Файл: Медикофармацевтический колледж курсовая работа порядок приема товара в аптечной организации. Основные проблемы и способы их решения специальность пм мдк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приёмом товара в аптечной организации занимается приёмная комиссия. [3, с. 114]
1.3 Порядок приёмки товара в случае возникновения нестандартных ситуаций
В аптечной практике имеются иногда складываются нестандартные ситуации при получении товара от поставщика:

Если товар поступил в аптеку без документов, подтверждающих его качество.

В случае возникновений претензий по качеству поступившего товара.

Если товар поступил не в том количестве, который декларируется в товарно-транспортной накладной.

Если товар поступил под другой серией.

Если есть претензии к оформлению документов. [25, с. 149]

Если в информационной базе есть указания о том, что обращение серии лекарственных средств, поступающей в аптеку, приостановлено, или она должна быть изъята из обращения.

В таком случае товар размещают для хранения в соответствии с физико-химическими свойствами в помещении хранения: экспедиционной, материальной комнате изолированно от остальных товаров с обозначением «Не принятый товар» [12, с. 124]. Никаких ограничений по срокам хранения таких лекарств в карантинной зоне действующее законодательство об обращении лекарственных средств не устанавливает.

По мере поступления требуемых документов отложенный товар поступает в реализацию потребителям, а также проведения иных необходимых мероприятий (обмен, довоз, замена и др.), изолированный товар перемещают в места постоянного хранения вместе с остальными товарами аптечного ассортимента [13, с. 112].

При неправильном хранении при транспортировке аптечные товары могут приходить в негодность: лекарственные средства и биологические активные добавки к пище (БАД) разрушаются и теряют фармакологическое действие, продукты диетического и специализированного питания портятся, изделия медицинского назначения, инструменты и аппараты не могут быть использованы по назначению в связи с утратой функциональных свойств. Особенно это касается иммунобиологических препаратов, которые транспортируют под жёстким контролем соблюдения правил «холодовой цепи». При нарушении условий сохранности ИБЛП при поставке в фармацевтической организации к поставщикам могут быть применены меры наказания, вплоть до приостановления и отзыва лицензии [14, с. 130].

Если товар в аптеку пришёл с ненадлежащим качеством или недостачей, то составляется Акт, являющийся юридическим основанием для предъявления претензий поставщику [15, с.45].


Акты должны составляться с участием представителя поставщика или грузоотправителя. Поэтому в договоре лучше заранее прописать, каков порядок уведомления этих лиц о необходимости прислать представителя для приемки товара и фиксации недопоставки, в какой срок должен явиться представитель и что делать, если в этот срок представитель так и не появился. В частности, можно прописать в договоре, что с целью урегулирования дальнейших претензий о недопоставке товара акты при приемке могут составляться покупателем в отсутствие продавца, но, к примеру, с привлечением независимого лица (например, работника любой сторонней организации) [16, с. 194].

В товарных накладных можно написать: «Составлен акт № __ от ___ в связи с расхождением данных, указанных в накладной, с реально поставленным объемом товара».

Но недостача может быть обнаружена не только в момент получения товара, но и позже. Например, при приемке пересчитывается лишь общее количество коробок товара, а при вскрытии коробок выявляется недовложение. Тогда зафиксировать недостачу можно актом произвольной формы.

После составления акта нужно оформить претензию и вместе с экземпляром акта направить ее поставщику. Сделать это надо либо в установленный договором срок, либо, если такой срок не установлен, как можно быстрее после обнаружения недостачи. Если затянуть с выставлением претензии, поставщик может и не удовлетворить предъявляемые требования (Пункт 1 ст. 483 ГК РФ) [17, с. 112].

В зависимости от условий договора поставки можно заявить в претензии, что вы (Пункт 1 ст. 466 ГК РФ):

- (или) отказываетесь от товара, а если товар оплачен, требуете возврата денег;

- (или) требуете передать недостающее количество товара

- (или) согласны на меньшее количество товара и, если товар был оплачен, требуете возврата части денег.

В последних двух случаях поставщик должен внести изменения в ранее оформленный счет-фактуру (Письмо Минфина России от 23.10.2008 № 03-07-09/34), заверив их подписью руководителя и печатью с указанием даты внесения исправлений (Пункт 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв . Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) [18]. Вносить исправления в данные накладных необязательно. Факт недопоставки будет подтверждаться актом.

В случае поставки некачественного или фальсифицированного товара аптека передаёт недоброкачественный товар поставщику с оформлением возвратной накладной, с указанием причины возврата. Но если поставщик отказывается принять некачественный товар назад, то конфликтная ситуация может разрешаться в суде. В таком случае собственники не годных для реализации товаров аптечного ассортимента обязаны передать их по акту для уничтожения по договору с предприятием, имеющим лицензию по указанному виду деятельности с соблюдением экологической безопасности [19, с. 127].



2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ В АПТЕКЕ «АПРЕЛЬ»

2.1. Краткая характеристика аптеки
Исследование по приёму товара и проведению приёмочного контроля проводилось на базе аптечной сети «Апрель». «Апрель» - крупная сеть аптек России, насчитывающая более 3900 аптечных пунктов. Компания существует с 2000 года и за это время охватила 61 регион России.

В своей деятельности общество руководствуется законодательством Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», учредительным договором и уставом общества. «Апрель» осуществляет свою деятельность на основе лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданной Департаментом здравоохранения Кировской области.

Аптека «Апрель» специализируется:

На розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами;

На розничной торговле изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.

По методу обслуживания аптека работает методом самообслуживания в сочетании с методом обслуживания через прилавок. Режим работы аптеки установлен: 8 – 20 (Пн-Пт), 9 – 19 (Сб-Вс) без обеденного перерыва.

По группам обслуживаемых потребителей с учетом их доходов и возможностей данная аптека – предприятие, ориентированное на широкого потребителя (от группы лиц с доходами ниже прожиточного минимума до группы потребителей, чьи доходы во много раз выше прожиточного минимума).

С учетом товарной специализации аптека относится к группе комбинированных торговых предприятий, осуществляющих торговлю товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению.

Анализируя конкурентоспособность аптеки среди розничных торговых предприятий, нужно сказать, что на рынке кировских продавцов фармацевтических товаров рассматриваемую аптеку можно назвать конкурентоспособной так как на протяжении всего периода ее работы наблюдается постоянный поток покупателей, о чем свидетельствует рост товарооборота, имеются постоянные покупатели, которых удовлетворяет торговый ассортимент, цены на товары и качество обслуживания.

Аптека занимает значительную долю местного рынка продаж фармацевтических товаров. На формирование спроса на рассматриваемый товар действуют два главных фактора:

1). Социально-экономический (на спрос влияет уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, материальные возможности);

2). Сезонный (спрос на определенный товар больше в зимнее время, нежели в летнее).


Прибыль, полученная аптекой в результате ее хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующими законами. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение аптеки.

Основными целями деятельности данной аптеки являются:

1. комплексное удовлетворение спроса покупателей;

2. получение прибыли.

Органом управления «Апрель» является директор Вадим Анисимов.



Рисунок 1. Организационная структура аптеки «Апрель»

2.2 Организация продаж и продвижения товаров
В аптеке «Апрель» использует традиционная закрытая форма продажи. В традиционной аптеке фармацевт спрятан за стеллажами с медикаментами, отпуск товара производится через окошко.

К недостаткам аптек с закрытым доступом к продукции относится ограниченность самостоятельного изучения товара, и как следствие более низкая пропускная способность аптеки. В этом случае пропускную способность заведения можно увеличить наличием нескольких кассовых мест. К примеру, если площадь аптеки более 40 квадратных метров, то кассовых мест должно быть не менее двух. При этом немаловажно то, как их расположить в зале. Не рекомендуется устанавливать кассы вблизи входа-выхода, поскольку даже очередь из двух человек будет преграждать дорогу потоку покупателей. Кассовые места не должны также загораживать от покупателей обзор торговых витрин.

Многие лекарства отпускаются только по рецепту врача. Некоторые из них требуют особых условий хранения – например, только в холодильнике. Поэтому далеко не каждый лекарственный препарат может быть выложен в открытый доступ.

В соответствии с пунктом 3.19 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003» открытая выкладка возможна только в отношении лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций.

Остальные лекарственные препараты и товары могут быть представлены только на закрытых витринах, обеспечивающих возможность их обзора посетителями аптеки и одновременно их сохранность.

В некоторых аптеках сети «Апрель» используется и открытая выкладка товара. Сегодня открытая форма выкладки товара в аптеке используется все шире и шире. Как и всякий коммерческий продукт, открытая форма предложения товара (т.н. открытая выкладка) потребителю помимо очевидных достоинств имеет и недостатки, причем во многом субъективного характера .


Открытый зал аптеки, также как и помещения для хранения лекарственных средств, должен быть оснащен необходимым оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований законодательства и надлежащую сохранность препаратов. В частности, помещения аптечных организаций, расположенные в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием. Это предусмотрено пунктом 3.10 Стандарта.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.12 Стандарта в залах самообслуживания посетитель должен иметь возможность сначала получить всю необходимую информацию об интересующих его безрецептурных лекарствах от консультанта, работающего в зале, и уже затем с выбранным товаром обратиться к контролеру-кассиру.

К несомненным достоинствам открытой выкладки товара относится современное, яркое оформление торговых помещений. Грамотная, просторная планировка торгового зала не позволяет образовываться очередям даже при ограниченном количестве кассовых аппаратов. Соблюдение элементарных правил мерчандайзинга дает покупателю первичную, побудительную информацию к покупке, ведь не секрет, что многие люди стесняются открыто говорить о своих болезнях и предпочитают покупать лекарства, самостоятельно сделав предварительный выбор.

Здесь весь товар выложен открыто: но фармацевтам нужно уследить за всем этим изобилием, и при этом успеть помочь покупателям сделать выбор
В этом случае очень важен высокий профессиональный уровень персонала, ведь после тактичной, грамотной консультации покупатель может сделать выбор в пользу пусть недешевого, но более эффективного препарата нового поколения, а также приобрести сопутствующие фармацевтические средства для комплексного применения.

Большим подспорьем для увеличения объемов продаж, а в конечном итоге – в продвижении на рынок новых и более эффективных препаратов, являются различные системы скидок и бонусов для постоянных клиентов или потребителей тех или иных брендов.

Важную роль в этой работе играет тесное сотрудничество с представителями крупных фармацевтических компаний, которые «из первых рук» предоставляют покупателям и персоналу аптеки самую свежую информацию о предлагаемых препаратах.

Как правило, хорошо организованная и активная работа в торговом зале развивает у фармацевтов и провизоров интерес к фармацевтической периодике и изучению специальной литературы, поскольку каждому специалисту в течение рабочего дня приходится отвечать на сотни различных вопросов.