Файл: 304 устойчивого чувства ответственности за свое поведение, поднимающееся до ответственности за других людей, выработка готовности, привычки и установки постоянно соблюдать нормы безопасности..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
304
устойчивого чувства ответственности за свое поведение, поднимающееся до ответственности за других людей, выработка готовности, привычки и установки постоянно соблюдать нормы безопасности. Такую установку можно расценивать как состояние предрасположенности, готовности к безопасному образу жизни, адекватному восприятию и осознанию человеком вреда угроз и опасностей. Эта установка обеспечивает выбор человеком безопасных форм поведения, как в обычных, так и в потенциально опасных ситуациях.
Выводы. Таким образом, можно сделать выводов:
- несмотря на значительные темпы научно-технического развития в современном постиндустриальном обществе проблема безопасности человека стоит еще более остро, что обусловлено, в большей мере, возникновением новых проблем;
- решать данные проблемы призвана педагогическая профилактика актуальных угроз безопасности, представляющая собой вид педагогической деятельности направленный на подготовку человека к различным угрозам и опасностям;
- предположительно, педагогическая профилактика, обладающая специфической методологией, может быть выделена в отдельную отрасль педагогической науки.
Литература:
1. Булычёва Е.С. Теоретические основания педагогической профилактики наркомании подростков //
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.
2012. №4. С. 103.
2. Планкин К.В. Понятие культуры безопасности человека // сб. ст.м. Межд. н.-п. к. «В мире науки и инноваций». – Уфа: Аэтерна, 2016. С. 161.
3. Рукинов В.А. Общество и безопасность // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 124. С. 357-365.
4. Тарханова И.Ю. Новые подходы к организации профилактической работы в образовательной среде
// Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. С. 43.
Педагогика
УДК: 378
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
и экономического образования Рубцова Ольга Леонидовна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург);
магистрант Сычева Ирина Александровна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург)
ФИНАНСОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация. В статье обоснована важность финансовой грамотности учащихся и связанная с этим необходимость повышения компетентности педагогов в области финансовой грамотности в образовательных организациях.
Ключевые слова: Финансовая грамотность, финансовое образование, междисциплинарный подход, финансовая компетентность учителя.
Annоtation. The article shows the principal importance of the growth of students' financial literacy that leads to paying a special attention for further training of teachers of financial literacy in educational institutions.
Keywords: Financial literacy, financial education, interdisciplinary approach, financial competence of the teacher.
Введение. Последние несколько лет наблюдается тенденция повышенного спроса на образовательные услуги в сфере финансовой грамотности. Особенно актуально финансовое образование молодого поколения, целью которого является содействие принятию грамотных решений и повышение финансовой безопасности молодежи. Повышение финансовой грамотности молодого поколения является сферой ответственности государства, семьи, бизнеса, актуальной задачей современного образования. Финансовая грамотность является не совокупностью дополнительных знаний для тех, кто желает улучшить свое материальное благосостояние, а актуальными и необходимыми финансовыми и социальными компетенциями для любого современного человека.
Подготовка конкурентоспособных выпускников образовательных организаций любого уровня возможна только в условиях широкого внедрения экономической и финансовой составляющей в различные программы подготовки, а формирование финансовой грамотности – через формирование экономических и социальных компетенций.
Изложение основного материала статьи. Понятия «финансовая грамотность» и «финансовая компетентность» являются междисциплинарными категориями. Их исследованием занимаются экономика, социология, экономическая социология, педагогика. В литературе существуют различные трактовки
«финансовой грамотности»: например, определенная форма знаний, способность или навык применять это знание, и кроме этого – разумное финансовое поведение, а также финансовый опыт. Заметно расширение понятия «грамотности» до «компетентности». Первое определение относится именно к грамотности в её прямом значении (financial literacy), второе говорит о финансовой компетентности (financial capability).
Грамотность делает акцент на знаниях, компетентность – на применении знаний на практике. Нередко эти два понятия используются как синонимы [4].
Одним из современных звеньев государственной образовательной политики в нашей стране стало формирования финансовой культуры, что заметно проявилось на уровне поддержки федеральной программы повышения финансовой грамотности населения двумя ключевыми государственными институтами –
Министерством финансов и Министерством образования и науки Российской Федерации.
В 2013 г. Россия приступила к разработке национальной стратегии финансового образования в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализация которого была начата Правительством РФ при поддержке
305
Всемирного банка. Уже в мае 2017 г. был опубликован проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017—2023 гг.». В тексте документа отмечается, что «уровень финансовой грамотности и в целом финансовой культуры в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон», а
«низкий уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и использованием финансовых инструментов», является одной из особенностей финансовой культуры россиян [9]. Нельзя не отметить, что разработка национальной стратегии повышения финансовой грамотности осуществляется без учета системного подхода.
Так, в ней идет речь о создании механизма повышения финансовой грамотности населения, но эта работа не увязывается с имеющимися программами подготовки экономистов и финансистов в образовательных организациях высшего и среднего специального образования, то есть там, где происходит формирование соответствующих профессиональных компетенций. В итоге создание системы формирования финансовой грамотности не обеспечит непрерывности и преемственности финансового просвещения, и тем более не будет создана единая система формирования финансовой культуры населения, поскольку укрепление финансовой грамотности и формирование профессиональных финансовых компетенций будут существовать без взаимосвязи, разрозненно, не имея общих целей и задач.
Словно ответом на эти вызовы 13 апреля 2017 года на IV Московском международном салоне образования (ММСО) Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и Министр образования и науки РФ
Ольга Васильева подписали Дорожную карту мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций. Согласно документу в 2017–2018 годах будут разработаны предложения по преподаванию основ финансовой грамотности в дошкольных учреждениях, внесены изменения в существующие программы начального, основного, среднего, среднего профессионального и высшего образования, подготовлены методические рекомендации для преподавателей на всех уровнях, включая дополнительное образование, а к 2019–2020 годам – предложения по внесению элементов финансовой грамотности в контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена [2]. Для повышения мотивации, как учащихся, так и преподавателей предусматриваются профессиональные конкурсы и тематические олимпиады. Соглашение между министерством и Банком
России станет основой для региональных соглашений, потому что финансовая грамотность будет встроена в образовательные стандарты всех уровней. Таким образом, просветительская работа правительства по улучшению знаний населения о современной экономике выходит на новый уровень, и финансовая грамотность становится неотъемлемым элементом одного из основополагающих институтов общества – системы общего образования.
В федеральных образовательных стандартах среднего общего (полного) образования (ФГОС СОО) прямо говорится: «выпускник должен ... уметь реализовать собственные жизненные планы, лично участвовать в решении государственных и общенациональных проблем, осознавать социально- экономические процессы в обществе» [12]. Учебно-методические разработки по финансовой грамотности направлены также на формирование специфических компетенций, которые отвечают за эффективность финансового взаимодействия ученика с обществом в различных финансово-экономических ситуациях.
Формирование финансовой грамотности ученика необходимо рассматривать как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Успех в достижении этого результата, зависит от степени использования в процессе обучения новых образовательных технологий, ориентированных на получение практико-ориентированных знаний и формирование соответствующих компетенций. Однако можно констатировать, что экономика часто продолжает доходить до студентов в основном в виде абстрактных моделей, мало связанных с реальностью и не имеющих прикладного значения. Учебные методики и программы не всегда предусматривают практические интерпретации, получаемых студентами знаний, даже в форме показа, как они могут быть использованы в простейших бытовых ситуациях [5]. В то же время нельзя отрицать, что значение этих курсов даже в таком виде чрезвычайно важно для поддержания среди выпускников вузов минимального уровня экономической культуры. Тем не менее, вопрос о том, как дополнить теоретические знания умениями их практического применения, – это вопрос не только о необходимости такого подхода, но и о том, какие шаги должны быть для этого предприняты, в каких пропорциях и как могут и должны сочетаться мировоззренческие и прикладные аспекты.
Огромная роль в формировании финансовых знаний, финансовой грамотности населения должна отводиться учителю общеобразовательнойорганизации.
В апреле 2016 года в НИУ ВШЭ был создан «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». Деятельность центра направлена на создание в стране кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций, а также эффективной инфраструктуры по поддержке деятельности педагогов по распространению финансовой грамотности [15]. Помимо Федерального центра в рамках программы также создано 15 региональных методических центров (РМЦ). РМЦ должны ответить на два основных вопроса: что конкретно собираются детям преподавать в рамках курса финансовой грамотности, и кто это будет делать.
Планируется, что в течение двух лет пройдут программу повышения квалификации по финансовой грамотности 12 тысяч педагогов со всей страны. Другим аспектом деятельности РМЦ по развитию финансового образования в Российской федерации является работа с руководителями образовательных организаций. Во многом именно от осознания руководящим составом школы важности и необходимости интеграции курса финансовой грамотности в учебные планы своей организации зависит успешность реализации проекта. Поэтому помимо 72 часовой программы повышения квалификации для педагогов в рамках проекта разработана и реализуется 6 часовая программа повышения квалификации по финансовой грамотности для директоров и завучей школ.
В настоящее время, кроме Федерального методического центра активно реализовывает наиболее полные программы повышения квалификации еще один вуз – МГУ им. М. В. Ломоносова. С 2016 года на базе экономического факультета создан сетевой методический центр повышения квалификации для преподавателей вузов с целью развития программ повышения финансовой грамотности студентов, посредством максимально широкого распространения новейших педагогических разработок и образовательных методик в рамках реализации основных образовательных программ высшего образования, в
306
первую очередь, по неэкономическим направлениям и специальностям. Работа центра также направлена на совершенствование и дополнение разработанных образовательных программ, учебно-методических и информационных материалов, накопление которых происходит на электронной платформе дистанционного обучения преподавателей вузов, где содержатся ресурсы с актуальной информацией.
Кроме этого при поддержке Банка России педагогическим работникам и специалистам, занимающимся преподавательской деятельностью в рамках повышения финансовой грамотности населения Российской
Федерации, предоставляется возможность для совершенствования профессиональных навыков и компетенций. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» совместно с Банком России проводит обучение для тьюторов и преподавателей по программе финансовой грамотности. Целью обучения является подготовка педагогических работников к формированию знаний, умений и социально-психологических характеристик различных категорий обучающихся, которые определят в будущем их способность и готовность выполнять различные социально- экономические роли: владельца личного домохозяйства, инвестора, заемщика, кредитора, налогоплательщика
[8]. Особенность обучения в Академии – обучение различных категорий педагогических работников, среди которых учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги среднегопрофессионального образования, педагоги дополнительного образования, воспитатели, методисты и другие. В конце 2016 года
Банк России запустил пилотное внедрение основ финансовой грамотности в 72 регионах страны, а к концу
2017 года планировалось расширить число пилотных участников до 500 школ во всех субъектах РФ. При поддержке регулятора в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки России организован обучающий курс, который прослушали уже более
300 тьюторов. В свою очередь, в московских педагогических вузах в программы подготовки преподавателей предмета «Обществознание» также включены модули по финансовой грамотности [14].
Параллельно с этим в марте 2017 года был проведен первый мониторинг результатов обучения педагогов по программам финансовой грамотности в Федеральном методическом центре при НИУ ВШЭ. Оценка проводилась в главной мере посредством проведения открытых уроков преподавателями, прошедшими обучение. В ходе мониторинга открытые уроки анализировались по следующим критериям: наличие/отсутствие фактологических ошибок предметного содержания; сохранение замысла разработанного педагогом проекта или его полная реализация; соответствие заявленной теме и др. Как показал мониторинг, уровень готовности педагогов образовательных организаций к реализации программ формирования и развития основ финансовой грамотности достаточно высок. Учителя представляют возможным формирование грамотного финансового поведения школьников даже в рамках только основных предметов.
Однако для успешного воплощения проекта необходима не только личная мотивация педагога, но и заинтересованность участников образовательного процесса на всех ступенях [13]. Интересно, что была выявлена следующая тенденция: руководители образовательных организаций, которые также посещали организованные семинары наряду с непосредственными преподавателями, гораздо лучше понимают необходимость внедрения программ по финансовой грамотности в своих образовательных организациях.
Выводы. Для того чтобы изучение основ финансовой грамотности реально вошло в массовую практику школ, недостаточно усилий педагогов – энтузиастов. Требуется продуманная система подготовки учителей в масштабе страны. Главный акцент должен быть сделан на формировании ключевых компетенций в сфере личных и семейных финансов [7]. Какие бы формы повышения квалификации учителей не использовались, важно, чтобы подготовка носила комплексный характер и включала, по меньшей мере, три компонента:
1) углубление знаний учителей в области финансов, овладение кругом базовых понятий, понимание взаимосвязей и взаимозависимостей финансовых явлений и процессов (эта составляющая особенно важна с учетом того, что большинство педагогов, раскрывающих эти сюжеты в рамках обществоведческого курса, не имеют базовой экономической подготовки); 2) ознакомление педагогов с материалами по финансовой грамотности, широко представленными на различных Интернет-ресурсах (например, порталы «банки.ру»,
«вашифинансы.рф», «хочумогузнаю.рф»), показ возможностей их использования на уроках и во внеурочной деятельности; 3) обучение использованию практико-ориентированных технологий в работе со школьниками, включая игровые формы, практикумы, методы проектирования и моделирования.
Необходимо понимать взаимосвязь преподавания финансовой грамотности на всех ступенях школьного экономического образования, поэтому идея создания проектной команды (Педагог начальной школы –
Педагог основной школы – Педагог средней школы) представляется перспективной для обеспечения непрерывного образования школьников от начальной до старшей школы. Для успешной реализации своего потенциала педагогу необходимо иметь возможность для создания собственного курса, метапредметных уроков или других мероприятий по финансовой грамотности, а также регулярно участвовать во встречах и конференциях с экспертами, реализовывать собственные проекты по финансовой грамотности, иметь открытый доступ к образовательным мероприятиям и материалам. Профессиональная программа подготовки сможет в полной мере удовлетворить эти запросы. Это неотъемлемая часть не только аттестации педагога, но и ресурс его преподавательской деятельности. Профессиональная подготовка учителей по финансовой грамотности должна иметь единые стандарты и требования к предполагаемым результатам. На данный момент существует множество различных курсов, дидактических материалов, которые необходимо систематизировать и обобщить. В последние годы уже сделан ряд шагов в этом направлении. Нужно рассматривать повышение квалификации педагогов как фактор роста финансовой грамотности молодежи.
Знания и навыки, получаемые в рамках курсов повышения квалификации, одинаково необходимы как педагогу, так и ученикам. Только финансово грамотный и компетентный учитель способен воспитывать финансово грамотных и компетентных граждан России. Совершенствование системы преподавания экономическо-финансовых дисциплин с целью повышения финансовой грамотности молодежи должно стать приоритетным направлением образовательной политики государства.
Литература:
1. Абросимова О.М. Проблемы повышения финансовой грамотности населения в образовательных организациях // Научные записки молодых исследователей. 2017. №6 – С. 15 – 18 2. Дорожная карта мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций. Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] //
Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/19092/map_2017-04-13.pdf
307
3. Информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации
[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fincult.info/ Fincult.info
4. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8 – С. 129 – 148.
5. Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1. № 2 (37). С. 22 –30.
6. Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28). – С. 173 – 175.
7. Половникова А.В. Учебно-методические комплексы по финансовой грамотности: первый опыт глазами учителя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (37). С.95-104 8. Проект «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fincult.info/prepodavanie/base/povyshenie- kvalifikacii/6310/
9. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/118377 10. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
11. Сергеева Т.Ф, Кальней В.А. Особенности подготовки учителя к формированию финансовой грамотности обучающихся // Вестник РМАТ. 2015. №4. С. 77 12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://Минобрнауки.рф/документы/2365.
13. Финансовая грамотность – содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности // Мониторинг результатов обучения педагогов [Электронный ресурс] // Режим доступа: финграмотностьвшколе.рф/page/41 14. Центральный банк Российской Федерации » [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/
15. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fmc.hse.ru/
Педагогика
УДК: 378. 14
доктор педагогических наук, профессор Санина Елена Ивановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Академия социального управления» (г. Москва);
заместитель директора Ахмадов Муса Максудович
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования» (г. Грозный)
ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения актуализирует необходимость обращения к понятию готовность бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ в открытой образовательной среде. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, качественно меняет методы организации учебно-познавательной деятельности студентов и на процесс подготовки бакалавров к инклюзивному обучению детей с ОВЗ.
Ключевые
слова: инклюзивное обучение, открытая образовательная среда, готовность к профессиональной деятельности.
Annotation. The search for constructive ways to prepare students for the implementation of inclusive education actualizes the need to address the concept of readiness of bachelors of pedagogical profile to teach children with disabilities in an open educational environment. The introduction of information and communication technologies in the educational process, qualitatively change the methods of organization of educational and cognitive activity of students and the process of preparing bachelors for inclusive education of children with disabilities.
Keywords: inclusive education, open educational environment, readiness for professional activity.
Введение. Одной из социально значимых проблем педагогической науки является вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их жизнедеятельности в условиях массовых общеобразовательных учреждений. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Необходимым условием реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ является разработка научных и методических основ такого обучения, подготовка соответствующего кадрового потенциала, техническое и информационное обеспечение[1, 8].
Изложение основного материала статьи. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения актуализирует необходимость обращения к понятию готовность бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ.
Проблема подготовки бакалавров по направлению педагогическое образование к обучению детей с ОВЗ требует выяснения причин или факторов в профессиональной подготовке педагога, влияющих на формирование готовности бакалавров педагогического образования к инклюзивному обучению детей с ОВЗ. В нашем исследовании факторы постоянно-действующие обстоятельства (условия), вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. Выделим факторы, влияющие на успешность формирования готовности бакалавров педагогического образования к реализации инклюзивного обучения детей с ОВЗ: педагогические
(профессиональное самоопределение), психологические (конфликтологическая компетентность) и социальные (открытая образовательная среда).