Файл: 1. Разработайте теоретическую модель управления образовательным процессом образовательной организации общего образования с учётом требований фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Разработайте теоретическую модель управления образовательным процессом образовательной организации общего образования с учётом требований ФГОС
Фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности выпускника.
Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС, является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Управление введением ФГОС – целенаправленная, специально организованная деятельность, которая обеспечивает перевод образовательного учреждения на новый уровень функционирования и развития. Основные задачи, которые должны быть решены при организации введения ФГОС в образовательном учреждении, направлены на обеспечение нормативно-правовых, финансово-экономических, кадровых, материально-технических, организационных и других условий достижения результатов.
Педагогический коллектив активно включен в процесс обеспечения ФГОС. В рамках этого процесса в образовательных организациях проводится большая подготовительная работа, которая включает следующие мероприятия:
-
изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС на занятиях теоретического семинара; -
ознакомление родителей с основными положениями ФГОС; -
разработка локальных актов, регламентирующих внедрение ФГОС; -
создание информационной карты; -
разработка и экспертиза ООП, курсов внеурочной деятельности.
Проводятся различные анкетирования, диагностики, позволяющие проанализировать спрос обучающихся. Структура учебного плана по ФГОС содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% в соответствии с ФГОС.
Содержательное наполнение части учебного плана формируемой участниками образовательного процесса основано на учете мнения участников образовательного процесса, а также специфики самого образовательного учреждения.
Теоретическая модель управления образовательным процессом в образовательной организации общего образования с учётом требований ФГОС:
1. Цель модели – обеспечение эффективного управления образовательным процессом в образовательной организации общего образования с учётом требований ФГОС
2. Задачи:
- определить структуру уровней управления
- описать субъектов уровней управления
- определить содержание каждого уровня
- детализировать направления работы, мониторинга и контроля в рамках созданной модели
3. Условия функционирования модели:
- эффективная обратная связь на всех уровнях
- мотивированность сотрудников на реализацию модели
- постоянное совершенствование модели
- своевременность и качество выполнения функционала, предусмотренного моделью всеми сотрудниками
- готовность к изменениям, адаптивность, инновативность
4. Уровни управления моделью и их содержание (таблица 1):
Таблица 1
Уровень управления | Субъекты уровня управления | Содержание уровня |
I. Стратегический уровень | Директор | определяет стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях, он несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы |
Коллегиальные органы управления | обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития школы, всех её подразделений | |
II. Тактический уровень | Заместители директора и | интегрируют определенное направление учебно-воспитательного процесса согласно своим функциональным обязанностям и должностным инструкциям/компетенция, определенным локальным нормативным актом. Главная функция этого уровня - согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами. |
Коллегиальные органы | ||
III. Организаторский уровень | Руководители школьных методических объединений (отделов), методисты, заведующий библиотекой | организуют деятельность по своим направлениям в соответствии с решениями, принятыми на стратегическом и тактическом уровнях |
IV. Исполнительский уровень | Педагогические и иные работники Обучающиеся Родители | функция включения в процесс управления всех участников образовательной деятельности |
5. Результаты модели – направления реализуемой работы, мониторинга и контроля в рамках созданной модели:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
-
Проводятся общешкольные собрания; -
Осуществляются публичные доклады; -
Производится приём заявлений; -
Обеспечивается собеседование с родителями; -
Заключаются договоры с родителями о предоставлении образовательных услуг в условиях введения ФГТ; -
Проводятся консультации.
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ. РЕАЛИЗУЮТСЯ:
-
Организация планирования учебно-методической деятельности преподавателей -
Работа с молодыми и малоопытными специалистами -
Аттестация педагогических кадров -
Работа с преподавателями 1-х классов -
Повышение квалификации преподавателей -
Замена уроков -
Открытые уроки -
Педагогический совет -
Методической совет -
Консультации/Совещания -
Проектная деятельность -
Семинары -
Профессиональные выставки -
Методические разработки
КОНТРОЛЬ ЗА ВЕДЕНИЕМ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:
-
Происходит оформление школьной документации (классный журнал, табель успеваемости пр.); -
Ведутся личные дела учащихся; -
Составляются отчёты; -
Исполняются приказы по обучающимся; -
Своевременно размещается расписание уроков; -
Функционирует табель учёта рабочего времени; -
Сводный учёт движения контингента -
Алфавитная книга -
Протоколы просмотров -
Общешкольная ведомость -
Формирование Фонда оценочных средств и пр.
КОНТРОЛЬ ЗА ВЕДЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ:
-
Учёт обеспеченности школы кадрами -
Комплектация классов -
Учёт посещаемости обучающихся -
Соблюдение санитарно-гигиенического режима и техники безопасности труда -
Соответствия дозировки домашнего задания обучающимся -
Организация общешкольного плана каникул -
Посещение уроков -
Аналитические отчёты, справки
КОНТРОЛЬ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И ТРУДА:
-
Соблюдение режима школы -
Контроль питьевого режима -
Санитарное состояние кабинетов -
Инструктажи по технике безопасности на рабочем месте Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм учебной нагрузки обучающихся -
График работы преподавателей
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ:
-
Диагностическое обследование обучающихся в рамках введения ФГТ -
Уровень знаний обучающихся 1-х классов -
Результативность обучения по отдельным предметам -
Предупреждение неуспеваемости -
Организация творческой, методической и культурно-просветительской деятельности обучающихся -
Анкетирование
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ШКОЛЫ:
-
Мастерские, -
Натюрмортный Фонд, -
Методический Фонд, -
Библиотека, -
Обеспеченность кабинетов наглядными пособиями, -
Обеспечение работы компьютерного класса.
2. Разработайте теоретическую модель управления образовательным процессом в магистратуре с учётом требований ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога
1. Цель модели – обеспечение эффективного управления образовательным процессом в магистратуре с учётом требований ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога
2. Задачи модели:
- определить структуру уровней управления
- описать субъектов уровней управления
- определить содержание каждого уровня
- детализировать направления работы, мониторинга и контроля в рамках созданной модели
3. Условия функционирования модели:
- координация работы институтов/факультетов и кафедр по организации учебного процесса основных профессиональных образовательных программ магистратуры;
- координация учебной и организационно-методической работы профессорско-преподавательского состава;
- разработка и своевременное информирование кафедр и институтов/факультетов инструктивными и методическими материалами по подготовке студентов на базе нормативных документов;
- контроль деятельности кафедр по качеству руководства выполнением магистерских диссертаций.
4. Содержание модели:
Рисунок
Первый этап – планирование. Он включает в себя диагностические и целеполагающие функции. Диагностическая функция направлена на получение необходимой информации о состоянии образовательного процесса, о педагогических проблемах. Целеполагающая функция сводилась к формулировке целей, задач и средств их достижения. Цели были конкретизированы в концепции, программе, планировании, создании нормативной базы.
Так, например, руководителем магистратуры на основе ФГОС и профессионального стандарта педагога разрабатываются локальные акты, номенклатура дел и циклограмма работы.
Такая же работа выполняется и другими участниками управления образовательным процессом: заведующими отделениями (очного обучения, заочного бюджетного и заочного внебюджетного обучения), методистами, председателями комиссий.В результате обеспечивается, координация деятельности всех служб образовательного процесса.
Чтобы результативно использовать свое функциональное назначение, каждый участник управления образовательным процессом в магистратуре, разрабатывает свой блок задач.
Так, например, в планировании заместителя директора по учебной работе есть учебно-методический блок, организационно-методический, блок контроля успеваемости и посещаемости и другие блоки задач.
Второй и третий этапы – исполнение и контроль. Этот этап призван упорядочить взаимодействие участников магистратуры, скоординировать их деятельность, предусмотреть ответственность конкретных лиц за исполнение требований ФГОС и профессионального стандарта педагога. На этом этапе осуществляется контроль реализации образовательной стратегии и технологии. Опора на циклограммы и блоки позволяет легко составлять план работы на месяц. Каждый участник управления образовательным процессом магистратуры делает это по своему направлению самостоятельно; координация деятельности достигается на заседаниях методического совета и административных совещаниях. Контроль реализации образовательной стратегии и технологии осуществляется по нескольким направлениям:
- Методическое обеспечение учебного процесса (задействованы методисты).
- Методическое обеспечение промежуточной и итоговой аттестации (задействованы комиссии, методисты).
- Контроль состояния преподавания учебных дисциплин (задействованы преподаватели и методисты).
- Индивидуальный контроль работы преподавателей (графики и протоколы индивидуального контроля, протоколы учета отработки высвободившихся часов, протоколы результатов проверки журналов, календарно-тематических планов, кабинетов, протоколы индивидуального отчета преподавателей, задействованы преподататели, методисты)
- Контроль успеваемости и посещаемости студентов (протоколы заседаний старостата, графики ликвидации задолженностей, протоколы обучения по индивидуальному графику), задействованы зав. отделениями, старосты.
- Контроль повышения квалификации педагогических кадров (графики прохождения курсов повышения квалификации, семинара руководителей курсовых и выпускных квалификационных работ, программа курсов повышения квалификации для преподавателей магистратуры, тематика конкурсных методических и научно-исследовательских работ педагогов),задействованы методисты.
При этом каждый участник управления контролирует свой участок работы, используя свое функциональное назначение: