Файл: Методическая разработка Система подготовки участников к Всероссийской олимпиаде школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка: «Система подготовки участников к Всероссийской олимпиаде школьников»
Цель: определение форм и методов подготовки учащихся к предметным олимпиадам.
-
Введение.
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы. Система олимпиад служит популяризации наук и выявлению талантливых школьников.
Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 предметам. При этом олимпиады проходят, в том числе, и по некоторым дисциплинам, не входящим в программу: например, по астрономии, экономике, всевозможным иностранным языкам.
В олимпиаде четыре этапа и все они проходят очно. Первый этап – школьный, обычно проводится в школе своими же учителями. Второй этап – муниципальный, в нем соревнуются между собой школьники всего района. На третий - региональный - уже собираются лучшие школьники региона. А четвертый, заключительный этап – это финал олимпиады, на каждый предмет приезжают 200-300 сильнейших участников со всей страны.
Школьный этап проходит в начале учебного года (в сентябре-октябре), в нем могут участвовать все желающие. На районный приглашают тех, кто хорошо выступил на школьном, и тех, кто стал победителем или призером районного этапа в прошлом году. Проводится в ноябре-декабре. В январе-феврале проходит региональный этап, а в марте-апреле – заключительный.
Начинать участвовать можно уже с 4-5 класса. При этом для разных этапов возрастные ограничения отличаются. На муниципальном этапе задания предназначены для 7 класса и старше, а начиная с регионального — для 9–11 классов.
Победители и призеры заключительного этапа могут без экзаменов поступить на любой профильный факультет государственного ВУЗа страны на бюджетные места в соответствии с профилем олимпиады. Кроме того, школьники получают единовременные выплаты.
-
Формы и методы подготовки участников.
Как показывает опыт, среди школьников распространено заблуждение
, что необязательно готовиться, чтобы участвовать в олимпиадах. Это утверждение справедливо только для начальных этапов соревнований. Например, в школьном этапе всероссийской олимпиады действительно можно успешно выступить и без дополнительной подготовки. Но далеко не всегда необходимые на олимпиаде знания совпадают со школьной программой. А иногда задание на известную тему из школьной программы кажется сложным из-за необычной формулировки, за которой скрывается знакомый материал.
Подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение предмета плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач. Такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в ВУЗе.
Формы подготовки:
-
уроки в школе -
дополнительные занятия с учителем/внеурочная деятельность -
самоподготовка -
участие в иных интеллектуально-творческих соревнованиях и конкурсах, дистанционных олимпиадах
Проявить интерес у учащегося, увлечь олимпиадным движением, не потерять уникальность мышления, развить, а, может быть, и привить определенные навыки, это одна из задач учителя. При подготовке участников к олимпиадам рекомендуется использовать в работе следующие дидактические принципы:
-
ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий по подготовки к олимпиаде. -
высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано мотивацией учащегося. На примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступление в престижное учебное заведение является достаточно большой мотивацией для занятий. Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик- учитель- родитель – это звенья одной команды, одной цепи. -
продуманность и систематичность занятий. Занятия должны быть продуманы, простой набор олимпиадных заданий не проходит. Систематичность занятий обязательна.
Участнику олимпиады не стоит пренебрегать дополнительными занятиями с учителем в рамках индивидуальных консультаций, занятий в кружках и учреждениях дополнительного образования. Помимо курса по предмету, на таких занятиях предлагают полезные раздаточные материалы, понятные разборы заданий прошлых лет и подборки новых.
Олимпиадные центры, выездные школы, очные курсы – важное дополнение к основной программе подготовки к Всероссийской олимпиаде. А групповые занятия в кружках более продуктивны и эффективны для большинства ребят, так как заставляют быстрее думать, повышать свою эрудицию и обращать внимание на те моменты, которые в индивидуальном порядке не привлекли бы внимания.
Несмотря на то, что занятия с опытными педагогами остаются одним из лучших способов подготовки к олимпиадам, не стоит недооценивать роль самоподготовки в успешном прохождении этапов олимпиады. Начать самоподготовку к олимпиаде стоит с попытки решить задания выбранной олимпиады за прошлые годы. Они опубликованы в разделе "Задания" на страницах олимпиад или в специальных подборках. Это полезная тренировка, а начинающие участники поймут, с чем им предстоит столкнуться. Разбор заданий можно провести с преподавателем, который объяснит неясные моменты. Самостоятельно восполнить пробелы в теоретических знаниях поможет чтение учебной и научной литературы, пособий, справочников, академических статей, подобранных специально для заинтересованных школьников. Готовиться можно и по видео урокам, включающим лекции, разборы заданий, семинарские занятия для школьников и учителей.
-
Заключение
Проведение школьных олимпиад – важнейшая часть учебного процесса. Путь к участию в районном, а далее и в региональном, и заключительном этапах Всероссийской олимпиады – это ежедневная работа, которая требует огромной силы воли, усидчивости, терпения, желания познать мир в любом его проявлении.
При подготовке к ВсОШ важно не только выучить необходимый материал, но и понять структуру заданий каждого из этапов, логику их выполнения, критерии оценки. Необходимо равномерно распределить нагрузку, обязательно учесть при этом, сколько времени будет оставаться на школьные домашние задания, прочие активности и отдых. Имея на руках план с формами и методами подготовки, в котором будут прописаны темы, разобранные в школе, индивидуально с учителем или самостоятельно, участнику будет проще себя дисциплинировать и отмечать то, что уже проработано.