Файл: Воспитывающая экскурсия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитывающая экскурсия

Воспитательная экскурсия (путешествие, поездка, прогулка) — это особый вид воспитательного мероприятия. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как форма учебной и воспитательной работы. Предлагаемая последовательность проведения экскурсии разработана на основе различных описаний способа ее осуществления.

Этап 1. «Путешествие» — это дорога к определенному объекту, основной цели экскурсии.

Этап 2. «Встреча» - основная часть экскурсии, направленная на изучение и освоение объекта, общение с хозяевами и другими гостями объекта.

Этап 3. «Возвращение» - итоговый компонент экскурсии, связанный с успешным возвращением домой довольными и удовлетворенными.

Независимо от выбранного метода воспитания алгоритм проведения экскурсии сохраняется, но каждый этап приобретает свою специфику за счет использования конкретных педагогических приемов и характера отношения воспитателя и воспитанников. Кратко рассмотрим каждый вид проведения экскурсии.

ЭКСКУРСИЯ-ПОСЕЩЕНИЕ. Выбор названия обусловлен основным смыслом ее проведения: посещение с целью знакомства и освоения. Экскурсия - это «посещение учащимися естественных (природных), хозяйственно-промышленных, культурных и общественных объектов с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера»2. Это определение, предложенное B. C. Селивановым, понятно и прозрачно настолько, что как организовать экскурсию ясно сразу. Выбираем объект: пещеру, лес, городскую улицу или площадь, дворец или музей, театр или библиотеку, ведем туда детей, рассказываем и показываем. Самое главное в такой экскурсии - владение информацией о том, что это за объект, его назначение и, самое главное, как себя вести на объекте.

Рассмотрим особенности проведения экскурсии-посещения.

Этап 1. Путешествие. В процессе подготовки экскурсии обращается внимание на выбор места проведения как наиболее актуально-проблемного места, где воспитанники данного возраста должны регулярно бывать и активно развиваться. Для определения такого места проводится анкетирование учащихся или беседа. В процессе мотивации воспитанников обращается внимание на полезность и необходимость посещения данного места. Для активизации воспитанников в процессе экскурсии им предлагается следующее задание: подготовить реферат (рассказ) об определенном предмете места посещения.


Этап 2. Встреча. Он включает в себя следующие действия:

Представление экскурсовода как знающего и грамотного специалиста.

Экскурсовод излагает историю и особенности места посещения, стараясь дать максимально полную, но доступную воспитанникам информацию.

Воспитанникам предлагается задать вопрос экскурсоводу. В случае отсутствия вопросов может быть объявлен конкурс на самый интересный вопрос.

Воспитанникам задаются вопросы по истории и особенностям места посещения. Лучшие ответы могут быть отмечены памятными сувенирами.

Воспитатель оценивает поведение воспитанников в ходе экскурсии, а затем воспитанники с помощью воспитателя благодарят экскурсовода и участников экскурсии.

Этап 3. Возвращение. В процессе подведения итогов экскурсии акцент делается на определение уровня информированности воспитанников о месте проведения экскурсии.

ЭКСКУРСИЯ-ПАЛОМНИЧЕСТВО. Выбор названия обусловлен определением, предложенным , в котором экскурсия понимается как «особый вид паломничества к памятникам истории и культуры».

Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- у воспитанников не сформированы жизненные ориентиры в пространстве культуры;

- у воспитателя есть стойкое убеждение в необходимости посещения определенного места (памятника истории и культуры), которое способно оказать на воспитанников необходимое воспитательное воздействие.

Подробно рассмотрим каждый этап проведения экскурсии-паломничества в соответствии с общей логикой проведения экскурсии.

Этап 1. Путешествие направлен на формирование определенного отношения к объекту посещения. Особое внимание обращается на место посещения, как особое место значимое для жизни и культуры человечества. Это могут быть храмы, места исторических событий, места жизни известных людей, места способные изменить жизнь человека в лучшую сторону, особые явления природы (белые ночи, северное сияние, восход солнца). Выбор места осуществляется исходя из ценностных приоритетов воспитателя, который, условно говоря, составляет список мест, которые обязан посетить каждый культурный человек. Подготовка к путешествию начинается с представления объекта посещения. Воспитатель, используя весь культурный потенциал (музыка, живопись, литература) дает представление о месте посещения как особом и значимом месте в жизни человека: «Пушкин - великий российский поэт и любой человек не может не побывать в Царскосельском лицее, где он сделал первые шаги к своему величию». В процессе представления места воспитатель помогает воспитанникам освоить обязательные ритуалы поведения в этом месте. Вполне возможно проведение вечера, посвященного его имени. Как результат - у воспитанников складывается
устойчивое желание посетить данное место, но для этого требуется соответствующая подготовка, которую и организует воспитатель. В процессе подготовки разучиваются стихи и песни, отрабатываются ритуалы, готовится необходимый инвентарь. Воспитанникам может быть дано творческое задание: сочинить стихи, сказку, рассказ и т. п. о месте посещения. Для усилия воспитательного воздействия на детей воспитатель приглашает родителей учащихся, но только тех, кто действительно считает место посещения важным для своей жизни. При необходимости может быть выбран особый способ передвижения к данному месту. К примеру, к нему нужно идти только пешком, взявшись за руки, читая про себя стихи и т. д.

Этап 2. Встреча способствует созданию условий для эмоционально-чувственного приобщения к объекту посещения. Первым шагом может быть выполнение какого-либо ритуала, как широко распространенного (перекреститься при входе в храм), так и специально придуманного воспитателем (встали в круг, смотрим в глаза друг другу и очень тихо, чтобы не слышал никто кроме нас, произносим: «здравствуй Эрмитаж»). Затем воспитатель представляет хранителя данного места, если таковой имеется и согласен провести экскурсию. В противном случае основную роль воспитатель берет на себя или подбирает специального ведущего экскурсии. Им может быть как любой человек, увлеченный этим местом (к примеру, человек, всю жизнь посвятивший изучению тайны и красоты белых ночей), так и специально созданный игровой персонаж, роль которого может исполнять сам воспитатель, приглашенный актер или старшеклассник. Основное действие во время экскурсии включает в себя следующие составляющие:

- Эмоционально-информационную, в которой выдается необходимая информация и обеспечивается необходимый эмоциональный настрой.

- Культурно-творческую, связанную с демонстрацией и исполнением определенных произведений культуры (прослушивание музыкальных произведений, исполнение стихов и песен).

- Личностно-воспринимающую, которой воспитанники воспринимают окружающее пространство в процессе специально организованных «минут тишины».

Эти составляющие тесно переплетены друг с другом. Например, 2 минутное выступление хранителя, заменяется прослушиванием музыки, а затем предлагается молча полюбоваться объектом. Особо продумывается кульминационный момент экскурсии, который будет определенным сюрпризом для воспитанников. Переполнив участников экскурсии эмоциями и чувствами важно дать возможность для их выхода. Это могут быть слова благодарности, которые предлагается сказать каждому, совместно исполненная песня, записи в книгу отзывов. Завершает экскурсию определенная пауза, успокаивающая воспитанников и дающая возможность «переварить» все увиденное и услышанное. К примеру, воспитанникам может быть предложено побродить 5-7 минут, обдумывая все, что он увидел и услышал.


Этап 3. Возвращение позволяет проанализировать, какое впечатление и воздействие произвела на воспитанников поведенная экскурсия. Если есть возможность, то обсуждение начинается уже по дороге домой. Необязательна жесткая организация такого обсуждения, возможен просто обмен мыслями и чувствами, в первую очередь тех, у кого «накипело». При расставании с воспитанниками воспитатель на­стоятельно рекомендует поделиться увиденным и услышанным со своими родными и близкими, порекомендовать им это место. Когда первые впечатления улягутся, то можно проводить проверку творческого задания: выслушивать сочиненные песни, сказки, рассказы. Последним аккордом такой экскурсии являются рекомендации воспитателя об особенностях индивидуального посещения данного места.

ЭКСКУРСИЯ-ИЗУЧЕНИЕ. Выбор названия обусловлен идеей о том, что понимание явления и выработки тактики взаимодействия с ним возможно лишь в процессе всестороннего изучения этого явления. Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- у воспитанников отсутствует четкое представление и понимание сущности конкретного предмета, явления, места бытия (к примеру, воспитанники не представляют, что происходит в лесу);

- воспитанники исключают определенное место из пространства своего бытия (к примеру, воспитанники считают, что им в театре делать нечего);

- знания воспитанников об определенном месте вызывают огорчения воспитателя.

Подробно рассмотрим каждый этап проведения экскурсии-изучения в соответствии с общей логикой проведения экскурсии.

Этап 1. Путешествие ориентирован на формирование потребностей и навыков всестороннего изучения основного объекта (места) экскурсии. Определение цели и места экскурсии начинается с анализа проблем и возможностей воспитанников. Для этого воспитатель проводит анкетирование, диагностическую беседу или организует игровую ситуацию. При необходимости осуществляется обучение навыкам изучения явления. Воспитатель разрабатывает и знакомит воспитанников с планом проведения экскурсии. Каждый воспитанник получает задание, которое необходимо выполнить в процессе экскурсии. Воспитатель стремится настроить каждого воспитанника на посещение выбранного места. С наиболее негативно настроенными воспитанниками ведется индивидуальная работа.

Этап 2. Встреча представляет собой некий урок - объяснение особенностей конкретного явления. В качестве учителя, помогающего изучить объект, может выступать сам воспитатель, а может специально приглашенный человек, к примеру, профессиональный экскурсовод. Главным составляющим этого этапа будет информационное сообщение, которое дополняется восприятием конкретных элементов явления и, если есть возможность и необходимость, практическими действиями воспитанников (потрогайте, подержите, сделайте и т. д.). По завершении информационного сообщения воспитанникам предлагается самостоятельно изучить место проведения экскурсии, уделив особе внимание не понятным и требующим изучения элементам. Результаты освоения полученной информации и самостоятельного изучения анализируются в процессе ответов на вопросы воспитателя или экскурсовода. Экскурсия завершается констатацией факта, что это место изучено, и каждый знает, как с ним обращаться и как себя вести.


Студенческие работы

Этап 3. Возвращение позволяет в процессе завершения экскурсии проанализировать и оценить уровень знаний воспитанников. Главным элементом данного этапа становится проверка знаний. Для этого организуется конкурс, беседа, где выясняется степень понимания изученного объекта.

ЭКСКУРСИЯ-ПРИКЛЮЧЕНИЕ. Выбор названия обусловлен рассмотрением жизни человека как индивидуального приключения в мире. Воспитатель для целенаправленного воздействия на индивидуальное развитие воспитанника организует специальное приключение, способное выявить и развить индивидуальность воспитанника в ситуации эмоционального напряжения. В ходе приключения могут решаться следующие воспитательные задачи:

- формирование активного образа жизни воспитанников;

- диагностика внутреннего потенциала и его раскрытие;

- развитие смелости, мужественности, отваги;

- воспитание силы воли;

- физическое развитие воспитанника.

Этап 1. Путешествие позволяет организовать проверку возможностей воспитанника трудностями дороги. При организации приключения возможны два варианта:

- использование природных особенностей (горное восхождение, посещение пещер, сплав по реке);

- создание искусственных трудностей (создание препятствий на территории школы, ближайшего лесопарка территории загородного лагеря).

Популярная в загородных лагерях игра «12 записок» является простейшим видом приключения. Важно различать приключение, когда вперед движет азарт и интерес к тому, что меня ждет впереди и испытание, когда необходимо проверить свои возможности. Приключение мотивируется встречами-впечатлениями. «Лучше гор могут быть только горы», «только в пещере ощущаешь прелесть солнечного света». Организовать приключение может лишь жаждущий его человек. Если воспитатель себя к таковым не относит, ему нужен помощник. Это может быть руководитель туристического кружка, кто-то из друзей или родителей учащихся. Первым шагом является разработка маршрута приключения, его согласование с соответствующими службами и специалистами, обеспечение безопасности участников приключения. Вторым шагом станет мотивация воспитанников на участие в путешествии через рассказы, фотографии, видео. Кстати, отношение воспитанников к приключению есть важная характеристика его индивидуальности. Воспитанники, пожелавшие стать участниками приключения, проходят необходимую подготовку, что становится третьим шагом данного этапа. Четвертый шаг направлен на организацию старта приключения. Воспитанники получают необходимые инструкции, проверяется их снаряжение, осуществляется доброжелательное напутствие. Пятый шаг связан с оперативной доставкой участников к начальной точке приключения без ненужных проблем и трудностей.