Файл: 1. Разработайте теоретическую модель управления образовательным процессом образовательной организации общего образования с учётом требований фгос.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- методист – контроль повышения квалификации, научно-исследовательской и методической работы с опорой на саморегуляцию и организованность педагогического и студенческого коллективов (самостоятельная работа, семинары, консультации, конференции).

- заведующие отделениями магистратуры – контроль успеваемости и посещаемости, промежуточной и итоговой аттестации с опорой на саморегуляцию и организованность педагогического и студенческого коллективов.

- председатели комиссий, старосты – контроль методического обеспечения учебного процесса, индивидуальный контроль работы преподавателей, студентов, контроль состояния преподавания учебных дисциплин с опорой на саморегуляцию и организованность педагогического коллектива (разработка методического обеспечения учебного процесса).

- заведующий магистратурой, заместитель по учебной работе – координация деятельности, то есть организация и контроль работы всех участников образовательного процесса.

Четвёрный этап – результативный, с получением обратной связи. На этом этапе анализируются достигнутые результаты, их соответствие целям, программе, плану и разрабатываются новые задачи. Точкой отсчета, обычно, является конец учебного года, но существует и промежуточная корректировка программы и плана в течение учебного года.

Объективными трудностями были и остаются трудности сохранения высококвалифицированных педагогических кадров при введении новых специальностей; потеря престижа отдельных специальностей магистратуры, трудности с набором и, как результат - с успеваемостью и посещаемостью.

Субъективные трудности: возрастной состав педагогического коллектива; трудности «переключения» на новые специальности; длительный период «раскачивания» преподавателей.

Но, несмотря на перечисленные трудности, если последовательно, поэтапно реализовывать управленческие функции, получая обратную связь, своевременно и оперативно исправлять ошибки в работе, то управление образовательным процессов будет эффективно.

5. Результаты модели:

- становление и развитие магистратуры как второго уровня высшего образования с углубленной профессиональной направленностью, подготавливающей специалистов, владеющих методологией научного творчества, современными педагогическими и информационными технологиями;

- разработка новой и адаптация имеющейся нормативно-правовой базы по вопросам организации учебного процесса образовательных программ магистратуры;


- укрепление кадрового потенциала и материальной базы учебных подразделений, совершенствование методического и информационного обеспечения образовательного процесса подготовки студентов магистратуры;

- организация взаимодействия кафедр при разработке и реализации магистерских образовательных программ;

- консультирование профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов по вопросам реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры;

- содействие библиотеке по вопросам пополнения книжного фонда литературой, адресованной студентам магистратуры;

- подготовка студента к научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации;

- обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления студентов магистратуры, формирование у них четкого представления об основных исследовательских задачах, способах их решения;

- формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владение современными методами исследований;

- самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;

- организация помощи в применении современных информационных технологий при проведении научных исследований;

- обеспечение оформления результатов проделанной работы в соответствии с требованиями ФГОС ВО и другими нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати;

- формирование готовности проектировать и реализовывать в образовательной практике новое содержание учебных программ, осуществлять инновационные образовательные технологии;

- формирование у студентов необходимого опыта профессионально-педагогической деятельности, связанной с овладением профессионально-педагогическими умениями; 

- создание условий для профессионального самосовершенствования, развития инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства; 

- анализ возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятие плана действий по их разрешению; 

- способствование адекватной самооценке и самоконтролю

, ответственности за результаты своей педагогической деятельности.

3.Определите на примере образовательной организации любого вида (вуз, колледж, школа, дошкольное отделение и др.) и типа систему показателей качества образовательной деятельности и критериев ее оценки, которая, отражает интегративное свойство целостной системы управления – обеспечивать в полном объеме требования к качеству образовательной продукции всех ее потребителей
Качество результатов образовательной деятельности

  • мониторинг здоровья обучающихся;

  • мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП по уровням образования:

- личностные образовательные результаты (включая показатели социализации обучающихся);

- метапредметные образовательные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);

- предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА-9 и ЕГЭ);

  • удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;

  • промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов;

  • результаты независимой оценки качества образования;

  • участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

  • комплексная контрольная работа


Качество содержания (процессов)

  • соответствие структуры ООП требованиям, соответствующим ФГОС

  • наличие в учебном плане предметных областей, соответствующим ФГОС

  • соответствие количества учебных занятий, отведенных на реализацию учебного плана требованиям, соответствующим ФГОС

  • наличие рабочих программ учебных предметов по всем дисциплинам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего стандарта;

  • выполнение объема реализации рабочих программ;

  • наличие программы формирования и развития УУД;

  • наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами

  • наличие индивидуальных учебных планов для учащихся

  • качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;

  • качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

  • адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования.


Качество условий

  • Доля педагогических работников, аттестованных на квалификационные категории

  • Участие педагогов в конференциях, олимпиадах, в конкурсах

  • Укомплектованность ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками

  • Наличие вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа)

  • Наличие информационно-образовательной среды

  • Материально-техническое оснащение образовательного процесса

  • Санитарно-гигиенические и эстетические условия;

  • Медицинское сопровождение, организация питания;

  • Государственно-общественное управление (Совет школы, родительские комитеты, ученическое самоуправление);

  • Документооборот и нормативно-правовое обеспечение.


4. Охарактеризуйте системные свойства образовательной организации (на примере образовательной организации любого вида (вуз, колледж, школа, дошкольное отделение и др.) и типа)

Наиболее распространённым системным свойством школы является двухкомпонентная структура. Один из компонентов – управляющая подсистема, представляющая «собой сочетание административно-хозяйственных звеньев и различных органов функционального проявления педагогического и ученического коллективов» (М. А. Портнов). Структура этой подсистемы в большинстве школ представлена четырьмя уровнями управления:

1 уровень – директор школы,

2 уровень – заместители директора и менеджеры среднего звена (школьный психолог, социальный педагог и т. п.),

3 уровень – учителя (воспитатели, классные руководители),

4 уровень – учащиеся.

Другой компонент – управляемая подсистема – единство учебной, воспитательной, методической, внеклассной и т. п. подсистем меньшего порядка. Основное место в этой подсистеме принадлежит ученическому коллективу: уровень общешкольного коллектива, уровень классных коллективов.

Обратимся к положению – школа как объект управления. Объект определяется как предмет познания и деятельности человека, субъекта (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.); то, на что направлена деятельность.

Объектами управления являются школа как целостная система и отдельные ее подсистемы. Так объектами могут быть педагогический или ученический коллектив, система воспитательной работы школы, учебно-воспитательный (педагогический) процесс, преподавание какого-то предмета и т. п.

Ещё одним системным свойством является непрерывная управленческая деятельность. Управленческая деятельность по отношению к объекту решает задачи: поддержание его стабильности, адаптация к новым (изменяющимся) условиям (среде), развитие объекта управления и т. п. Причем эти три задачи решаются одновременно: адаптируясь, надо иметь в виду перспективу развития, стабильно и успешно функционируя, надо помнить, что «единственно постоянным фактором являются перемены» (Р. Уотерман).

Также всего обращаем внимание на системное свойство школы как открытой системы с результатами функционирования.

Авторы концепции (А. М. Моисеев и др.) под результатом понимают систему знаний, умений и навыков (специальных и общеучебных); определенный уровень воспитанности учащихся (выраженный в степени развитости мировоззрения, мотивации, опыта (деятельностного, поведенческого, социального), качеств личности);.определенный уровень развития интеллекта, воли и др. психических процессов; креативность, уровень развития творческих способностей; навыки здорового образа жизни.


Любая система имеет не только выход – результат, но и вход – ресурсное обеспечение. Оно представлено контингентом учащихся и кадрами, инфраструктурой, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами, программно- методическим, психологическим и нормативно-правовым обеспечением. Специфическим системным свойством образовательной системы, школы как педагогической системы является учет образовательных потребностей, ожиданий, запросов, ценностных ориентаций «заказчиков» (в рисунке это обозначено как источники социального заказа школе).

Внутренняя среда организации (школы) представлена блочно: во-первых, люди организации – ученики, педагоги, вспомогательный персонал, менеджеры организации; во-вторых, философия, миссия, политика, стратегия (по терминологии и смыслу научного менеджмента) и модель выпускника; в-третьих, собственно педагогическая система с подсистемами обучения и внеучебной деятельности, с происходящими в них образовательными процессами на основе содержания, организации и технологий.

Другая сторона вопроса – школа как объект управления. При этом приоритетным объектом выступает любая ее подсистема в зависимости от условий, реалий конкретной ситуации и конкретных коллективов. Тем не менее, опираясь на педагогические исследования, опыт, можно указать наиболее возможные системные свойства системы управления школой (развития).

  • Во-первых, школа как целостная система: управление каждым ее элементом и взаимосвязями между ними, их эффективность для создания благоприятных условий деятельности учащихся и учителей; управленческое обеспечение достижения ожидаемых результатов; управление реализацией образовательных программ, удовлетворяющих потребности заказчиков всех уровней (от государства, общества до конкретного школьника).

  • Во-вторых, критерии и показатели оценки деятельности школы. Основанием для обновления и выработки их являются: государственные стандарты, модель выпускника современной школы, затраты (временные и др.), мотивация школьников и т. п.

  • В-третьих, качество образования как объект управления, мониторинг качества образования в школе.

  • В-четвертых, культура школы, ее организационное поведение, индивидуальность. Рекомендуем уточнить понятия «культура организации», «организационное поведение», изучив литературу по менеджменту.

  • осознание работниками (учащимися и учителями) себя и своего места в организации;

  • коммуникационная система и язык общения;

  • внешний вид, одежда и представление себя на работе;

  • осознание времени, отношение к нему и его использование;

  • взаимоотношения между людьми в организации;

  • ценности и нормы;

  • процесс развития работника и научение;

  • трудовая этика и мотивирование и т. д.