической науки можно выделить, как минимум, три плана его рассмотрения.

Прежде всего, это план инструментальный, где метод рассматривается в качестве философски оправданного и научно обоснованного средства познавательной деятельности (выражающегося в определенного рода правилах и процедурах), обеспечивающего научное познание действительности и научный характер продуцируемого

Во-вторых, это план системный, в котором метод науки раскрывается как сложноорганизованный, как уровневая система, представленная соответствующими элементами и структурой.

В-третьих, это план связи предмета и метода юридической науки, который выражается как в особом категориальном составе науки, так и в наличии специфических, только данной науке присущих методов исследования.

Если современная познавательная установка предполагает отношение к науке как непрерывному процессу познания, то и метод познания, представленный как система, должен полагаться как открытая система. В этом смысле, развитие метода науки (а следовательно, развитие науки) может рассматриваться как процесс постоянного расширения и усложнения данной системы.

Метод юриспруденции – научно обоснованная и философски оправданная система средств познавательной деятельности, соответствующая природе права и неразрывно связанная с предметом правоведения.

32. Проблема происхождения права и государства: социально-философские аспекты.
Происхождение государства и права в обществе — вопрос более философский, чем исторический.

Научные ответы на него зависят от того, какое в целом социальное значение приписывают праву и государственной организации, от того, какое из явлений считают определяющим — государство или право. Первенство философского подхода определяется и двумя объективными (заключающимися в самой природе явления и путей его познания) обстоятельствами.

Во-первых, формирование государства и права исторически пришлось на время самой ранней культурной жизни человечества. Как заметил английский философ Д. Локк, «государственный строй повсюду предшествует летописям, и литература редко появляется у народа прежде, нежели длительное существование гражданского общества при помощи других более необходимых искусств не обеспечит безопасность, удобства и изобилие для народа, и люди только тогда начинают интересоваться историей основателей своего государства и ищут его источник, когда в их памяти уже изгладилось воспоминание о нем». Развитие государственной организации реально проявляется в возникновении или исчезновении каких-то учреждений, в деятельности определенных лиц, в усилении или умалении их прав или обязанностей — т. е. в политическом по своей исторической форме процессе. Политическая история не может не быть событийной, т. е. связанной с конкретными историческими происшествиями: изданием закона или назначением должностного лица. И вот об этой-то стороне жизни народов того времени, когда у них формировалось государство и право, практически не сохранилось никаких исторических известий, а в большей мере и не могло сохраниться из-за отсутствия письменной истории. Богатейшие данные современной археологии (занимающейся изучением добытых в ходе раскопок древних культур материальных остатков прошлой жизни) могут здесь помочь очень мало.


Во-вторых, самый процесс формирования государственной организации и, в особенности, права — это процесс, исторически неуловимый, растянутый на длительное время. Ни об одном известном обществе прошлого нельзя сказать, что вот, до такого-то года или числа государства у народа не было, а с такого-то числа оно существует. В еще большей мере это относится к праву. Когда и как начинается выделение права из обычаев первобытного общества, когда из области внешне расплывчатых дозволений или осуждений морального и религиозного характера формируются нормы права, да и чем вообще отличается право от обычаев до эпохи появления письменных законов — ответы на эти вопросы, наверное, никогда не приобретут желаемой конкретности и определенности. Все, что известно сегодня о становлении (появления из малого и наполнения по мере роста новым содержанием) государства и права из данных общей историографии, письменных памятников наиближайших к тем временам эпох, из, главное, данных этнографии (изучающей быт и культуру народов) с использованием сравнительно-исторического метода — все это не более чем историческая реконструкция этого процесса. Степень ее точности, вероятно, никогда нельзя будет проверить. Правильнее было бы говорить о наиболее типических условиях, в которых происходит формирование государства и права в то время, когда первобытная историческая общность людей, насчитывая несколько сот тысяч лет биологической и социальной эволюции, вступает в эпоху резкого ускорения своего культурного развития через неолитическую революцию. С этого времени можно насчитать не менее шести условных стадий социальных и культурных перемен, сопровождающихся шагами по пути становления государственной организации и права. У разных народов эти стадии приходятся на разное хронологическое время истории, но содержание стадий и их последовательность можно считать закономерностью становления государства и права.

33. Теория естественного права, ее исторические формы и современные перспективы.

Теория естественного права возникла давно, к ее представителям можно отнести таких древних мыслителей как Конфуций, Аристотель, Цицерон.В Новое время к ней обращались в своих трудах Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо. Поэтому в юридической литературе выделяют ранние теории естественного права, естественно-договорную теорию права и теорию возрожденного естественного права.


Суть теории - право существовало всегда и обусловлено окружающим миром и законами природы, частью которой является человек. Естественные права возникают у него с рождения и выражают его природную сущность, жизненные потребности и интересы.

Ранние теории естественного права рассматривали естественное право, как закон добродетели, как справедливость по природе, как право справедливого разума.

Представители естественно-договорной теории права считали, что люди изначально были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Однако люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права и договорились создать государство, издающее законы, основанные на естественном праве и карающее нарушителей естественных нрав.

Теория возрожденного естественного права основывается на делении права на естественное и позитивное, но при этом позитивное право закрепляет и защищает наиболее значимые естественные права человека (право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу передвижения и др.), в случае возникновения противоречий приоритет отдается праву естественному.

34. Методы социологического исследования в правовой науке.

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов и т.д.

Цифры, факты, документы – это воздух социологии. Без них она существовать не может. Искажение статистики, «закрытые» цифры, безосновательно засекреченные документы сослужили недобрую службу отечественному государствоведению и правоведению в предшествующие десятилетия.

Рекомендации по укреплению государства, совершенствованию его механизма, развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной государственной и правовой жизни.

Применение социологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке – социологии государства и права. Она также является составной частью теории государства и права.


35.Формирование общетеоретических оснований научного мышления в античной философии.

В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока: впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы. Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии: появляется и теория науки.

Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии, то есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены» в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчинены религиозным или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется чистая наука, выступающая совершенно самостоятельно и свободно, вне связи с обязанностями чиновников и жрецов.

Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов. Достигла вполне зрелого, развитого вида элементарная математика постоянных величин. На основе чистой математики становится возможным создание теоретической астрономии, в том числе геоцентрической системы мира, господствовавшей в Европе до XVI в.

В это время появляется натурфилософия, как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики, экономики, права и политики.

Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что александрийская библиотека в III-II вв. до Р.Х., эпохи расцвета античной науки, насчитывала около полумиллиона свитков.

Некоторые из крупнейших научных достижений античности:

•     атомистика Демокрита (V в. до Р.Х.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и Лукреция (I в. до Р.Х.);

•     диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до Р.Х.);

•     теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.);

•     метафизика, физика, логика, психология, этика, экономика, поэтика Аристотеля (IV в. до Р.Х.);