Файл: 31. Методологические проблемы современной правовой науки. Дезавуация марксизмаленинизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говоря о подготовке юристов, Десницкий называет основные дисциплины, которые им необходимо изучать:

  • – нравоучительная философия как учение о добродетелях – истине, премудрости, великодушии и воздержании. Основным вопросом нравоучительной философии Десницкий считал соотношение справедливости и полезности;

  • – натуральная юриспруденция как учение о правах человека в зависимости от его состояния и звания;

  • – римское право.

Интересны рассуждения Десницкого об основаниях власти одного человека над другим. Это превосходство телесное (физическое), интеллектуальное (душевное) – прозорливость, хитрость и т.п., и материальное.

Друг и однокурсник С. Е. Десницкого Иван Андреевич Третьяков (1735–1776), читавший в Московском университете курс римского права, также внес большой вклад в развитие русской философско-правовой мысли. В частности, он показал зависимость между состоянием правопорядка и крепостью власти: когда власть не защищает граждан от несправедливости, усиливается "отвращение от трудолюбия", тунеядство, праздность, преступность. Поэтому, если власть хочет быть прочной, она должна защищать граждан от угроз, как внутренних, так и внешних.

Большое влияние на развитие русской философии права оказали труды французских просветителей, особенно их идеи общественного договора и естественного права.

Усиление антикрепостнической борьбы в екатерининскую эпоху привело к попыткам идейного обличения крепостничества. Яростным обличителем был мыслитель и писатель (а по должности начальник Петербургской таможни) Александр Николаевич Радищев (1749–1802). В произведениях он утверждал, что крепостничество возникает как результат нарушения власть предержащими общественного договора, заключенного между людьми в силу их природной социальности. Этот договор должен был охранять естественные права – свободу мысли, слова, право самозащиты, неприкосновенности собственности, равной судебной ответственности и т.п., и в итоге обеспечить социальную справедливость в обществе. Но самодержцы обманули и предали народ, нарушили договор, установили преступную деспотическую власть. В отличие от французских просветителей, Радищев считал бессмысленными надежды на просвещенного монарха, так как царь и есть главный "мучитель" народа.

Избавление России от "мучительства" А. Н. Радищев видел в установлении республиканского строя, уравнении всех сословий в правах
, избираемости судей, т.е. отмене крепостничества в полном объеме.

64. Русская философия права XIX в. (Сперанский, Неволин, Чичерин, Соловьев, Коркунов).

Философия права у М.М. Сперанского распадалась на три части: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходным пунктом права выступала свободная воля. Воплощение воли в вещах - сфера формального и абстрактного права, отношений собственности. По существу, речь идет об экономических общественных отношениях, зафиксированных в социальных институтах и юридических нормах. Первая заповедь по Сперанскому - будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых.

"Воля личности должника проявляется не только в чем-то внешнем, но и во внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Воля человека проявляется не в мыслях, а в делах и намереньях".

Сперанский подчеркивал деятельный характер намеренья: Оно приобретает значение, лишь воплотившись в поступок.

Политические идеалы Сперанского не являлись поводом для случайного изучения наследия отечественных и зарубежных мыслителей. Он интересовался основными вопросами государственной жизни, социально-политическими проблемами общества.

Общество в проектах Сперанского играет важную роль. "Дух народный, если не рождается, по крайней мере, сильно ускоряет действиями и податливыми началами правительства... В государствах, где существует мнение о предметах управления, суждения могут быть в видах своих весьма различны, но все они идут к одной целее, к общему добру". [4] Он заботился о том, чтобы привлечь к участию в делах государственных "народное мнение". По его проектам деятельность всех государственных органов должна совершаться публично: заседание Государственной Думы, Исполнительного Сената, судов.

"начертать план конституции…"

Рассматривая всемирную историю и, прежде всего европейскую, Сперанский пытал отыскать в ней закономерности, которые приводят к смене одного образа правления другим. Все развитие политической жизни Европы являло, по мнению Сперанского, "переход от феодального правления к республиканскому", и никакая сила не смогла противостоять этому неумолимому процессу. Сперанский пришел к выводу, что Россия не может стоять в стороне от экономического и политического преобразования Европы, что для нее нет иного пути развития. Он не сомневался в неизменности и своевременности реформ в России
, в ограничении на первых порах самодержавия, в принятии конституции.

Философ В. С. Соловьев (1853-1900) видел сущность права в достижении равновесия между двумя интересами нравственного характера, такими как личная свобода и общее благо. Противоречие между личной свободой и общим благом должно, по его мнению, разрешаться с помощью права, которое устанавливает границы личной свободы ради достижения общего блага

Люди наделены свободой выбора между добром и злом, и право не вмешивается в этот выбор. Нов интересах общества право препятствует «злому человеку стать злодеем, опасным для самого существования общества». Иными словами, право препятствует тому, чтобы жизнь на земле превратилась в ад.

Главная проблема, дискутировавшаяся в отечественной философии права на протяжении второй половины XIX - начала XX в., - это проблема соотношения права с иными социальными регуляторами, в первую очередь с моралью и религией. Спектр теорий и концепций, связанных с этим вопросом, был достаточно широким.

В.С. Соловьеву принадлежит яркое высказывание о естественном праве, которое он характеризовал как отвлеченную алгебраическую формулу, «под которую история подставляет различные величины положительного права».

Б.Н. Чичерин (1828—1904) полагал, что право и нравственность имеют общий корень - духовную природу человека и в силу этого они тесным образом взаимосвязаны. Различие между ними состоит в том, что нравственный закон не имеет такой принудительной силы, как право. Что касается права, то оно не должно вторгаться в не свойственные для него сферы, в том числе в область внутренней свободы человека. Право определяет внешнюю свободу человека, а нравственность — его внутреннюю свободу. Мысль Чичерина о том, что право есть свобода, определяемая законом, высказана вполне в духе Канта и Гегеля.

Б.Н. Чичерин в работах по философии права много внимания уделял свободе договора. Он подчеркивал, что свобода договора, как и любая свобода, имеет свои границы. Эти границы применительно к свободе договора проявляются в следующем:

  • — человек не может отчуждать собственную свободу в пользу другого лица;

  • — выступая источником права, свобода не может быть уничтожена самим правом;

  • — свобода существует не сама по себе, а в неразрывной связи с лицом, определяя сущность лица;

  • — границу свободы договора составляет право другого лица, поэтому договор, нарушающий права третьих лиц, недействителен;

  • — закон запрещает совершать определенные виды сделок, налагает определенные ограничения, которые относятся к содержанию, субъектному и объектному составу, к целям и задачам сделок, их форме;

  • — свобода договоров ограничивается нравственными началами[3] .


Рассуждая о свободе в целом, Б.Н. Чичерин указывал, что свобода есть абсолютное благо, но вместе с тем она нуждается в ограничении, которое устанавливается законом на основе моральных принципов. Свобода коренится в самой природе человека, равно как и другие права, и государство не дарует человеку права, а лишь признает их существование.

Н.М. Коркунов (1853—1904) полагал, что нормы права фактически есть этические нормы. Основное различие между ними он усматривал в том, что нормы нравственности устанавливают критерии оценки интересов с точки зрения категорий добра и зла, а нормы права определяют «принципы разграничения наших интересов».


65. Русская философия права XX в. (Трубецкой, Петражицкий, Новгородцев, Алексеев, Ильин и др.).

Русская философия права после Октябрьской революции получила дальнейшее развитие за рубежом, где ее представляли философы и правоведы Н.Н. Алексеев, Н.А. Бердяев, Г.Д. Гурвич, И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и др. Мы кратко рассмотрим только взгляды Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева и П.А. Ильина, что вовсе не умаляет значение других названных философов, идеи и труды которых до сих пор актуальны, особенно в контексте развития современной правовой действительности в России. В то же время практически со всеми из перечисленных авторов мы познакомимся при рассмотрении проблем философии права в других разделах настоящего курса.

Философ права Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) был сторонником положительного права, а к естественному он относился достаточно критически, хотя разумно его исследовал. Как и средневековые философы Запада, он выступал за сближение естественного права с правом божественным. Взаимосвязь права с обществом Алексеев понимал односторонне: право, по его мнению, не может обладать собственной значимостью, или, другими словами, право невозможно без общества, а общество без права возможно. Также самостоятельность права Алексеев усматривал вне слияния с нравственностью. По его мнению, право имеет свой собственный смысл в сотворенном мире и в природе человека. Поэтому не только право может корректироваться ценностями, но и сложившаяся мораль может проверяться базовыми правовыми ценностями.

В целом в учении Алексеева о философии права выделяют два основных момента: его особую евразийскую модель построения правового общества в России на основе справедливости, религиозных принципов и государственно-частной системы хозяйствования; феноменологический подход в изучении смысла права как интуиции всеобщего, как способ вчувствоваться и вмыслиться в идеи права для открытия новых, неизведанных отношений.

В современной России наиболее популярными являются идеи русского мыслителя и правоведа Ивана Александровича Ильина (1883-1954), который оставил после себя богатое теоретическое наследство. Его перу принадлежат работы «Понятия права и силы» (1910), «Общее учение о праве и государстве» (1915), «О сущности правосознания» (1956), «О монархии и республике» (1978). Последние две из названных работ были изданы после смерти философа.

Ильин был приверженцем исключительно монархического строя, в условиях которого он желал построить и правовое государство религиозного типа. Естественное право он считал необходимой формой духовного бытия человека, а положительное право— целесообразной формой поддержания естественного права при незрелом состоянии человеческих душ, которое может с течением времени измениться. В своих работах Ильин глубоко анализировал практически все аспекты проблем права, государства,