Файл: Воспитывающая экскурсия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этап 1. Путешествие направлен на организацию индивидуальных посещений. В процессе подготовки экскурсии обращается внимание на многообразие отношений людей к тому или иному объекту или месту. При мотивации воспитанников акцент делается на обмен мнениями и впечатлениями. Отмечая важность каждого впечатления, воспитатель предлагает воспитаннику одному или в компании с друзьями или родителями посетить определенное место. В случае организации группового посещения воспитатель отказывается от единой экскурсии и предлагает воспитанникам ознакомиться с объектом самостоятельно, договариваясь о встрече в определенном месте через некоторое время. Завершается данный этап тогда, когда большая часть воспитанников посетила объект. Подобные экскурсии наиболее эффективны, если посещаются большие по пространству объекты. К примеру, Эрмитаж, Русский музей, Невский проспект и т. д. Для активизации воспитанников в процессе экскурсии им предлагается следующее задание: подготовить собственное мнение о месте проведения экскурсии.

Этап 2. Встреча рассматривается как основной этап экскурсии и представляет собой организованный воспитателем диалог, направленный на выявление впечатлений об определенном объекте или месте. В самом простом варианте каждый воспитанник делится своими впечатлениями. Затем, если появляются желающие добавить, им дается дополнительное слово. При наличии в классе «говорунов» время для выступления может быть ограничено. Если есть возможность, во время обсуждения могут демонстрироваться слайды тех видов, о которых идет речь. При неумении воспитанников свободно говорить воспитатель предлагает ряд вопросов, направленных на изложение ими своих впечатлений:


- Что вам больше всего запомнилось?


- Что дольше всего вы разглядывали?


- Что рекомендуете посмотреть тем, кто еще там не бывал?


- Собираетесь ли вы там еще побывать и зачем?

Возможны со стороны воспитателя некие «педагогические провокации». К примеру, он заранее готовит несколько слайдов с объектами посещения и просит воспитанников рассказать, что это такое. В случае отсутствия ответа возникает вопрос, почему на данную картину, здание, колонну никто не обратил внимания. Завершая диалог, воспитатель благодарит каждого за высказанное мнение, отмечая, то, что благодаря каждому высказыванию сложилось целостная картина восприятия явления.


Этап 3. Возвращение позволяет проанализировать впечатления воспитанников от совместного диалога. Для этого через некоторое время после диалога впечатлений организуется еще один разговор. Воспитанники вспоминают запомнившиеся им впечатления друг друга, делятся своими планами будущих посещений данного места.

ЭКСКУРСИЯ - ЛИЧНЫЙ МАРШРУТ. В ходе подобной экскурсии возможно решение следующих воспитательных задач:

- Создание условий для становления личностного миропонимания.

- Самоопределение воспитанников в окружающем пространстве.

- Выявление взглядов учащихся на объекты окружающего мира.

Подобная экскурсия поводится достаточно редко, так как в роли экскурсовода выступает сам ребенок, а что он покажет и расскажет, заранее не ясно. Поэтому одним из вариантов проведения подобной экскурсии является заочная экскурсия с использованием карты.

Этап 1. Путешествие направлен на осознание воспитанниками своего отношения к определенному объекту и месту в пространстве. Воспитатель предлагает воспитанникам проанализировать свои возможности и желания, и разработать некий экскурсионный маршрут, который он бы мог осуществлять. Для этого воспитанники знакомятся с картой местности, по которой предполагается проведение экскурсии, обсуждаются основные достопримечательности, места посещений. Воспитанники учатся по карте определять реальную протяженность маршрута. Затем у каждого воспитанника появляется свой личный экскурсионный маршрут.

Этап 2. Встреча направлен на организацию защиты личного маршрута. Ка­ждый воспитанник по очереди за определенное время (3-5 минут) защищает свой маршрут. По возможности используются слайды или компьютерная презентация. Если после выступления возникают вопросы, то они задаются воспитанникам. По­сле защиты всех маршрутов воспитанники размещают их на партах и в течение 5-10 минут в свободном режиме рассматривают составленные маршруты друг друга. Главная задача воспитателя заключается в предупреждении возможных конфлик­тов между воспитанниками.

Этап 3. Возвращение позволяет проанализировать особенности личного выбора воспитанников. Для этого после завершения знакомства с маршрутами вос­питанники делятся своими мнениями и могут назвать 2-3 маршрута, которые им понравились. Авторам самых популярных маршрутов предлагается осуществить на практике свои экскурсии. В случае проблематичности поведения такой экскурсии (к примеру, в реальном времени такая экскурсия займет 5-6 часов) автору маршрута предлагается его скорректировать. Затем составляется график проведения экскур­сий. Основное требование - это готовность автора провести подобную экскурсию. После проведения всех запланированных экскурсий подводится общий итог и ана­лизируется степень самостоятельности и своеобразия взглядов школьников на ок­ружающее пространство.