Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет»
Реферат на тему:
«Роль матери в семье умственно отсталого ребёнка»
Хабаровск, 2023
Содержание
Хабаровск, 2023 2
Введение 3
1 Особенности семейного воспитания умственно отсталых детей 4
2 Личностные особенности матерей, воспитывающих умственно отсталых детей 6
3 Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии 10
Заключение 14
Список литературы 16
Введение
Роль матери, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, трудно переоценить. Она прилагает массу усилий для развития своего ребенка. Часто ей не хватает знаний и умений, иногда мешают представления окружающих об ее ребенке.
В случае «особого» материнства взаимосвязь «мать -ребенок» часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне. Любая несправедливость по отношению к ребенку, объективно либо субъективно воспринимаемая матерью, переносится ею на собственное «Я», снижает ее самооценку, формирует протестные реакции и повышает уровень психологической защиты.
Рождение умственно отсталого ребенка, особенно с глубокими нарушениями, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи, и, в первую очередь мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. На протяжении первых лет жизни ребенка этот стресс не уменьшается, а обычно нарастает. Возникают сложные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи.
Цель работы: изучение роли матери в семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка.
1 Особенности семейного воспитания умственно отсталых детей
Главное для умственно отсталых детей - максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.
Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т.е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится прежде всего на семью, родителей, которые подчас не в состоянии обеспечить достойное воспитание и нуждаются в дополнительной помощи.
Ситуация восприятия ребенка-инвалида в семье характеризуется рядом особенностей:
- у родителей и детей фрустрируется ряд потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т.д.;
- длительным и иногда хроническим состоянием тревоги, отчаяния, отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
- проблемы сохранения семьи;
-
опасение, что муж оставит семью;
- частые материальные трудности;
- проблемы в продолжении карьеры и самоактуализации родителей;
- частые психотравмирующие ситуации, связанные с состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами и т.д.;
- полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;
- изоляция от общества в целом.
В современной психологической литературе можно встретить различные
Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без отсутствия которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Часть родителей отказывается признавать диагноз.
Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей характер и психическое состояние ребенка, по мнению JI. М. Шипицыной, родители детей-инвалидов должны обладать следующими ключевыми чертами:
- иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
- строить свои отношения к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
- четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
- развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума [6].
Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий.
Важно научить родителей методам и методическим приемам, которые они смогут применять в процессе воспитания своего ребенка. Первый метод, который может применяться в процессе семейного воспитания «особого» ребенка -это метод моделирования различных бытовых ситуаций. Ребенок развивается, наблюдая за ежедневными событиями в доме: приготовление еды, стирка белья, разговор родителей по телефону и т.д.
Для того, чтобы «особый» ребенок усвоил эти ситуации, чтобы он чувствовал себя в них комфортно, родители могут создавать подобные ситуации и обучить ребенка элементарным действиям: как нужно брать телефонную трубку, куда нажимать, как вежливо ответить на звонок, что дает ребенку определенный опыт, который постепенно накапливаясь, готовит его к самостоятельной жизни.
Моделируя различные ситуации и предлагая ребенку конкретное их решение, родители помогают избежать ситуаций неопределенности, которые вызывают у «особого» ребенка тревогу, а иногда и агрессию.
2 Личностные особенности матерей, воспитывающих умственно отсталых детей
Основная нагрузка, как физическая, так и психологическая, ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, женщина оказывается и наиболее уязвимой перед возникающими трудностями при взаимодействии и с членами семьи, и с различными социальными структурами.
Аффективная напряженность матери, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияние не только на супружеские отношения, но, прежде всего, на взаимоотношения с ребенком. Такая мать скована, напряжена, она редко улыбается и крайне непоследовательна и неровна в обращении с ребенком. Ребенок в этом случае обычно растет нервным, возбудимым, требующим к себе постоянного внимания, он не отпускает ее ни на шаг, однако в ее присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше. В дальнейшем формируется своеобразная болезненная зависимость «мать -ребенок».
В некоторых семьях мать из-за ребенка бросает работу, «ставит на себе крест», отдавая все свои силы только ребенку, который растет избалованным, капризным, крайне плохо адаптированным к своему окружению. С годами мать невротизируется все больше и больше, обстановка в семье накаляется. Многие такие семьи распадаются.
Совсем иная обстановка складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять проблемы своего ребенка, чутко прислушивается к советам специалистов, вырабатывает в себе целый ряд новых качеств (прежде всего, наблюдательность), отмечая малейшие перемены в состоянии младенца. Она не забывает и о домашнем уюте, о проблемах мужа, оставаясь не только любящей женой, но и его советчиком и другом, постоянно старается расширить свой кругозор, следит за внешностью. При такой ситуации наиболее благоприятная семейная атмосфера создается для помощи больному ребенку[3].
Чтобы упрочить связь «мать -ребенок со сниженным интеллектом», необходима помощь психолога. Она в одинаковой степени нужна и матери, и ребенку, но, прежде всего в психологической помощи нуждается мать. Психолог должен помочь ей изменить отношение к ребенку, к его дефекту. Для этого необходимо преодолеть давление социальных стереотипов и пересмотреть свое отношение к ребенку, т. е. не бояться его и больше доверять самой себе. Такая, психологически подготовленная мать легче принимает ситуацию своего ребенка и поможет ему адаптироваться в обществе.
Таким образом, рождение и воспитание ребенка с нарушением психического развития обусловливает поиск женщиной особых путей адаптации к социуму.
Наблюдение за матерями, воспитывающими ребенка с нарушением интеллекта, позволило выявить ряд характерных особенностей, присущих им.
Так, отклонение в развитии ребенка в ряде случаев интерпретируется матерями как собственная неполноценность, особенно в тех случаях, когда они отождествляют себя с ребенком. Из-за этого резко нарушаются или искажаются цели их жизни. В большинстве случаев мать вынуждена была оставить работу, любимое дело, перспективы карьерного роста. Всего лишь 10 % матерей смогли продолжить работу по выбранной ранее специальности[7].
Родители, предчувствующие пренебрежение, жалость или удивление окружающих и утрату общественного престижа, заботятся больше о том, чтобы ребенок лучше выглядел на людях, или даже скрывают его от людей. Такое отношение со стороны общества накладывает отпечаток на отношение матерей к детям, когда одновременно они переживают и любовь, и неприязнь к ребенку. Своеобразные способности таких детей являются источником дополнительных разочарований, вызывающих гнев и негодование.
Перманентное давление проблем ребенка, необходимость систематических и упорных (а именно это и требуется от родителей) занятий по его обучению и воспитанию проявляются у матерей то отвержением, то сверхопекой. Так, в ситуациях, когда с ребенком необходимо чем-либо заниматься, понять и удовлетворить его желания, у многих матерей наблюдается в той или иной форме отвержение. В ситуациях, требующих самостоятельных действий ребенка и доступных ему, эти матери считают необходимым самим выполнить за него действия, оградить ребенка от мнимых или возможных опасностей.
Среди матерей и особенно отцов нередки случаи острого переживания критики в адрес своего ребенка, что порой сопровождается негодованием и воинственной реакцией. До 90 % родителей проявляют крайне отрицательное отношение к всевозможным замечаниям, высказываниям и даже «косым» взглядам окружающих в адрес своего ребенка, готовность к активному противостоянию. Сложности взаимоотношений матерей и их больных детей с обществом являются следствием того, что нередки случаи, когда они отвергают даже само существование недоразвития, оправдывая недостатки ребенка. В результате страдает ребенок, не получая соответствующего воспитания, лечения и ухода.
Душевный дискомфорт, длительное время преследующий мать больного ребенка, влечет возникновение у нее чувства депрессии и тревоги. Наблюдения психологов показали, что депрессивные состояния отмечались у 60 % матерей, а постоянная тревожность - у 90 %. Причинами этой тревожности являются каждодневные проблемы, с которыми сталкиваются родители [2].
Другим важным фактором, формирующим чувство тревожности у родителей, чьи дети уже повзрослели, является неизвестность в ожидании ближайшего будущего. Видя символическое продолжение своей жизни в детях, а затем и во внуках, матери и отцы умственно отсталого ребенка переживают, кроме всего прочего, еще и вероятность прекращения их рода, особенно если этот ребенок - единственный.
Психическое недоразвитие ребенка оживляет тревоги, связанные с чувством беспомощности, которые драматически напоминают родителям, что их мечты могут быть целиком уничтожены, и никто не сможет ничего с этим сделать. Такие мысли приводят к «опусканию рук». Перед лицом своей незащищенности они не могут заставить себя сделать все необходимое для воспитания и лечения своего ребенка. В обследуемых семьях многие матери в той или иной степени оказывались беспомощными, когда встречались с неразрешимыми педагогическими, медицинскими и социальными проблемами5.