Файл: Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Особенности методологии права социального обеспечения
2.1 Общие особенности методы права социального обеспечения
В праве социального обеспечения имеет место и регулирование с помощью такого способа воздействия на поведение людей, как позитивное обязывание. В нормах данной отрасли содержатся обязывания, адресованные преимущественно органам, предоставляющим обеспечение. Способ запрещения здесь используется крайне редко, а число запрещающих норм ограничено.

Особенности метода определяются природной регулируемых отношений, поэтому в отраслях публичного права (административном, уголовном) преобладает императивное регулирование, а в частных отраслях (например, гражданском, семейном) – диспозитивное. В соответствии с аналогичным разделением, но выраженным в других терминах с учетом правового положения субъектов правоотношений, в первом случае применяется метод субординации, а во втором – метод координации. Существует и третий вариант терминологических обозначений метода. В литературе по теории права его называют автономно-авторитарным.

Императивный метод относится к сфере государственно нормативного регулирования, а диспозитивный – к области договорного регулирования.

С помощью императивного метода сторонам правоотношения предписывается строго обязательный образец поведения, при несоблюдении которого наступают отрицательные последствия, т.е. применяются санкции при этом воля законодателя облекается в обязывающие и запрещающие нормы. В противоположность этому диспозитивный метод дает сторонам сравнительно широкие возможности действовать по своему усмотрению, но в установленных пределах. В этих случаях воля законодателя выражается с помощью дозволяющих норм. [31]

Таким образом, можно выделить следующие черты метода права социального обеспечения.

В правом положении субъектов:

Своеобразное положение субъектов, выражающееся в отсутствии их равенства и подчиненности;

Активное положение граждан по отношению к органам, предоставляющим обеспечение;

Принадлежность имущественных прав только гражданам и возложение имущественных обязанностей на органы, предоставляющие обеспечение;

Ограничение диспозитивности и усмотрения в деятельность свободы распоряжения правами лишь гражданам;


В основаниях формирования правоотношений:

Своеобразие фактического состава и последний его наступления;

Сочетание волеизъявления граждан с актами органов, предоставляющих обеспечение;

Невозможность определения состава юридических фактов по соглашению сторон;

Возникновение и прекращение отдельных видов обеспечения в точно установленный правовыми нормами срок; [25]

В способах определения содержания правоотношений:

Определение прав и обязанностей участников правоотношений, как правило, непосредственно правовыми нормами, а не соглашением сторон;

Невозможность изменить содержание правоотношений по соглашению их участников;

В способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей:

Применение санкций имущественного характера только к гражданам;

Полное возмещение причиненного гражданам имущественного вреда;

Отсутствие репрессивной функции санкций, применяемых к гражданам, причинившим имущественный ущерб;

Возможность применения имущественных санкций к гражданам при отсутствии имущественного вреда; 50 наличие своеобразных санкций при предоставлении некоторых видов обеспечения;

Внесудебный и судебный порядки разрешение споров;

В приемах и способах правового регулирования:

Сочетание централизованного, регионального, муниципального и локального типов нормативно-правового регулирования общественных отношений;

Преобладание дозволения и управомочивающих норм, адресованных гражданам;

Наличие рекомендательных норм, адресованных органам, предоставляющим обеспечение;

Наличье льготных режимов обеспечения;

Наличие обязывающих норм, адресованных преимущественно органам, предоставляющим обеспечение;

Органичность применения запрещения [17].
2.2 Отличие методов права социального обеспечения от других
Отличие методов права социального обеспечения от других в том, что в научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования в отличии других отраслей права. Один из них называется авторитарным (императивный метод), а другой – методом автономии (диспозитивный метод). Авторитарный метод (императивный) – это такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам правоотношений предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения, при этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данного нормативного права. Императивный метод широко применяется в тех отраслях, характерной особенностью которых является то, что одной из сторон в возникающих правоотношениях является государственный орган либо другой, уполномоченный государством орган.



Суть другого метода правового регулирования – метода автономии, или диспозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Данный метод регулирования применяется главным образом в таких отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений выступают как равноправные субъекты.

Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права. В то же время они не могут в полной мере учитывать специфику общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (то есть предмета отрасли) [7].

Если говорить о диспозитивном методе в регулировании социально-обеспечительных отношений, то кроме локальных форм социального обеспечения его использование крайне ограничено и имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них – гражданину. Это касается его волеизъявления о реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.

Специфика социально-обеспечительных отношений находит свое отражение и в таком способе их правового регулирования как сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным (муниципальным). Конституция Российской Федерации (статья 72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы и иные нормативные акты субъектов федерации. Это означает, что правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется также актами субъектов Российской Федерации. Управление собственностью субъекта федерации предполагает также финансирование за счет его средств и дополнительных мер социальной защиты населения, в том числе и в порядке социального обеспечения на основании региональных программ. Следовательно, граждане, проживающие на территории того или иного субъекта Российской Федерации, могут наделяться дополнительными правами, реализуемыми уже за счет собственных источников данного субъекта. В этом случае возникающие правоотношения по своему характеру также являются распределительными, однако нормирование меры потребления осуществляется на уровне субъекта федерации [8].


Как уже выше говорилось, в связи с принятием Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-Федеральный Закон с 1 января 2005 года. существенно возросла роль субъектов федерации в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, поскольку к их полномочиям теперь отнесено регулирование целого ряда отношений, которые прежде регулировались нормами федерального законодательства (по установлению пособий на детей, по социальному обслуживанию инвалидов и пожилых граждан в учреждениях социального обслуживания и так далее.).

Сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием характерно не только для социально-обеспечительных отношений. Аналогичный правовой режим в силу статья. 72 Конституции Российской Федерации охватывает общественные отношения, регулируемые и некоторыми другими отраслями права (трудовым, жилищным, административным и другими.). Поэтому есть все основания для признания данного способа регулирования как межотраслевого.

Муниципальное регулирование отношений по социальной защите населения – еще одно звено в правовом регулировании, дополняющее централизованное и региональное. Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений путем закрепления их на всех указанных выше уровнях – это, очевидно, новый прием правового регулирования, обусловленный конституционным разграничением компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, а самое главное – разграничением собственности [9].

В условиях рыночной экономики все более очевидной становится необходимость использования наряду с традиционными и новых способов воздействия на общественные отношения. К их числу следует отнести новые для системы права источники, признаваемые государством в качестве таковых, - социально-партнерские соглашения. Их регулятивное значение велико как для трудового права, так и права социального обеспечения. Они закрепляют соответствующие условия труда и социального обеспечения работников на федеральном, региональном уровнях, на уровне отрасли (нескольких отраслей), конкретной организации, устанавливая коллективно-договорным способом более высокий уровень таких условий и гарантируя его средствами работодателей.


Наряду с межотраслевыми приемами регулирования рассматриваемых отношений в методе права социального обеспечения присутствуют также способы воздействия на эти отношения, отражающие собственную специфику данной отрасли. Такая специфика обнаруживается, прежде всего, в характере оснований возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных отношений. Она выражается в том, что, во-первых, к этим основаниям относятся специфические юридические факты. Это, как правило, такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли человека. Именно поэтому законодатель называет их социальными рисками. К ним относятся: бедность, временная нетрудоспособность, инвалидность, производственная травма, профессиональное заболевание, старость, безработица, рождение человека и др. Особыми основаниями возникновения отношений законодатель признает материнство, отцовство и детство [10].

Отраслевая специфика правового регулирования проявляется также в характере правового положения субъектов правоотношения: с одной стороны, законодатель не наделил их равенством, а с другой – не ввел для них элементов подчиненности.

Кроме того, если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны с правами и обязанностями другой, то выявляется, что имущественные права граждан в этих отношениях носят абсолютный характер, а их обязанности – это в основном обязанности процедурного или процессуального характера (обратиться за получением того или иного вида социального обеспечения в установленном порядке, представить необходимые документы и так далее.). Обязывающие нормы адресуются другой стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязательства.

Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.