Файл: Роль матери в семье умственно отсталого ребёнка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие матери, узнав о диагнозе ребенка, оказываются сраженными грандиозностью кажущейся несправедливости. В отчаянных поисках ответа на вопрос «Почему? За что?», они думают о своей тяжкой виновности, за которую им пришлось нести наказание, либо к ним приходит мысль о том, что в природе нет справедливости. Первая мысль приводит к чувству вины, угрызениям совести, само- и взаимообвинениям. «Искупление вины» отражается в чрезмерной заботе, приводящей почти к полному прекращению активности ребенка, к его неприспособленности, лишению возможности мобилизовать имеющиеся потенции для социальной адаптации.

Количественная оценка числа матерей, которым присущи те или иные вышеперечисленные переживания, представляет большую трудность при использовании метода наблюдений, т. к. при этом отсутствует жесткая регламентация перечня необходимых наблюдений, причинно-следственных связей между явлениями и выводами. Тем не менее, наблюдения, проведенные в течение длительного времени, как правило, дают представления о переживаниях и их оценке[7].

Выявленные в ходе наблюдения особенности переживаний матерей, воспитывающих детей с глубокими нарушениями интеллекта, позволяют сделать вывод, что они обусловлены формированием у родителей под воздействием многих неблагоприятных социально-психологических факторов таких личностных качеств, которые выделяют их из общего ряда, делают отклонения в их поведении явными, создают специфику их видения и оценки окружающей действительности[3].


3 Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии




Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи и роли в обществе. Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение - эти проявления, не соответствующие ожиданиям окружающих, могут восприниматься ими как результат неспособности женщины справиться со своей ролью.

С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие сегодняшнего материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери и, как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышение их уровня [2].


Невротические проявления становятся практически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при наблюдении следующие:

- снижение регулирующего самоконтроля;

- затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях;

- избирательность контактов -женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми;

- при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически[1].

Эмоциональный стресс матери отражается прежде всего на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное переключение ее внимания на ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние.

Если в семье были натянутые отношения до рождения ребенка, то появление на свет ребенка с нарушениями в развитии усиливает разногласия между супругами, и часто семьи распадаются. В тех же семьях, где отношения до рождения ребенка были доверительными, теплыми, строились на взаимопонимании и любви, рождение ребенка с нарушениями в развитии нередко еще больше укрепляет семью. Но и эта семья нуждается в моральной поддержке окружающих, близких людей и общества. Без такой поддержки с годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей на родителях, внутреннее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение -все эти факторы изменяют взгляд матери на мир, отношение к самой себе и другим людям.

Помимо внутрисемейных трудностей, рождение ребенка с нарушениями развития ставит перед семьей проблемы во взаимосвязях с социальным окружением. Именно мать выполняет нелегкую роль, смягчая конфликты и налаживая взаимоотношения. Возникающие на этом пути сложности постепенно могут приводить к социальной изоляции семьи. Как следствие этого, возможно понижение у женщины уровня социальной и психологической компетентности и неумение правильно вести себя в напряженных, сложных ситуациях. Со временем порог чувствительности понижается, и все больше ситуаций попадает под категорию сложных, вызывая ошибочные поведенческие реакции.

Недостаточная психологическая поддержка со стороны родственников и знакомых, при особой чувствительности женщрны и свойственной ей базальной тревоге, ведет к эмоциональной неустойчивости и росту уровня тревожности. Утрата произвольности эмоций проявляется в невозможности справиться со своим состоянием, в навязчивом характере переживаний. Причем невозможность сознательного управления эмоциями актуализируется не только в особых, трудных ситуациях[4].


Любое, даже мало значимое событие может привести к утрате контроля. При этом масштаб переживания несоразмерен событию. Сверхценное отношение матери к ребенку является тем фактором, который приводит к патологии эмоциональной составляющей при тревожном расстройстве. В настоящее время психологи выделяют четыре варианта матерей с разными стилями поведения.

1. Оптимальный вариант -спокойная, уравновешенная мама. Она может служить своеобразным эталоном материнства. Самым важным является, что она заботится о ребенке, помогает ему справится со всеми проблемами, она все знает о ребенке и вовремя приходит ему на помощь. Ребенок растет в атмосфере благожелательности и доброты.

2. Тип тревожной мамы. Ей постоянно кажется, что ребенку что-то угрожает, даже когда такой угрозы нет. Она вечно напряжена, постоянно думает о будущем ребенка. Это постоянная тревога негативно сказывается на всей семье.

3. Тоскливая мама. Это тип очень схож с тревожным, но если тревожная мама постоянно думает о ребенке и о его будущем, то тоскливая мама постоянно думает о своем будущем, а ребенок воспринимается как препятствие, обуза.

4. Уверенная, властная мама. Эта мама думает, что твердо знает что ребенок должен делать, чтобы стать тем, кем она его хочет видеть. Она никогда не пойдет на компромисс, не выслушает чего же хочет ребенок. Эта мать строго следует намеченному ей плану и ни на йоту не отходит от него. В ситуации появления в семье ребенка с ограниченными возможностями все эти типы поведения матерей проявляются еще ярче.

Оптимальным является конечно же спокойный, уравновешенный тип. Все остальные могут негативно сказаться на развитии ребенка, раскрытии его потенциальных возможностей.

При воспитании в семье ребенка с ограниченными возможностями мать должна много знать и уметь. При работе с матерями применяются различные формы и методы.


Заключение



Воспитание в семье ребенка-инвалида репрезентируется в сознании матерей как исключительная по своей травмирующей силе жизненная ситуация. Но по мере его взросления происходит процесс «высвобождения» родителей. Позже родители становятся в большей степени той сферой, в которую «заключен» ребенок.

В случае воспитания больного ребенка этап «высвобождения» родителей не наступает. Следствием этого становится постепенно усиливающаяся симбиотическая связь матери с ребенком. Фиксация этой связи негативно влияет как на развитие самого ребенка, так и на личностное и социальное становление матери. Жесткая симбиотическая связь способствует изоляции обоих членов этой связи от окружающих и во многом блокирует процесс самоактуализации за пределами семьи: получение образования, профессиональную карьеру, реализацию личных потребностей и др.


Сконцентрированность на нуждах ребенка приводит к почти полному их отождествлению со своими собственными. Именно поэтому многие потребности ребенка не понимаются правильно, что проявляется в затруднениях взглянуть на собственного ребенка с какой-то иной точки зрения, отличной от собственной.

Жизненное пространство воспринимается как малоизменяемое. Замкнутость на ребенке приводит к весьма огрубленному делению этого жизненного пространства на то, что имеет отношение к ребенку,у и на все остальное.

Воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье переживается как явление исключительно индивидуальное, неповторимое и несопоставимое. Именно поэтому аналогии, высказываемые в беседе с матерями, могли восприниматься ими как явное непонимание их переживаний.

Чувство глубокой привязанности к ребенку неизменно сочетается с явным или скрываемым чувством вины перед ним. Драму своего ребенка большая часть матерей пытается объяснить в исключительно нравственных категориях таких, как «несправедливость». Само чувство вины имеет весьма сложную структуру и с трудом поддается описанию. Оно включает в себя и жалость к своему ребенку, и определенную неприязнь к другим детям, чувство беспомощности и неокупаемость громадных нравственных и физических усилий.

Список литературы





  1. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида. М. : Приор, 2019. – 621 с.

  2. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. — СПб. : Лань, 2018.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., НисневичЛ. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб. : Нева, 2020. – 322 с.

  4. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб. : Нева, 2018. – 403 с.

  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2018. – 432 с.

  6. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2018.- 405 с.

  7. Шипицына Л. М. Сорокин В. М. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта // Вестник Санкт-Петербургского университета.- 2008.- № 3. – С.178-195.

  8. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – М. : Ось, 2018.- 322 с.