Файл: Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Особенности методологии права социального обеспечения
2.1 Общие особенности методы права социального обеспечения
В праве социального обеспечения имеет место и регулирование с помощью такого способа воздействия на поведение людей, как позитивное обязывание. В нормах данной отрасли содержатся обязывания, адресованные преимущественно органам, предоставляющим обеспечение. Способ запрещения здесь используется крайне редко, а число запрещающих норм ограничено.
Особенности метода определяются природной регулируемых отношений, поэтому в отраслях публичного права (административном, уголовном) преобладает императивное регулирование, а в частных отраслях (например, гражданском, семейном) – диспозитивное. В соответствии с аналогичным разделением, но выраженным в других терминах с учетом правового положения субъектов правоотношений, в первом случае применяется метод субординации, а во втором – метод координации. Существует и третий вариант терминологических обозначений метода. В литературе по теории права его называют автономно-авторитарным.
Императивный метод относится к сфере государственно нормативного регулирования, а диспозитивный – к области договорного регулирования.
С помощью императивного метода сторонам правоотношения предписывается строго обязательный образец поведения, при несоблюдении которого наступают отрицательные последствия, т.е. применяются санкции при этом воля законодателя облекается в обязывающие и запрещающие нормы. В противоположность этому диспозитивный метод дает сторонам сравнительно широкие возможности действовать по своему усмотрению, но в установленных пределах. В этих случаях воля законодателя выражается с помощью дозволяющих норм. [31]
Таким образом, можно выделить следующие черты метода права социального обеспечения.
В правом положении субъектов:
Своеобразное положение субъектов, выражающееся в отсутствии их равенства и подчиненности;
Активное положение граждан по отношению к органам, предоставляющим обеспечение;
Принадлежность имущественных прав только гражданам и возложение имущественных обязанностей на органы, предоставляющие обеспечение;
Ограничение диспозитивности и усмотрения в деятельность свободы распоряжения правами лишь гражданам;
В основаниях формирования правоотношений:
Своеобразие фактического состава и последний его наступления;
Сочетание волеизъявления граждан с актами органов, предоставляющих обеспечение;
Невозможность определения состава юридических фактов по соглашению сторон;
Возникновение и прекращение отдельных видов обеспечения в точно установленный правовыми нормами срок; [25]
В способах определения содержания правоотношений:
Определение прав и обязанностей участников правоотношений, как правило, непосредственно правовыми нормами, а не соглашением сторон;
Невозможность изменить содержание правоотношений по соглашению их участников;
В способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей:
Применение санкций имущественного характера только к гражданам;
Полное возмещение причиненного гражданам имущественного вреда;
Отсутствие репрессивной функции санкций, применяемых к гражданам, причинившим имущественный ущерб;
Возможность применения имущественных санкций к гражданам при отсутствии имущественного вреда; 50 наличие своеобразных санкций при предоставлении некоторых видов обеспечения;
Внесудебный и судебный порядки разрешение споров;
В приемах и способах правового регулирования:
Сочетание централизованного, регионального, муниципального и локального типов нормативно-правового регулирования общественных отношений;
Преобладание дозволения и управомочивающих норм, адресованных гражданам;
Наличие рекомендательных норм, адресованных органам, предоставляющим обеспечение;
Наличье льготных режимов обеспечения;
Наличие обязывающих норм, адресованных преимущественно органам, предоставляющим обеспечение;
Органичность применения запрещения [17].
2.2 Отличие методов права социального обеспечения от других
Отличие методов права социального обеспечения от других в том, что в научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования в отличии других отраслей права. Один из них называется авторитарным (императивный метод), а другой – методом автономии (диспозитивный метод). Авторитарный метод (императивный) – это такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам правоотношений предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения, при этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данного нормативного права. Императивный метод широко применяется в тех отраслях, характерной особенностью которых является то, что одной из сторон в возникающих правоотношениях является государственный орган либо другой, уполномоченный государством орган.
Суть другого метода правового регулирования – метода автономии, или диспозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Данный метод регулирования применяется главным образом в таких отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений выступают как равноправные субъекты.
Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права. В то же время они не могут в полной мере учитывать специфику общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (то есть предмета отрасли) [7].
Если говорить о диспозитивном методе в регулировании социально-обеспечительных отношений, то кроме локальных форм социального обеспечения его использование крайне ограничено и имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них – гражданину. Это касается его волеизъявления о реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.
Специфика социально-обеспечительных отношений находит свое отражение и в таком способе их правового регулирования как сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным (муниципальным). Конституция Российской Федерации (статья 72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы и иные нормативные акты субъектов федерации. Это означает, что правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется также актами субъектов Российской Федерации. Управление собственностью субъекта федерации предполагает также финансирование за счет его средств и дополнительных мер социальной защиты населения, в том числе и в порядке социального обеспечения на основании региональных программ. Следовательно, граждане, проживающие на территории того или иного субъекта Российской Федерации, могут наделяться дополнительными правами, реализуемыми уже за счет собственных источников данного субъекта. В этом случае возникающие правоотношения по своему характеру также являются распределительными, однако нормирование меры потребления осуществляется на уровне субъекта федерации [8].
Как уже выше говорилось, в связи с принятием Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-Федеральный Закон с 1 января 2005 года. существенно возросла роль субъектов федерации в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, поскольку к их полномочиям теперь отнесено регулирование целого ряда отношений, которые прежде регулировались нормами федерального законодательства (по установлению пособий на детей, по социальному обслуживанию инвалидов и пожилых граждан в учреждениях социального обслуживания и так далее.).
Сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием характерно не только для социально-обеспечительных отношений. Аналогичный правовой режим в силу статья. 72 Конституции Российской Федерации охватывает общественные отношения, регулируемые и некоторыми другими отраслями права (трудовым, жилищным, административным и другими.). Поэтому есть все основания для признания данного способа регулирования как межотраслевого.
Муниципальное регулирование отношений по социальной защите населения – еще одно звено в правовом регулировании, дополняющее централизованное и региональное. Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений путем закрепления их на всех указанных выше уровнях – это, очевидно, новый прием правового регулирования, обусловленный конституционным разграничением компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, а самое главное – разграничением собственности [9].
В условиях рыночной экономики все более очевидной становится необходимость использования наряду с традиционными и новых способов воздействия на общественные отношения. К их числу следует отнести новые для системы права источники, признаваемые государством в качестве таковых, - социально-партнерские соглашения. Их регулятивное значение велико как для трудового права, так и права социального обеспечения. Они закрепляют соответствующие условия труда и социального обеспечения работников на федеральном, региональном уровнях, на уровне отрасли (нескольких отраслей), конкретной организации, устанавливая коллективно-договорным способом более высокий уровень таких условий и гарантируя его средствами работодателей.
Наряду с межотраслевыми приемами регулирования рассматриваемых отношений в методе права социального обеспечения присутствуют также способы воздействия на эти отношения, отражающие собственную специфику данной отрасли. Такая специфика обнаруживается, прежде всего, в характере оснований возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных отношений. Она выражается в том, что, во-первых, к этим основаниям относятся специфические юридические факты. Это, как правило, такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли человека. Именно поэтому законодатель называет их социальными рисками. К ним относятся: бедность, временная нетрудоспособность, инвалидность, производственная травма, профессиональное заболевание, старость, безработица, рождение человека и др. Особыми основаниями возникновения отношений законодатель признает материнство, отцовство и детство [10].
Отраслевая специфика правового регулирования проявляется также в характере правового положения субъектов правоотношения: с одной стороны, законодатель не наделил их равенством, а с другой – не ввел для них элементов подчиненности.
Кроме того, если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны с правами и обязанностями другой, то выявляется, что имущественные права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности – это в основном обязанности процедурного или процессуального характера (обратиться за получением того или иного вида социального обеспечения в установленном порядке, представить необходимые документы и так далее.). Обязывающие нормы адресуются другой стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязательства.
Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.
2.1 Общие особенности методы права социального обеспечения
В праве социального обеспечения имеет место и регулирование с помощью такого способа воздействия на поведение людей, как позитивное обязывание. В нормах данной отрасли содержатся обязывания, адресованные преимущественно органам, предоставляющим обеспечение. Способ запрещения здесь используется крайне редко, а число запрещающих норм ограничено.
Особенности метода определяются природной регулируемых отношений, поэтому в отраслях публичного права (административном, уголовном) преобладает императивное регулирование, а в частных отраслях (например, гражданском, семейном) – диспозитивное. В соответствии с аналогичным разделением, но выраженным в других терминах с учетом правового положения субъектов правоотношений, в первом случае применяется метод субординации, а во втором – метод координации. Существует и третий вариант терминологических обозначений метода. В литературе по теории права его называют автономно-авторитарным.
Императивный метод относится к сфере государственно нормативного регулирования, а диспозитивный – к области договорного регулирования.
С помощью императивного метода сторонам правоотношения предписывается строго обязательный образец поведения, при несоблюдении которого наступают отрицательные последствия, т.е. применяются санкции при этом воля законодателя облекается в обязывающие и запрещающие нормы. В противоположность этому диспозитивный метод дает сторонам сравнительно широкие возможности действовать по своему усмотрению, но в установленных пределах. В этих случаях воля законодателя выражается с помощью дозволяющих норм. [31]
Таким образом, можно выделить следующие черты метода права социального обеспечения.
В правом положении субъектов:
Своеобразное положение субъектов, выражающееся в отсутствии их равенства и подчиненности;
Активное положение граждан по отношению к органам, предоставляющим обеспечение;
Принадлежность имущественных прав только гражданам и возложение имущественных обязанностей на органы, предоставляющие обеспечение;
Ограничение диспозитивности и усмотрения в деятельность свободы распоряжения правами лишь гражданам;
В основаниях формирования правоотношений:
Своеобразие фактического состава и последний его наступления;
Сочетание волеизъявления граждан с актами органов, предоставляющих обеспечение;
Невозможность определения состава юридических фактов по соглашению сторон;
Возникновение и прекращение отдельных видов обеспечения в точно установленный правовыми нормами срок; [25]
В способах определения содержания правоотношений:
Определение прав и обязанностей участников правоотношений, как правило, непосредственно правовыми нормами, а не соглашением сторон;
Невозможность изменить содержание правоотношений по соглашению их участников;
В способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей:
Применение санкций имущественного характера только к гражданам;
Полное возмещение причиненного гражданам имущественного вреда;
Отсутствие репрессивной функции санкций, применяемых к гражданам, причинившим имущественный ущерб;
Возможность применения имущественных санкций к гражданам при отсутствии имущественного вреда; 50 наличие своеобразных санкций при предоставлении некоторых видов обеспечения;
Внесудебный и судебный порядки разрешение споров;
В приемах и способах правового регулирования:
Сочетание централизованного, регионального, муниципального и локального типов нормативно-правового регулирования общественных отношений;
Преобладание дозволения и управомочивающих норм, адресованных гражданам;
Наличие рекомендательных норм, адресованных органам, предоставляющим обеспечение;
Наличье льготных режимов обеспечения;
Наличие обязывающих норм, адресованных преимущественно органам, предоставляющим обеспечение;
Органичность применения запрещения [17].
2.2 Отличие методов права социального обеспечения от других
Отличие методов права социального обеспечения от других в том, что в научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования в отличии других отраслей права. Один из них называется авторитарным (императивный метод), а другой – методом автономии (диспозитивный метод). Авторитарный метод (императивный) – это такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам правоотношений предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения, при этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данного нормативного права. Императивный метод широко применяется в тех отраслях, характерной особенностью которых является то, что одной из сторон в возникающих правоотношениях является государственный орган либо другой, уполномоченный государством орган.
Суть другого метода правового регулирования – метода автономии, или диспозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Данный метод регулирования применяется главным образом в таких отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений выступают как равноправные субъекты.
Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права. В то же время они не могут в полной мере учитывать специфику общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (то есть предмета отрасли) [7].
Если говорить о диспозитивном методе в регулировании социально-обеспечительных отношений, то кроме локальных форм социального обеспечения его использование крайне ограничено и имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них – гражданину. Это касается его волеизъявления о реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.
Специфика социально-обеспечительных отношений находит свое отражение и в таком способе их правового регулирования как сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным (муниципальным). Конституция Российской Федерации (статья 72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы и иные нормативные акты субъектов федерации. Это означает, что правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется также актами субъектов Российской Федерации. Управление собственностью субъекта федерации предполагает также финансирование за счет его средств и дополнительных мер социальной защиты населения, в том числе и в порядке социального обеспечения на основании региональных программ. Следовательно, граждане, проживающие на территории того или иного субъекта Российской Федерации, могут наделяться дополнительными правами, реализуемыми уже за счет собственных источников данного субъекта. В этом случае возникающие правоотношения по своему характеру также являются распределительными, однако нормирование меры потребления осуществляется на уровне субъекта федерации [8].
Как уже выше говорилось, в связи с принятием Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-Федеральный Закон с 1 января 2005 года. существенно возросла роль субъектов федерации в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, поскольку к их полномочиям теперь отнесено регулирование целого ряда отношений, которые прежде регулировались нормами федерального законодательства (по установлению пособий на детей, по социальному обслуживанию инвалидов и пожилых граждан в учреждениях социального обслуживания и так далее.).
Сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием характерно не только для социально-обеспечительных отношений. Аналогичный правовой режим в силу статья. 72 Конституции Российской Федерации охватывает общественные отношения, регулируемые и некоторыми другими отраслями права (трудовым, жилищным, административным и другими.). Поэтому есть все основания для признания данного способа регулирования как межотраслевого.
Муниципальное регулирование отношений по социальной защите населения – еще одно звено в правовом регулировании, дополняющее централизованное и региональное. Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений путем закрепления их на всех указанных выше уровнях – это, очевидно, новый прием правового регулирования, обусловленный конституционным разграничением компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, а самое главное – разграничением собственности [9].
В условиях рыночной экономики все более очевидной становится необходимость использования наряду с традиционными и новых способов воздействия на общественные отношения. К их числу следует отнести новые для системы права источники, признаваемые государством в качестве таковых, - социально-партнерские соглашения. Их регулятивное значение велико как для трудового права, так и права социального обеспечения. Они закрепляют соответствующие условия труда и социального обеспечения работников на федеральном, региональном уровнях, на уровне отрасли (нескольких отраслей), конкретной организации, устанавливая коллективно-договорным способом более высокий уровень таких условий и гарантируя его средствами работодателей.
Наряду с межотраслевыми приемами регулирования рассматриваемых отношений в методе права социального обеспечения присутствуют также способы воздействия на эти отношения, отражающие собственную специфику данной отрасли. Такая специфика обнаруживается, прежде всего, в характере оснований возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных отношений. Она выражается в том, что, во-первых, к этим основаниям относятся специфические юридические факты. Это, как правило, такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли человека. Именно поэтому законодатель называет их социальными рисками. К ним относятся: бедность, временная нетрудоспособность, инвалидность, производственная травма, профессиональное заболевание, старость, безработица, рождение человека и др. Особыми основаниями возникновения отношений законодатель признает материнство, отцовство и детство [10].
Отраслевая специфика правового регулирования проявляется также в характере правового положения субъектов правоотношения: с одной стороны, законодатель не наделил их равенством, а с другой – не ввел для них элементов подчиненности.
Кроме того, если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны с правами и обязанностями другой, то выявляется, что имущественные права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности – это в основном обязанности процедурного или процессуального характера (обратиться за получением того или иного вида социального обеспечения в установленном порядке, представить необходимые документы и так далее.). Обязывающие нормы адресуются другой стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязательства.
Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.