ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК343.102

А. Г. Бакунчев


ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬРОЗЫСКНОЙРАБОТЫОПЕРАТИВНЫХПОДРАЗДЕЛЕНИЙФСИНРОССИИ

И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ


A.G.Bakunchev
CONCEPT, ESSENCE OF INVESTIGATION OF THE STAFF OF CORRECTIVE INSTITUTIONS OF FPES OF RUSSIA AND ITS ORGANIZATIONAL PROBLEMS
Встатьерассматриваютсяпонятие,сущностьрозыскнойработыоперативныхподразделенийФСИНРоссии,проблемыорганизацииоперативно-розыскнойдеятельности.

Theconcept,essenceofinvestigationincorrectiveinstitutionsofFPESofRussiaanditsorganizationalproblemsare consideredinthearticle.

Ключевыеслова:оперативно-розыскнаядеятельность,оперативныеподразделенияФСИНРоссии,правоваярегламентацияоперативно-розыскнойдеятельности.

Keywords:investigational-searchactivity,searchstaffofFPESofRussia,legalreglamentationofsearchactivity.

С зарождением теории оперативно-розыскной деятельности понятие и сущность розыска становятся предметом исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы в 1963 году защитил В. А. Лукашов, который, выступая против расширительного толкования понятия розыска, ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов: совершивших побег осуждённых, скрывшихся преступников, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых. Такой подход к понятию розыскной работы в настоящее время прочно закрепился в оперативно-розыскной теории.

В теории оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), а также в практической деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, под розыскной работой (розыском) оперативных подразделений ФСИН понимается базирующаяся на законах (в первую очередь – уголовно- процессуальном, уголовно-исполнительном и оперативно-розыскном) и отдельных подзаконных нормативных актах комплексная система оперативно- розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства (дела оперативного учёта) уполномоченными на то законом субъектами и направленных на установление местонахождения подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых, совершивших побег и уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы, выявление и устранение причин и условий, способствующих длительному укрывательству.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений ФСИН России. Ей присущ ряд характерных отличительных признаков: нормативно-правовой характер, комплексность применяемых средств и методов, взаимодействие с другими субъектами розыскной работы, в том числе иностранных государств, и некоторые другие.

Правовой характер розыскной работы заключается в том, что она основывается на нормах права и детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.


К числу законодательных актов, составляющих правовую основу розыскной работы, следует в первую очередь отнести федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В данном законе розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, включён в круг основных задач всей ОРД, определён перечень допустимых к применению в процессе розыска оперативно- розыскных мероприятий (далее – ОРМ), закреплены основания и условия их проведения, регламентированы другие аспекты розыскной работы.

Важным элементом правовой основы является уголовно-процессуальное законодательство, в котором закреплены основания для розыска скрывшихся от следствия и суда подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, определены основные полномочия субъектов розыска (ст. 210, 238 и 253 УПК РФ).

В ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задача по розыску осуждённых, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания лишения свободы, включена в перечень основных задач оперативно-розыскной деятельности в ИУ.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы.

В соответствии с этими нормативными правовыми актами, в зависимости от территориальных границ осуществления ОРМ розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный. Применение того или иного вида розыска зависит от наличия соответствующих правовых оснований и соблюдения определённых процедурных требований.


Местныйрозыск это вид розыска, проводимого в основном в пределах

одного субъекта РФ (комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий), направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально1. Он начинается после проведения первоначальной проверки. При этом не исключается возможность проведения отдельных ОРМ за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию оперативными подразделениями других правоохрани- тельных органов.

Основным нормативным актом, регулирующем организацию местного, федерального и международного розыска, является Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел.

В соответствии с этой инструкцией, в случае, когда меры местного розыска исчерпаны, а его цель не достигнута, объявляется федеральныйрозыск.

Федеральныйрозыск— это вид розыска (комплекс оперативно-розыскных,

поисковых, информационно-справочных и иных действий, направленный на обнаружение разыскиваемого лица), при котором используется сигнальная




1 В данном случае розыскные карточки на лицо помещаются в оперативно-справочную картотеку ИЦ адресного бюро МВД, УВД по месту объявления розыска и в ГИЦ МВД РФ. В необходимых случаях по ходатайству инициатора розыска указанные карточки могут помещаться в
оперативно-справочные картотеки и адресные бюро в регионах вероятного появления разыскиваемого.

система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро, МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию (централизованно).

Привлечённые к уголовной ответственности лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы и предварительного заключения или из-под стражи, а также вооружённые огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, объявляются в федеральный розыск немедленно, после принятия процес- суального решения о производстве розыска. Обвиняемые, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трёх месяцев с начала местного розыска.

При наличии информации о выезде разыскиваемых обвиняемых, осуждённых и лиц, пропавших без вести, за пределы Российской Федерации, федеральный розыск объявляется незамедлительно одновременно с между- народным розыском.

Межгосударственный розыск это вид розыска, направленный на

обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), на территории государств участников СНГ, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учётов ИЦ и адресных бюро министерств внутренних дел
стран Содружества. Межгосударственный розыск осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных Инструкцией о едином порядке осуществления межгосу- дарственного розыска лиц, утверждённых решением Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ в ред. от 7 сентября 2007 года.

В соответствии с указанием МВД России «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществлении межгосударственного розыска лиц» межгосударственный розыск на территории РФ аналогичен системе федерального розыска, но не подменяет собой международный розыск.

В соответствии с Инструкцией о едином порядке осуществлении межгосударственного розыска лиц, субъектами межгосударственного розыска являются МВД стран Содружества, осуществляющие взаимодействие через свои центральные аппараты. Однако при наличии конкретной информации о местонахождении лица возможно направление поручения в конкретный территориальный или линейный ОВД.

По общему правилу каналы Интерпола при межгосударственном розыске не используются, однако при наличии конкретных данных о местона- хождении лиц как на территории стран Содружества, так и дальнего зарубежья розыск осуществляется в соответствии с Уставом Интерпола и национальным законодательством.

Для объявления лица в межгосударственныйрозысквыносится специаль-

ное постановление, которое через ИЦ МВД направляется в Межгосударствен- ный информационный банк (МИБ), который создан в ГИАЦ. В свою очередь МИБ передает сведения в ИЦ МВД всех стран Содружества для размещения в своих оперативно-справочных картотеках.

Межгосударственный розыск объявляется при условии, что в отношении