Файл: Воспитывающая экскурсия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этап 2. Встреча представляет собой преодоление возникающих трудностей. Она может быть кратковременной (прыжок с парашютом, катание на воздушном шаре, игра в пейнтбол) и продолжительной (поход в горы, сплав по реке, поис­ки сокровища, раскопки). Задачи воспитателя:

- обеспечить безопасность;

- помочь в трудную минуту;

- оценить совершенные воспитанником действия;

- остановить от безумных шагов.

Высокий уровень мастерства воспитателя проявляется в осуществлении постоянного жесткого, но незаметного контроля.

Этап 3. Возвращение домой позволяет проанализировать основные результаты приключения. Анализ начинается с изложения индивидуальных впечатлений воспитанников от приключения. Для этого можно устроить вечер воспоминаний или по дороге домой предложить воспитанникам закончить фразу: «а больше всего мне запомнилось...». Замечательно, если выйдет фотогазета или видеофильм. Важной составляющей данного этапа являются рассказы родным и близким. Завершающей точкой приключения может стать индивидуальное собеседование: «Роль приключения в моей жизни».

ЭКСКУРСИЯ - ВЫЕЗДНОЙ СБОР. Выбор названия обусловлен воспоминаниями автора о «коммунарских сборах», где в условиях выезда осуществлялось взаимодействие - сотрудничество. Главным на экскурсии-сборе является путешествие в особый мир человеческих отношений, создаваемый участниками сбора. Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- Существует определенный образ жизни, который не устраивает воспитателя, но изменить который не удается. «Мы едем на сбор, чтобы выбраться из «болота» школьной жизни, ведь на сборе построение отношений начинается с нуля».

- Возникла необходимость в оперативном создании команды единомышленни­ков. В условиях сбора подружиться и найти общий язык гораздо проще.

- Требуется быстрая апробация определенных правил и норм жизни воспитанников. Сбор позволяет осуществить за 2-3 дня то, на что в обычной жизни потребуется несколько месяцев.

- Важно организовать интенсивное взаимодействие воспитанников.

В ходе выездного сбора могут решаться следующие воспитательные задачи:

- Выработка и согласование норм и правил жизнедеятельности.

- Создание образца отношений.

- Организация совестного жизнетворчества.

Этап 1. Путешествие направлен на осознанную подготовку к сбору. Прежде всего, определяются основные параметры сбора: место проведения, продолжительность, количество участников, способы приглашения. Затем создается оргкомитет по проведению сбора, в который входят как воспитатели, так и воспитанники. Оргкомитет разрабатывает программу, определяет принципы его проведения. В зависимости от цели сбора определяется принцип отбора участников и задание, которое они должны подготовить. Очень важной является определение темы предстоящего сбора. Можно выделить следующие направления тематики сбора:


Проектирование правил и норм школьной жизни.

- Проживание значимых дат и событий (сбор, посвященный ,

юбилею школы и т. д.). S Создание единой команды (слет лидеров).

Основной механизм работы сбора - это деятельность особых групп-отрядов, действующих на сборе. В идеале состав отряда определяется в начале сбора, но возможны случаи, когда в отряд превращается определенный класс. Один из важных моментов подготовки сбора связан с выбором и подготовкой лидеров (командиров отрядов), которые смогут управлять отрядом, владея основами организации групповой работы. Перед выездом анализируется степень готовности к сбору, и решаются оставшиеся проблемы.

Этап 2. Встреча начинается с проведения стартового общего сбора, на котором организуются отряды, определяются правила проведения сбора, утверждается программа. Затем происходит оформление отрядов через отрядные огоньки знакомств, на которых участники знакомятся (если в этом есть необходимость) и придумывают название и девиз отряда. Основная работа на сборе строится следующим образом: отрядам предлагаются различные задания в зависимости от тематики сбора, которые выполняются и демонстрируются на общем сборе. В конце сбора проводятся итоговые отрядные огоньки, на которых подводятся итоги, и заключительный общий огонек, где анализируется ход всего сбора.

Этап 3. Возвращение домой позволяет использовать возникшие на сборе отношения в жизни школы и класса. Для этого организуется встреча участников сбора и определение перспектив использования собственного опыта в жизни школы.

ЭКСКУРСИЯ - ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРУГОЙ МИР. Выбор названия обусловлен направленностью на встречу с Другим, с людьми, явлениями, местом, имеющими особые ценности и смыслы, которые очень важно понять, а может даже и принять. Подобную экскурсию следует проводить, если сложилась ситуация в которой:

- Существует необходимость познакомить воспитанников с определенной культурой, плохо известной воспитанникам, но сохранившейся в определенном жизненном «уголке». S Возникает потребность в интенсивном освоении особого пространства культуры.

- Одной из проблем жизни воспитанников является проблема межкультурного, межэтнического противостояния.

В ходе подобной экскурсии решаются следующие воспитательные задачи:

- Формирование положительного отношения к определенному образу жизни.


- Ориентация воспитанников на определенные ценности культуры.

- Осмысление воспитанниками культурного многообразия мира.

Основным содержанием такой экскурсии становиться погружение в определенную культуру. В идеальном варианте погружение осуществляется в реально существующее культурное пространство. К подобным экскурсиям можно отнести поездку за границу, проживание в монастыре, в отдаленной деревне, жители которой сохранили древние традиции и обряды, посещение скаутского лагеря и т. д.

Возможен вариант специального создания подобного пространства (к примеру, в условиях загородного лагеря организуется страна юных художников или спортсменов). Очень часто подобные экскурсии соединяются с еще одним видом воспитательного мероприятия и превращаются в длительную ролевую игру, проходящую в определенной местности.

Этап 1. Путешествие направлен на осознанное включение воспитанников в другую культуру и доставку их к месту проведения экскурсии. Первым шагом первого этапа становится выявление другого мира, в который будет совершена экскурсия. Поиск другого мира определяется возможностями окружающего пространства. Главное условие заключается в готовности жителей другого мира взаимодействовать с пришельцами. Для этого необходимо определенное педагогическое взаимодействие с хозяевами другого мира. Нельзя отправлять воспитанников туда, где воспитатели не смогли бы организовать успешного взаимодействия.

Вполне возможен вариант, когда к поиску другого мира будут подключены воспитанники. Это возможно с помощью организации поиска неизведанного в окружающем мире. Воспитанники с помощью прессы, интернета, общения с разными людьми определяют место, где в этом мире живут по-другому и где они хотели бы побывать. В случае всех необходимых согласований и наличия финансовых и коммуникативных условий подобное путешествие может быть организовано.

Другой вариант организации подобной экскурсии связан с работой определенного клуба в системе дополнительного образования в школе. В этом случае участникам клуба (к примеру, любителей этнографии или юный турист) предлагается организовать специальное пространство жизни по особым правилам, связанным с тематикой клуба. А затем, в это пространство будут приглашены другие дети.

Определившись с местом путешествия можно приступать к подготовке, которая начинается с изучения культуры, с которой предстоит встреча. Воспитанники знако­мятся с нормами, правилами, традициями, обычаями. Особое внимание обращается на существующие в культуре запреты. В процессе взаимодействия воспитанники определяют практическую цель своего путешествия: изучение традиций, запись произведений фольклора, создание видеофильма, подготовка к спектаклю и т. д. В процессе взаимодействия возникает определенная группа идущих в путешествие. В ней начинает действовать механизм коллективного управления. На общем собрании выбираются руководители, распределяются поручения, определяется правила жизни в процессе путешествия. Дорога к месту экскурсии в
данном случае особого значения не имеет, главное добраться побыстрее и побезопаснее.

Этап 2. Встреча позволяет организовать проживание воспитанников в пространстве иной культуры. Опыт показывает, что результат дает достаточно длительное проживание (2-3 недели), но возможно проведение и кратковременных встреч в течение 2-3 часов. Основными элементами встречи будут:

- Знакомство с хозяевами, их приветствие, изложение цели своего прибытия.

- Размещение в определенном месте, отведенном для проживания.

- Организация совместного обеда.

- Проведение определенного культурного действа: концерта, посиделок, спектакля и т. д. s Неформальное общение с хозяевами. s Помощь хозяевам в их бытовых делах.

- Организация действий, направленных на достижение практических целей.

- Итоговая встреча с хозяевами, дружеское расставание.

Этап 3. Возвращение домой позволяет воспитанникам осмыслить иной образ жизни и его влияние на жизнь воспитанников. Прежде всего, организуется встреча со всеми желающими познакомиться с результатами экскурсии. Демонстрируются фотографии, созданные видеофильмы, собранные материалы. Помимо этого, участники путешествия обмениваются впечатлениями и анализируют, как повлиял на их жизнь экскурсионный маршрут.

ЭКСКУРСИЯ-ЭКСПЕДИЦИЯ. Экскурсия направлена на совместное изучение и освоение важного жизненного явления или определенного места в пространстве. Данная экскурсия связывается с основными интересами и увлечениями воспитанников. К примеру, клуб юных археологов отправляется в археологическую экспедицию, на раскопки древних захоронений, а клуб юных биологов посещает лес с целью изучения жизни определенного вида животных. В современных условиях чаще всего проводятся археологические, биологические, туристические, экологические, фольклорные экспедиции.

Этап 1. Путешествие направлен на подготовку и осуществление пути к определенному объекту - основной цели экспедиции. Совместный выбор объекта изучения можно считать началом путешествия. Каждый воспитанник предлагает свой вариант, подкрепляя его аргументами, которые ищет в библиотеке, архивах, интернете. Вполне возможно объединение в группы по интересам. Времени на выбор жалеть не стоит, ведь именно в процессе выбора фактически рождается совместная цель экспедиции. На основе выбранной цели определяется возможность осуществления подобной экспедиции, производится предварительная разведка, определяются финансовые затраты, происходят необходимые согласования. Желательно, чтобы в этих действиях были активно задействованы воспитанники, ощущающие себя равноправными организаторами экспедиции. На случай возможной неудачи выбирается несколько вариантов. К примеру, воспитанникам в рамках групповой работы предлагается предложить 3 варианта экспедиции: очень сложный, просто сложный, и относительно реальный. Это позволит оценить желание и реальные возможности как самих воспитанников, так и образовательного учреждения, в котором они обучаются. Окончательный выбор места проведения экспедиции позволяет организовать совместное планирование хода экспедиции, определение необходимого оборудования, распределение поручения и выборы руководящего состава экспедиции. В данном случае следует отметить, что к экспедиции как воспитательному мероприятию относятся только те экскурсии, в которых обеспечивается равноправное взаимодействие педагога и детей. В случае, если воспитатель организует экспедицию без привлечения детей, которые станут исполнителями его воли, то в рамках нашего понимания это будет другой вид экскурсии - экскурсия-изучение.


В зависимости от тематики экспедиции и места ее проведения возможны два варианта ее проведения: разбивается экспедиционный лагерь, в котором проводятся основные экспедиционные мероприятия или совершается некое путешествие, к примеру, сплав по реке, в ходе которого осуществляется запланированные действия. В первом случае дорога к экспедиционному лагерю является подготовительной частью экспедиции и осуществляется оперативно и без проблем. Во втором случае, экспедиция начинается с отправления в дорогу.

Этап 2. Встреча направлен на реализацию плана экспедиции и включает в себя:

- Создание экспедиционного лагеря и размещение в нем.

- Организация основной экспедиционной деятельности: раскопки, наблюдение за животными, общение с местными жителями.

- Перемещение с одного места проведения на другое.

- Завершение экспедиции, сворачивание экспедиционного лагеря.

Этап 3. Возвращение позволяет обработать полученные экспедиционные материалы. Участники экспедиции систематизируют собранные материалы, превращая их в музейные стенды и экспонаты, сборники экспедиционных работ, творческие вечера участников экспедиций. По итогам экспедиции происходит большое собрание, на котором обсуждаются достигнутые результаты, нерешенные проблемы. В качестве завершающего шага может быть создание отчета о проведенной экспедиции.

ЭКСКУРСИЯ - ДИАЛОГ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Выбор названия обусловлен тем, что каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему и двух одинаковых восприятий мира не бывает. Поэтому возникает необходимость не только организовывать посещения различных мест этого мира, но и помогать воспитанникам обмениваться впечатлениями. Совместное посещение определенного места ограничивает свободу конкретной индивидуальности, мешает собственному восприятию. Поэтому специфика данного вида экскурсии заключается в том, что воспитанники посещают определенное место сами, а затем под чутким руководством воспитате­ля обмениваются впечатлениями.

Возможны 2 варианта проведения подобной экскурсии. Первый вариант связан с посещением одного места. К примеру, воспитатель предлагает всем воспитанникам в течение месяца побывать в Эрмитаже. Второй вариант связан с выбором способа времяпрепровождения или отдыха, но место посещения строго не задается.