Файл: Министерство сельского хозяйства рф федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безработица и занятость. Государственное регулирование рынка труда

Колебания в уровне ВНП порождают ряд серьезных макроэкономических про­блем, среди которых на первый план выходят безработица и инфляция.

Безработица как форма проявления макроэкономической нестабильности непосредственно связана с нехваткой совокупного спроса, и поэтому ее сокраще­ние возможно лишь на путях стимулирования расходов общества, чему большое внимание уделял Дж. Кейнс. Он показал, что спрос на рабочую силу, который предъявляется фирмами, является составной частью совокупного спроса, состоя­щего из потребительских расходов, инвестиций, государственных закупок и чис­того экспорта. Принимая в расчет эти расходы, предприниматели определяют свою потребность в рабочей силе.

Далее необходимо рассмотреть формы безработицы: фрикционную, струк­турную, циклическую. В отличие от первых двух форм, составляющих естествен­ный уровень безработицы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов, т. е. фазой спада и депрессии делового цикла. Именно по­этому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются с помощью метода, предложенного американским экономи­стом А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВНП на 2,5-3%. Фактический ВНП, достигаемый при естественном уровне безработицы, называется потен­циальным, что является синонимом понятия производственных возможностей экономики. Это обусловлено тем, что при наличии лишь естественной безрабо­тицы занятость считается полной, поэтому в такой экономике производится максимально возможный при данных ресурсах национальный продукт.

Для графической иллюстрации данного явления следует воспользоваться моделью AD-AS. Полная занятость и потенциальный выпуск ВНП возможны, если кривая ADбудет пересекать кривую ASна вертикальном отрезке. Классики считали, как уже отмечалось, что рыночная экономика способна автоматически обеспечить полное использование ресурсов с помощью механизма гибких цен. Именно поэтому, с их точки зрения, государство не должно вмешиваться в процесс установления микроэкономического равновесия, предоставив это игре рыночных сил. Кейнсианцы, напротив, полагали, что рыночная экономика склонна к хроническому недоиспользованию ресурсов и безработице, и тогда кривая
ADпересекает кривую AS в основном на ее горизонтальном отрезке. Ввиду этого они предлагали государству проводить активную политику вмешательства в экономическую деятельность, прежде всего по линии увеличения правительственных расходов.

Однако, как показал опыт, кейнсианская политика стимулирования совокупного спроса для увеличения занятости, в конечном счете вызвала в большинстве стран серьезный рост инфляции, т.е. повышение общего уровня цен.

Экономические последствия безработицы многообразны. Прежде всего, длительная безработица способствует деквалификации, делаю­щей затруднительным использование безработных в будущем. Паде­ние жизненного уровня в семьях безработных уменьшает шансы детей получить приемлемую профессиональную подготовку. Семьи безработных не способны обеспечить достаточный платежеспособ­ный спрос на многие виды продукции, что ведет к дальнейшему па­дению производства и, следовательно, к новой безработице. В ре­зультате безработица начинает самовоспроизводиться: нынешняя безработица обусловливается незанятостью предыдущих периодов. Застойная безработица препятствует экономическому развитию. Все это чревато, в конечном счете, снижением экономического потенциа­ла страны.

С другой стороны, выплаты пособий по безработице ложатся бре­менем на государственный и местный бюджеты. Возрастающие бюд­жетные расходы вынуждают увеличивать налоги, подрывая тем самым производственные стимулы. Если правительство не хочет идти по этому пути, то для финансирования бюджетного дефицита приходится, либо печатать дополнительные деньги, усиливая инфляцию, либо заимствовать на финансовых рынках. Последнее ведет к росту процентной ставки, соответственно - к снижению инвестиций.

Важнейшим макроэкономическим последствием безработицы является то, что, если она превышает свой естественный уровень, фактический ВВП оказывается ниже потенциального. Иными сло­вами, общественные издержки безработицы выражаются в форме потерь потенциально возможного, но упущенного (из-за незанятос­ти части трудоспособного населения) национального производства. Как отмечал американский экономист, лауреат Нобелевской пре­мии В. Леонтьев: «Безработица - это лишний, недоиспользован­ный труд».

Американский экономист А. Оукен установил отношение между уровнем безработицы и отставанием ВВП. Сделанные им расчеты показали
, что каждый процентный пункт превышения фактической безработицы над ее естественным уровнем ведет к отставанию фак­тического ВВП от потенциального на 2,5%. В этом и состоит так на­зываемый закон Оукена. Математически его можно выразить так:



(7)

где, Y – фактический ВВП;

- потенциальный ВВП;

u – фактический уровень безработицы, %;

- естественный уровень безработицы, %;

β – коэффициент отклонения, выражающий чувствительность ВВП к росту безработицы.

По расчетам Оукена, коэффициент βсоставляет для американской экономики 2,5. В то же время он не является неизменным и устанавливается в каждой стране эмпирическим путем.

Государственное регулирование рынка труда

Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективного использования трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулирования являются:

  • законодательное оформление и защита прав трудящихся;

  • защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.);

  • подготовка и переподготовка трудящихся;

  • обеспечение минимальной оплаты труда;

  • гарантирование приемлемых условий труда;

  • обеспечение стабильного дохода и социальное страхование ра­ботников.

На функционирование рынка труда существенное влияние оказы­вают государственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест, налоговая политика.

Не следует, однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулирования трудовых отношений. Так, в странах с развитой рыночной экономикой устанавливаемая государством ми­нимальная заработная плата зачастую оказывается выше равновесной цены труда. В результате возникает «безработица ожидания», по­скольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает (рис. 26). К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда
, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем.

P´ - равновесная заработная плата; L´ - равновесное количество труда; РG – минимальная заработная плата, установленная государством; LS – предложение труда при минимальной заработной плате; LD – спрос на труд при минимальной заработной плате; LS - LD - «безработица ожидания».

РL

РG S






D



0 LD L´ LS L

Рисунок 26. Минимальная заработная плата и «безработица ожидания»
Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит вся­кий раз, когда установленные государством стандарты заметно опере­жают реальные возможности экономики либо становятся препятст­вием для гибкости рынка труда.

В России государственное регулирование рынка труда имеет осо­бую специфику и играет важную роль в построении рыночной экономики. Главная идея совместных действий правительства и Госу­дарственной Думы состоит сегодня в принятии комплекса законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка, обеспечить демонтаж со­циалистического наследия. Уменьшается фискальное бремя при лик­видации налоговых льгот, принятие нового Трудового кодекса ведет к отказу от не реализуемых в современных условиях гарантий, пенси­онная реформа направлена на то, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от заработной платы.

Повышая эффективность экономики, либеральная политика ведет к росту доходов работников как рыночной, так и бюджетной сфер, позволяя одновременно решать острые социальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет и может трудиться.

5.3. Рынок земли. Рента и цена земли

В чем же заключаются особенности земли как фактора производства?

Во-первых, земля в отличие от других факторов производства имеет неограниченный срок службы и невоспроизводима по желанию.

Во-вторых, по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда.

В-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое, т. е. она недвижима.

В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность.

Из этого можно сделать важный вывод: тот, кто владеет землей или использует ее, получает определенные преимущества. В связи с этим по поводу землевладения и землепользования возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономиче­скую форму - земельную ренту.

Современные экономисты, особенно последователи субъективной школы, расширяют понятие ренты, обозначая им любой дифференцированный доход, особенно когда этот доход порождается невоспроизводимым по желанию фактором (например, владелец хорошего голоса не может пере­дать его другому; великий художник не может быть заменен никем другим и т. п.). Обладатели таких факторов получают ренту.

Следовательно, в неоклассической теории рентой является доход, получаемый любым собственником благ, естественно или искусствен­но ограниченных по сравнению со спросом. Для выражения этого явле­ния используется и более общая категория - экономическая рента. Вме­сте с тем и неоклассическая теория рассматривает рентные доходы прежде всего как доходы по поводу землевладения и землепользования. Рента, следовательно, есть форма, в которой земельная собственность реализует себя экономически, т. е. приносит доход.

Что является источником этой прибыли? У физиократов и в какой-то мере у А. Смита эта прибыль - продукт земли, дар природы. Д. Рикардо опроверг такой подход и показал, что земля не создает ренту. Доказательством того, что плодородие земли, по крайней мере само по себе, никогда не может производить ренту, служат, по его мнению, новые страны или колонии. Если в них земель больше