Файл: 1. Разработайте теоретическую модель управления образовательным процессом образовательной организации общего образования с учётом требований фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Разработайте теоретическую модель управления образовательным процессом образовательной организации общего образования с учётом требований ФГОС
Фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности выпускника.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС, является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

Управление введением ФГОС – целенаправленная, специально организованная деятельность, которая обеспечивает перевод образовательного учреждения на новый уровень функционирования и развития. Основные задачи, которые должны быть решены при организации введения ФГОС в образовательном учреждении, направлены на обеспечение нормативно-правовых, финансово-экономических, кадровых, материально-технических, организационных и других условий достижения результатов.

Педагогический коллектив активно включен в процесс обеспечения ФГОС. В рамках этого процесса в образовательных организациях проводится большая подготовительная работа, которая включает следующие мероприятия:

  • изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС на занятиях теоретического семинара;

  • ознакомление родителей с основными положениями ФГОС;

  • разработка локальных актов, регламентирующих внедрение ФГОС;

  • создание информационной карты;

  • разработка и экспертиза ООП, курсов внеурочной деятельности.

Проводятся различные анкетирования, диагностики, позволяющие проанализировать спрос обучающихся. Структура учебного плана по ФГОС содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% в соответствии с ФГОС.

Содержательное наполнение части учебного плана формируемой участниками образовательного процесса основано на учете мнения участников образовательного процесса, а также специфики самого образовательного учреждения.

Теоретическая модель управления образовательным процессом в образовательной организации общего образования с учётом требований ФГОС:


1. Цель модели – обеспечение эффективного управления образовательным процессом в образовательной организации общего образования с учётом требований ФГОС

2. Задачи:

- определить структуру уровней управления

- описать субъектов уровней управления

- определить содержание каждого уровня

- детализировать направления работы, мониторинга и контроля в рамках созданной модели

3. Условия функционирования модели:

- эффективная обратная связь на всех уровнях

- мотивированность сотрудников на реализацию модели

- постоянное совершенствование модели

- своевременность и качество выполнения функционала, предусмотренного моделью всеми сотрудниками

- готовность к изменениям, адаптивность, инновативность

4. Уровни управления моделью и их содержание (таблица 1):

Таблица 1

Уровень управления

Субъекты уровня управления

Содержание уровня

I. Стратегический

уровень

Директор

определяет стратегию развития школы,

представляет её интересы в государственных и

общественных инстанциях, он несет

персональную юридическую ответственность за

организацию жизнедеятельности школы,

создает благоприятные условия для развития

школы

Коллегиальные органы

управления

обеспечивают единство управляющей системы в

целом, определяют стратегическое направление

развития школы, всех её подразделений

II. Тактический

уровень

Заместители директора и

интегрируют определенное направление учебно-воспитательного процесса согласно своим функциональным обязанностям и должностным инструкциям/компетенция, определенным локальным нормативным актом. Главная функция этого уровня - согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами.

Коллегиальные органы

III.

Организаторский

уровень

Руководители школьных

методических

объединений (отделов),

методисты, заведующий

библиотекой

организуют деятельность по своим

направлениям в соответствии с решениями,

принятыми на стратегическом и тактическом

уровнях

IV.

Исполнительский

уровень

Педагогические и иные

работники

Обучающиеся

Родители

функция включения в процесс управления всех

участников образовательной деятельности


5. Результаты модели – направления реализуемой работы, мониторинга и контроля в рамках созданной модели:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Проводятся общешкольные собрания;

  • Осуществляются публичные доклады;

  • Производится приём заявлений;

  • Обеспечивается собеседование с родителями;

  • Заключаются договоры с родителями о предоставлении образовательных услуг в условиях введения ФГТ;

  • Проводятся консультации.

РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ. РЕАЛИЗУЮТСЯ:

  • Организация планирования учебно-методической деятельности преподавателей

  • Работа с молодыми и малоопытными специалистами

  • Аттестация педагогических кадров

  • Работа с преподавателями 1-х классов

  • Повышение квалификации преподавателей

  • Замена уроков

  • Открытые уроки

  • Педагогический совет

  • Методической совет

  • Консультации/Совещания

  • Проектная деятельность

  • Семинары

  • Профессиональные выставки

  • Методические разработки

КОНТРОЛЬ ЗА ВЕДЕНИЕМ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:

  • Происходит оформление школьной документации (классный журнал, табель успеваемости пр.);

  • Ведутся личные дела учащихся;

  • Составляются отчёты;

  • Исполняются приказы по обучающимся;

  • Своевременно размещается расписание уроков;

  • Функционирует табель учёта рабочего времени;

  • Сводный учёт движения контингента

  • Алфавитная книга

  • Протоколы просмотров

  • Общешкольная ведомость

  • Формирование Фонда оценочных средств и пр.

КОНТРОЛЬ ЗА ВЕДЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ:

  • Учёт обеспеченности школы кадрами

  • Комплектация классов

  • Учёт посещаемости обучающихся

  • Соблюдение санитарно-гигиенического режима и техники безопасности труда

  • Соответствия дозировки домашнего задания обучающимся

  • Организация общешкольного плана каникул

  • Посещение уроков

  • Аналитические отчёты, справки

КОНТРОЛЬ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И ТРУДА:

  • Соблюдение режима школы

  • Контроль питьевого режима

  • Санитарное состояние кабинетов

  • Инструктажи по технике безопасности на рабочем месте Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм учебной нагрузки обучающихся

  • График работы преподавателей

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • Диагностическое обследование обучающихся в рамках введения ФГТ

  • Уровень знаний обучающихся 1-х классов

  • Результативность обучения по отдельным предметам

  • Предупреждение неуспеваемости

  • Организация творческой, методической и культурно-просветительской деятельности обучающихся

  • Анкетирование


УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ШКОЛЫ:

  • Мастерские,

  • Натюрмортный Фонд,

  • Методический Фонд,

  • Библиотека,

  • Обеспеченность кабинетов наглядными пособиями,

  • Обеспечение работы компьютерного класса.

2. Разработайте теоретическую модель управления образовательным процессом в магистратуре с учётом требований ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога

1. Цель модели – обеспечение эффективного управления образовательным процессом в магистратуре с учётом требований ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога

2. Задачи модели:

- определить структуру уровней управления

- описать субъектов уровней управления

- определить содержание каждого уровня

- детализировать направления работы, мониторинга и контроля в рамках созданной модели

3. Условия функционирования модели:

- координация работы институтов/факультетов и кафедр по организации учебного процесса основных профессиональных образовательных программ магистратуры;

- координация учебной и организационно-методической работы профессорско-преподавательского состава;

- разработка и своевременное информирование кафедр и институтов/факультетов инструктивными и методическими материалами по подготовке студентов на базе нормативных документов;

- контроль деятельности кафедр по качеству руководства выполнением магистерских диссертаций. 

4. Содержание модели:



Рисунок

Первый этап – планирование. Он включает в себя диагностические и целеполагающие функции. Диагностическая функция направлена на получение необходимой информации о состоянии образовательного процесса, о педагогических проблемах. Целеполагающая функция сводилась к формулировке целей, задач и средств их достижения. Цели были конкретизированы в концепции, программе, планировании, создании нормативной базы.

Так, например, руководителем магистратуры на основе ФГОС и профессионального стандарта педагога разрабатываются локальные акты, номенклатура дел и циклограмма работы.

Такая же работа выполняется и другими участниками управления образовательным процессом: заведующими отделениями (очного обучения, заочного бюджетного и заочного внебюджетного обучения), методистами, председателями комиссий.В результате обеспечивается, координация деятельности всех служб образовательного процесса.


Чтобы результативно использовать свое функциональное назначение, каждый участник управления образовательным процессом в магистратуре, разрабатывает свой блок задач.

Так, например, в планировании заместителя директора по учебной работе есть учебно-методический блок, организационно-методический, блок контроля успеваемости и посещаемости и другие блоки задач.

Второй и третий этапы – исполнение и контроль. Этот этап призван упорядочить взаимодействие участников магистратуры, скоординировать их деятельность, предусмотреть ответственность конкретных лиц за исполнение требований ФГОС и профессионального стандарта педагога. На этом этапе осуществляется контроль реализации образовательной стратегии и технологии. Опора на циклограммы и блоки позволяет легко составлять план работы на месяц. Каждый участник управления образовательным процессом магистратуры делает это по своему направлению самостоятельно; координация деятельности достигается на заседаниях методического совета и административных совещаниях. Контроль реализации образовательной стратегии и технологии осуществляется по нескольким направлениям:

- Методическое обеспечение учебного процесса (задействованы методисты).

- Методическое обеспечение промежуточной и итоговой аттестации (задействованы комиссии, методисты).

- Контроль состояния преподавания учебных дисциплин (задействованы преподаватели и методисты).

- Индивидуальный контроль работы преподавателей (графики и протоколы индивидуального контроля, протоколы учета отработки высвободившихся часов, протоколы результатов проверки журналов, календарно-тематических планов, кабинетов, протоколы индивидуального отчета преподавателей, задействованы преподататели, методисты)

- Контроль успеваемости и посещаемости студентов (протоколы заседаний старостата, графики ликвидации задолженностей, протоколы обучения по индивидуальному графику), задействованы зав. отделениями, старосты.

- Контроль повышения квалификации педагогических кадров (графики прохождения курсов повышения квалификации, семинара руководителей курсовых и выпускных квалификационных работ, программа курсов повышения квалификации для преподавателей магистратуры, тематика конкурсных методических и научно-исследовательских работ педагогов),задействованы методисты.

При этом каждый участник управления контролирует свой участок работы, используя свое функциональное назначение: