ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Воронежской области в целях организации на региональном уровне системы мониторинга и учёта численности детей с ограниченными возможностями здоровья, потребности в создании условий для получения ими образования, наличия этих условий, регламентации порядка взаимодействия в данной области органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы в 2011 г. было принято «Соглашение об информационном обмене» между заинтересованными государственными органами исполнительной власти. Данное Соглашение определяло порядок создания, пополнения и ведения региональной базы данных, круг специалистов, имеющих доступ к ней, техническую возможность осуществления данного взаимодействия. К сожалению, несмотря на принятие данного Соглашения, единого банка данных о количестве детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Воронежской области так и не создано. И оценки численности детей-инвалидов различными ведомствами отличаются друг от друга. 48 По данным департамента труда и социального развития сегодня в Воронежской области 5595 детей-инвалидов. По данным департамента здравоохранения – 5378. Из числа детей-инвалидов 687 обучаются в дошкольных учреждениях, 1638 – в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 2074 – в общеобразовательных школах. Таким образом, в сумме приведенные цифры составляют 4399 человек, что значительно ниже, чем общее количество детей с инвалидностью, и тем более, детей с ОВЗ. Из этого мы делаем вывод, что до сих пор не все дети с инвалидностью в Воронежской области имеют доступ к образованию. Если проследить ситуацию с образованием, например, детей с расстройствами аутистического спектра, то по данным областного центра реабилитации детей и подростков, из 74 детей в возрасте от 7 до 18 лет обучаются только 12 детей, что составляет менее 9%. В Воронежской области именно родители детей с расстройствами аутистического спектра стали первыми инициаторами введения инклюзивного образования в образовательных учреждениях региона. Именно родители стали востребовать права своих детей на получение качественного образования рядом с домом, с созданием необходимых условий, на право своих детей жить в семье, а не в интернатном учреждении. Создание инклюзивного образовательного пространства может осуществляться в нескольких «сценариях», которые можно
представить как четыре действующие модели, условно названные: «Регуляция», «Новая школа», «Инициатива» и «Директор» [2]. Модель «Регуляция» представляет собой вариант «регулируемой» инклюзии, при которой решение о начале реализации программы по продвижению интеграции/инклюзии принимает управление образования города или региона, часто совместно с территориальной администрацией округа, города или края. Модель «Новая школа» представляет собой создание действующего школьного интеграционного/инклюзивного образовательного пространства, как принципиально нового, инновационного в своих подходах к образованию детей с особенностями развития. Модель «Инициатива» представляет собой создание школьного интеграционного/инклюзивного образовательного пространства как социального проекта экспертной общественной организации, работающей в сфере защиты прав инвалидов. Модель «Директор» представляет собой создание в общеобразовательной школе интеграционного пространства для детей, имеющих выра- 49 женные особенности развития с тем, чтобы обеспечить им доступ к образованию. В Воронежской области была реализована модель «Инициатива», где инициатором выступила экспертная общественная организация, имеющая значительный опыт реализации проектов по продвижению инклюзивного образования. В своей инициативе общественная организация опиралась на большое количество обращений в организацию родителей детей с инвалидностью с просьбами о содействии в организации инклюзивного образования. Основные риски модели «Инициатива»:  сложность выстраивания позитивных отношений с местным управлением образования, не всегда охотно откликающегося на изменение форм обучения детей с особенностями развития;  проектный характер деятельности некоммерческой (общественной) организации (НКО), что означает обязательную временную границу проекта и необходимость обеспечить жизнеустойчивость проекта после его завершения;  недостаточность мотивации педагогического коллектива, особенно в начале проекта; нежелание педагогов вкладывать дополнительные усилия в реализацию инклюзивных подходов, поскольку выстраивание инклюзивной культуры школы не является только результатом одномоментных действий проектного характера;  отторжение опыта НКО как чуждого, заимствованного и не соответствующего реалиям существующей школьной ситуации;  недоверие и критика НКО со стороны школьных профессионалов за отсутствие у активистов общественных организаций собственного опыта педагогической работы. Также назовем преимущества модели «Инициатива»:  участие в работе экспертного НКО, обладающего значительным организационным и информационным ресурсом, и мотивированного на достижение цели проекта – создание инклюзивной образовательной среды;  наличие финансовых возможностей НКО для привлечения к
работе по проекту экспертов и специалистов; для проведения необходимых обучающих мероприятий в школьном сообществе;  возможность участия НКО в создании в школе архитектурнодоступной среды на собственные и привлеченные от спонсоров средства;  возможность школы участвовать в реализации различных социальных проектов для всех учащихся, в том числе, проводимых партнера- 50 ми НКО, принимать участие в сетевом взаимодействии организаций и школ, реализующих инклюзивные программы на региональном и международном уровне. Все эти риски и преимущества проявились в процессе становления и развития инклюзивного образования в Воронежской области. Основными шагами по продвижению инклюзивного образования в модели «Инициатива» на примере Воронежской области стали: 1) согласование инициативы НКО с департаментом образования, получение положительного решения и выбор образовательных учреждений для реализации проекта. Согласование решения с коллективом школы; 2) первый год – работа по просвещению школьного сообщества (учителя, ученики, сотрудники школы, администраторы) в области инклюзии. Получение поддержки инициативы НКО в школьном сообществе; 3) проведение обучающих программ для учителей, организация стажировок, мастер-классов, семинаров, тренингов; 4) вовлечение в школьный образовательный процесс детей, прежде обучавшихся на дому; 5) второй год – организация поддержки учителей, работающих в инклюзивных классах, через привлечение посредством НКО к работе по проекту экспертов и специалистов, и оказание ими методической помощи учителям. Поиск дополнительных средств для этих мероприятий осуществляется НКО; 6) аккумуляция педагогического опыта в научно-методической работе; 7) развитие проекта, прием в первые классы школы детей с особыми образовательными потребностями; 8) продолжение поддержки учителей через программы НКО; 9) развитие инклюзивной культуры школы через проведение НКО внеклассных программ для всех учащихся образовательного учреждения (фотомастерская, спортивные праздники, инклюзивные концерты, инклюзивный фестиваль творчества, кинопоказы). В результате совместной работы департамента образования и общественной организации в 2010 году департаментом образования была принята Концепция региональной модели обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях, ориентированная на выполнение следующих задач:  создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей; 51  создание системы мониторинга и учета численности детей с особыми потребностями, наличия условий для получения ими образования;  обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;  создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с особыми потребностями, создание условий для получения всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья общего образования по месту их жительства;  организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;  формирование в обществе толерантного отношения к детям с особыми потребностями, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции. Концепция региональной модели обучения детей с особыми потребностями в образовательных учреждениях Воронежской области основывается на содержании инклюзивного образования. Интегрированный (инклюзивный) подход в образовании рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Воронежской области. «Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество». В концепции указывается, что «низкий уровень участия семей в жизни школы может быть индикатором степени доверия к школьной администрации,
которая должна создать условия, в которых учителя могут учитывать их особенности и быть ориентированы на нужды ребенка в выборе педагогических методов. Каждая новая образовательная программа должна предполагать внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями». 52 Данная концепции предусматривает следующие принципы:  принцип полного обеспечения доступа к знаниям, навыкам и информации;  принцип сохранения индивидуализации процесса обучения и развития познавательной активности детей;  принцип интеграции – объединение специалистов разных профилей в решении проблем детей;  принцип сотрудничества с семьями, государственными и общественными организациями;  принцип «гибкости» образовательной структуры, характера изменений и проектирования в образовательной системе;  принцип инновационности;  принцип адаптации и реабилитации детей к потребностям ребенка, а не наоборот.  принцип безопасности образовательной среды, которая должна быть позитивной, дружелюбной по отношению к различным группам детей с особыми потребностями  принцип соответствующей поддержки – система Брайля, субтитры, сурдоперевод и т.д. крайне необходимы для обеспечения детям доступа к обучению;  принцип законодательно-нормативного и психолого-педагогического сопровождения в условиях растущей инвалидизации населения, и детей в частности, а также в целях реализации мероприятий инклюзивного образования. Реализация целей, содержания, ценностей и принципов Концепции региональной модели обучения детей с особыми образовательными потребностями привело к принятию в 2011 года важных документов, регулирующих инклюзивное образование в регионе – это Положение об организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Воронежской области; Соглашение об информационном обмене между департаментами, которое регламентирует порядок взаимодействия по обмену информацией о детях с ограниченными возможностями здоровья; внесены изменения в Положение о психолого-медико-педагогической комиссии с включением функций по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями и определению для них специальных условий для обучения, воспитания, социализации и адаптации. И наконец, в 2011 году на базе трех общеобразовательных школ и трех детских садов Воронежа, а также уч- 53 реждения дополнительного образования детей создана областная инновационная площадка «Отработка модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе общеобразовательной школы, дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей». Эксперимент включает в себя несколько этапов. 2011–2012 – подготовительный:  изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта;  подбор педагогических кадров, организация творческого коллектива для осуществления эксперимента;  проведение стартовой диагностики;  оценка условий, необходимых для проведения эксперимента;  разработка форм проведения педагогического мониторинга;  подготовка комплексно-целевой программы констатирующего эксперимента;  инструктивно-методическая работа руководителя и организаторов эксперимента с его участниками. 2012–2013 – исследовательский:  проведение мониторинга технологической подготовки учителей;  проведение квалиметрических процедур – мониторинг обучаемости учащихся;  проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения экспериментального воздействия;  разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ;  адаптирование тематических блоков в программе инклюзивных классов. 2013–2014 – проектировочный:  осуществление комплексно-целевой программы эксперимента;  применение всех имеющихся диагностических методик и апробация новых;  выявление оптимальных педагогических технологий и методик обучения;  уточнение процедуры педагогического и психологического мониторинга; 
фиксация хода эксперимента, промежуточных результатов; 54  подготовка комплексно-целевой программы формирующего эксперимента. 2014–2015 – внедрение:  реализация апробированных программ, педагогических технологий с последующей их корректировкой;  уточнение оценочных показателей;  отбор наиболее оптимальных диагностических методик;  определение условий наиболее эффективного применения разработанной программы;  оформление необходимой документации, записей, наблюдений и промежуточных результатов эксперимента.  подведение итогов эксперимента;  выявление соответствия результатов целям исследования;  оформление результатов исследования;  разработка рекомендаций по внедрению модели инклюзивного образования. Для развития инклюзивного образования было решено открыть ресурсный центр инклюзивного образования на базе общественной организации родителей детей-инвалидов (его функционирование обеспечивал грант Европейской Комиссии в России). В рамках данного гранта осуществлялась юридическая поддержка инициатив родителей и специалистов, заинтересованных в развитии инклюзивного образования; проводились семинары, видеоконференции с международными экспертами в области инклюзивного образования; в школах города проводились «Уроки доброты» - занятия по пониманию инвалидности и развитию толерантного отношения к людям с инвалидностью, которые готовили школьное сообщество к появлению «особенных» детей в школах. Но возможности общественной организации ограничены. Для развития инклюзивного образования требовалось научно-методическое сопровождение образовательного процесса, обучение специалистов. Это было возможно в рамках высшего учебного заведения. Поэтому, решением ученого совета Воронежского государственного педагогического университета в ноябре 2011 года был создан Ресурсный центр поддержки инклюзивного образования. Целью создания центра была ресурсная поддержка мероприятий по популяризации и внедрению в образовательные учреждения региона современных образовательных технологий инклюзивного образования. 55 РЦПИО ведет работу по научно-методическому, нормативноправовому обеспечению инклюзивного образовательного процесса, формированию готовности всех участников образовательного процесса к участию в инклюзивном образовании, подготовке и переподготовке специалистов в области инклюзивного образования. Специалисты РЦПИО принимают активное участие в разработке нормативно-правовых документов,