ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Сказочный мир Г.Х.Андерсена.
Тип урока: урок с элементами игры.
Цель: создание благоприятных условий для воспитания у обучающихся доброты, самоотверженности, сочувствия, готовности прийти на помощь, бескорыстия, верности, дружбы через содержание произведения Г.Х. Андерсена «Снеговик».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через продолжение знакомства обучающихся с содержанием произведения Х.К. Андерсена «Снеговик»; продолжению формирования представлений о жизни и творчестве Х.К. Андерсена.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со сказкой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умения находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, обобщению и активизации уже имеющихся знаний; умения самостоятельно делать выводы; развитию интереса к чтению сказок и читательской самостоятельности.
Воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания истинной доброты, верности и дружбы, готовности бескорыстно действовать на пользу другим, понимать и чувствовать переживания окружающих; воспитанию любознательности, интереса к окружающему миру, читательского интереса к произведениям Х.К. Андерсена; воспитание вдумчивого чтеца.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания, к чтению, к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе; воспитание нравственных качеств: доброты, сострадания, умения прийти на помощь добавить; воспитание вдумчивого чтеца.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: решение учебной задачи, умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; структурировать найденную информацию в нужной форме; анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности сказки; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их. Улыбнёмся гостям.
2. Релаксация.
Ребята, покажите мне свои ладошки. Представьте, что на наших ладонях лежит маленькая звёздочка Добра. Чувствуете, она согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будет воображение. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
Садитесь правильно.
3. Сообщение темы и цели. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в сказочный мир . Ребята я предлагаю. Вам поиграть в небольшую игру. Перед вами названия , давайте попробуем догадаться, что они обозначают, угадать откуда они взяты и подумать , кто автор этих произведений.
… королева
… утёнок
……лебеди.
…… солдатик.
- Молодцы, вы все верно отгадали. О ком же мы с вами сегодня на уроке будем говорить? Кто автор этих произведений?
- Итак тема нашего урока « Великий сказочный писатель Г. Х Андерсен».
4. Вступительное слово учителя.
Учитель: Ганс Христиан Андерсен написал 156 сказок. Совершенно невозможно поверить, что обыкновенный человек мог сочинить такие прекрасные истории. Человек не может знать, о чем думает штопальная игла, не слышит, о чем беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой...
И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, то вы глубоко ошибаетесь...Жизнь Андерсена была полна тягот и разочарований, но он никогда не утрачивал веры в людей, в добро и красоту. Он учил этому и своих читателей. Сказки Г.Х.Андерсена очень добры и поэтичны, порой наивны и поучительны. Они учат быть храбрыми и справедливыми, ценить любовь и верить в дружбу
5.Сообщения детей.
1 ученик. В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ганс Христиан, и его отца — сапожника — тоже звали Ганс Христиан. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен-отец был бедным. Он вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе. Он ходил с сыном в театр, который был в их маленьком городе.
2 ученик. Чтобы заработать немного денег на путешествия, отец пошел в солдаты вместо одного богача. Но вернулся он домой тяжело больным и вскоре умер, оставив жену и сына влачить нищенское существование. Мать пыталась научить сына портновскому ремеслу, но сын был большим фантазером и мечтал совсем о другом. Вы думаете, великий сказочник Андерсен собирался стать сказочником или вообще писателем? Ничего подобного. Он хотел стать актером, и только актером, он хотел петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. В четырнадцать лет покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены.
Упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Но Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, и по его собственному признанию, в его пьесах «орфография хромала чуть не на каждом слове». Пришлось пойти учиться в школу.
3 ученик
. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета. В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку.
— Подожди-ка. Поищем, — он рылся в кармане, делая вид, что сказка завалялась где-то там, — нет, не здесь. Ну, ладно, вот увидишь, она сейчас сама явится. Самые лучшие сказки всегда приходят сами.
И сказка никогда не заставляла себя ждать. Ее героями становились синий дракон, нарисованный на китайской вазе, пролетевший за окном воробей, старая перчатка. С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
Учитель: Ганс Христиан стал любимым детским писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.
6. Проведение игры.
а). «Бюро находок»
-Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?
Горошина (Принцесса, «Принцесса на горошине»)
Санки. (Каю, «Снежная Королева»)
Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)
Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)
Крапива (Элизе, «Дикие лебеди»)
Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева»)
б). "Собери сказку".
Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба. («Снежная королева»)
Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение («Дикие лебеди»)
Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода («Гадкий утенок»)
Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса («Принцесса на горошине»)
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)
Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка («Дюймовочка»)
в). «Портреты героев».
«Узнай сказку» по детским рисункам с выставки.
Учитель: Я вижу, все немного устали! Объявляется перерыв!
7.Физкультминутка.
Релаксация «Снежинки»
(музотеропия, легкая музыка)
Закройте глаза.
Вы попали в волшебный зимний лес .
Вам хорошо, дышите легко и свободно.
Вы легкие снежинки.
Ваши ручки легкие.
Ваше тело тоже легкое, как будто оно снежное.
Подул легкий ветерок, и снежинки полетели.
С каждым вдохом и выдохом вы всё выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом.
Вам хорошо, приятно.
Но вот пришла пора возвращаться в класс.
Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
Отдохнули? Работам дальше.
8.Знакомство с произведением.
-Всю ночь шёл снег, намело сугробы, снежинки перепутались. (собрать слово из слогов)- снеговик
18 января празднуют день снеговика! Снеговик стал символом зимних каникул у детворы и новогодних праздников у взрослых. И никто не задается вопросом, кто, как и когда вылепил первого снеговика? На Руси же снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами.
9. Чтение учителем(аудиозапись)
10.Викторина прочитанного
Начало формы
1. Как снеговик называл солнце?
Румяное
Пучеглазое
Круглобокое
2. Что у снеговика было вместо рта?
Осколок кровельной черепицы
Обломок старых граблей
3 уголька
3. Кто слепил снеговика?
Мальчишки
Соседские ребята
Брат и сестра
4. О чем предупредил снеговика цепной пес?
Что солнце его растопит
Что мальчишки его разломают
Что он не доживет до весны
5. Почему пес оказался на цепи?
Стал слишком стар и некрасив
Укусил за ногу младшего барчука
Слишком громко лаял
6. Куда захотел попасть снеговик после рассказа пса о доме?
В гостиную
К печке
Посмотреть на новогоднюю елку
7. Какие чувства испытывал снеговик, глядя на печку?
Ему нравилось любоваться печкой
Он испытывал тоску и сильное желание прижаться к печке
Он радовался, что печка в каморке, поэтому не сможет его растопить
8. Почему на следующее утро снеговик затосковал и почувствовал себя больным?
Светило жаркое солнце
Он давно не видел людей
Морозные узоры на окне скрыли от него печку
9. Что случилось, когда погода переменилась?
Снеговик растаял
Он перестал думать о печке и стал ждать, когда его растопит солнце
Снег начал расползаться и мальчишки растоптали остатки снеговика