Файл: 1. Разработайте теоретическую модель управления образовательным процессом образовательной организации общего образования с учётом требований фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для современной системы образования и педагогики характерен поиск новой парадигмы. В этой связи объектом управления является, в-пятых, философия школы, осознание и формулирование ее миссии, создание концепции перехода от формирования личности к ее развитию, к созданию комфортных условий для этого, аксиологический подход к построению всей жизнедеятельности субъектов школы.
Педагогическая (образовательная и воспитательная, учебно-воспитательная) система школы – объект управления. Научно-теоретической основой при этом является теория управления сложноорганизванными системами. Речь идет об управлении организационной структурой, образовательным процессом, внешними и внутренними связями, школьными технологиями, мониторингом, реализацией содержания образования и воспитания.
Одним из самых важных объектов управления являются людские ресурсы – персонал организации, поскольку именно люди обеспечивают результативность любой организации. Кроме того, управление человеческими ресурсами имеет специфику, а именно: люди наделены интеллектом и их реакция на управление эмоционально-осмысленная (двусторонность взаимодействия); люди способны к постоянному совершенствованию и развитию (источник повышения эффективности деятельности организации); труд людей мотивирован (мотивация деятельности – средство связи личных целей с целями организации, средство управления поведением работников (учащихся, учителей) в направлении достижения целей).
2. Обозначив структурные объекты управления школой, необходимо обратиться к такому системному свойству, как внутришкольное управление.
Прежде всего система представляется структурой управленческих органов в школе. И. Ф. Харламов их делит (условно) на три группы:
Первая – органы коллективного руководства школой (назовите их и дайте описание их функций).
Вторая – должностные лица школы (приведите перечень должностных обязанностей каждого из них).
Третья – руководящие органы различных общественных организаций и формирований учителей, учащихся, родителей. (Какие общественные организации и формирования существуют в современной школе? Какие педагогические и управленческие задачи они решают?).
Задачи внутришкольного управления при такой структуре:
-
организация взаимодействия делового сотрудничества; -
координация и согласованность работы каждой подсистемы; -
повышение эффективности реализации их специфических функций.
Спецификой внутришкольного управления является его ориентированность на результат, достижение спрогнозированного уровня образованности, воспитанности и развитости выпускника. В этой связи следует вернуться к вопросу управления качеством образования как гаранта качества выпускника.
Деятельность внутри школы регламентируется Уставом – написанным сводом, собранием правил, определяющих устройство и деятельность школы как образовательного учреждения.
При изучении вопроса обратитесь к статье 13 Закона РФ «Об образовании». Затем ознакомьтесь с конкретным Уставом конкретной школы. Выскажите свои суждения, составьте проект-схему Устава «своей» школы («если бы я был директором школы, то предложил бы …»).
Согласно Закону РФ «Об образовании» (статья 35), непосредственное (единоначальное) управление школой осуществляет директор, который может быть назначен соответствующим отделом образования, избран коллективом ОУ, нанят учредителем. Внутришкольным коллегиальным органом управления является и Совет школы.
Совет школы играет большую роль в создании творческой атмосферы, здорового психологического климата, в совершенствовании обучения и воспитания школьников.
Во внутришкольном управлении особое внимание уделяется вопросам демократизации управления школой.
Демократический стиль управления предполагает коллегиальность принятия решений, полную гласность в работе, отчетность руководителей перед общественными органами внутришкольного управления.
Задачи демократизации управления решаются созданием в школе общественных органов внутришкольного управления: общешкольных советов, педагогических советов (школы и малых педсоветов), родительских комитетов, ученических органов управления и самоуправления.
Проявлениями демократичности являются: «партисипативность (от англ. Participate – участвовать), то есть участие в управлении максимально возможного числа подчиненных, широкое привлечение учителей, учеников, родителей, спонсоров к работе самых разных органов внутришкольного управления; выборность руководителей; наличие коллегиальных органов управления; широкое использование процедуры голосования; подчинение меньшинства большинству при создании условий свободного волеизъявления меньшинства; гласность и открытость в принятии решений; доступ всех заинтересованных лиц к управленческой документации и информации и др.».
В числе главных, магистральных направлений развития внутришкольного управления называют: усиление ценностно-целевого характера управления; ориентацию на конкретные образовательные результаты; рост интегративности управления, его способности создавать и использовать оптимальные структуры связей и отношений в школе и вне ее, их скоординированность; усиление опережающей роли управления; рост партисипативности управления.
3. Нововведения и инновации во внутришкольном управлении.
Нововведение может быть определено как идея; как процесс введения новых элементов, подходов, принципов вместо действующих; как результат творческого процесса в виде новых услуг, технологии, метода и т. д.
Инновационная деятельность – это управления развитием школы. Эта деятельность характеризуется процессами, состоящими из этапов возникновения, разработки и реализации (внедрения) новшеств. Успешность инновационной деятельности в условиях внутришкольного управления зависит от обоснованности выбора и грамотности разработки новшества, организации его реализации и от заинтересованности, готовности, активности субъектов образовательного процесса. Инновации подвержено прежде всего содержание образования. Учебный план в своей вариативной части дает большие возможности для этого. Национально-региональный и школьный компоненты учебного плана и соответствующие им образовательные программы представляют собой инновации на уровне региона и индивидуального ОУ.
Сссылки:
http://pionerart.ru/content/files/_dhsh_1_npk_06.11.15---zhirova-s.f..pdf
http://www.eduportal44.ru/koiro