Файл: Практическое задание 2 Роль знаний в познании окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 2

Роль знаний в познании окружающего мира
Изучите методический материал и ответьте на вопросы:


1. Согласны ли вы, что значение информативной функции в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире?


2. Согласны ли вы, что влияние на ребенка эмоциогенной функции означает, что ребенок проявляет интерес к изучаемому объекту?

3.Проанализируйте круг знаний о социальной действительности, очерченный в разных программах (АООП ДО), с точки зрения информативности этих знаний для детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии?

4. Какова регуляторная функция знаний, ее характеристика.


5.Каковы принципы, которыми следует руководствоваться при отборе содержания для ознакомления детей с окружающим миром?


6.Следует ли при ознакомлении с окружающим миром учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья?

7. Каковы требования к выбору коррекционно-образовательных программ по ознакомлению с окружающим миром для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-исследовательское задание: составить схему направлений ознакомления детей с ОВЗ дошкольного возраста с окружающим миром (по одному из нарушений). В схеме должны быть отражены определенные типы свойств и связей для данной области действительности, отражающие специфику каждого направления.

Литература:

  1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5–7 лет. – М., 2006.

  2. . Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Для работы с детьми 4-5 лет / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 359 c.

  3. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. – М. : «Прометей», 2011.

  4. Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 2. С. 23-27.


Методические материалы

Наша жизнь – это и есть познание в чистом виде, ведь родившись и до последнего вздоха, человек постоянно делает для себя открытия. Познание окружающего мира в действительности - это отображение этого мира в нашем сознании. Но исследование самого себя также представляет некий процесс познания, не менее глобальный, чем познание мира.


Субъектом или познающим лицом, всегда является человек, как индивидуум, либо общество в целом. Однако полноценное познание окружающего мира человеком невозможно без нахождения в обществе.

Подходы к познанию.

Способы познания окружающего мира изучает наука гносеология. Существует два основных подхода к изучению и познанию мира:

Гностицизм – это «оптимистичное» виденье мира, так как приверженцы этой точки зрения настаивают на том, что человеческий потенциал неисчерпаем и человек может постичь и познать все тонкости мироздания. Поклонниками гностицизма являются материалисты.

Агностицизм – агностики говорят противоположное: либо мир непознаваем, либо человек не обладает должным потенциалом для познания всего мира. В числе агностиков обычно идеалисты. На их взгляд познавательные возможности человеческого разума очень ограничены, и мы можем познать только внешнюю оболочку предметов, никогда не заглянув внутрь.

Объем знаний детей об окружающем мире представлен в образовательных программах. Программный материал всегда отбирался, прежде всего, с учётом возрастных возможностей и интересов детей. Во всех возрастных группах детей, как правило, знакомят со свойствами и качествами предметов, их назначением, изготовлением; с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых и с природным миром. Знание предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка, а развитие игры и общения, формирование поведения и отношения ребенка к окружающему связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде, деятельности взрослых.

Впервые программу по ознакомлению с окружающим миром создал чешский педагог Я. А. Коменский в научном труде «Материнская школа». Своими рекомендациями в «Материнской школе» Я. А. Коменский хотел помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно и разумно поставить вопрос о воспитании деятельных, трудолюбивых членов общества. На первый план Я. А. Коменский выдвигает те знания, которые мы обозначаем термином «естествознание». Это физика, оптика, астрономия и география. Конечно, они ограничиваются чисто эмпирическими представлениями о предметах и явлениях природы и должны быть доступны детям. Ян Амoс Коменский говорил: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».


Для гуманитарных знаний Я. А. Коменский выдвигал такие науки как хронология, история, экономика, политика. Под хронологией понимается ознакомление с единицами для измерения времени: час, день, неделя, месяц, год и т. д., понятия вчера, завтра. Можно не сомневаться, что детям доступны представления о событиях, имевших место год, два назад, таким образом, ученый раскрывает перед детьми содержание истории. Кроме того, Я. А. Коменский рекомендует знакомить детей и с геометрией, музыкой. К вопросам воспитания нравственного достоинства человека были сформулированы требования по отношению к другим людям, к самому себе .

Таким образом, приобщая детей к знаниям об окружающем мире, закладываются первые основы научного образования.

Инструменты познания.

Методы познания окружающего мира передаются из поколения в поколения в виде книг, карт, рисунков, схем и открытие одного человека никогда не является его личным достоянием на 100 %. Он – сын своего времени и черпал знания из источников предков. Открытие никогда не появляется само по себе не из чего.

Главный инструмент для познавательной деятельности – это практика.

Практика – это целенаправленное действие человека по преобразованию окружающего мира. Практическое познание происходит с вовлечением интуиции, логики, чувств и рационального мышления.

Все-таки, гностика, а не агностика является основой познания. Ведь если бы было наоборот, человечество бы не узнало и половину того, что знает. Вот следующие принципы гностики и воздействуют на человека:

– диалектизм позволяет подойти к вопросу с точки зрения развития человечества и использовать законы, теории, принципы;

– история – позволяет взглянуть на вопрос с высоты исторического опыта, в процессе развития;

– познаваемость – это главный принцип без которого познание невозможно, ибо он представляет собой саму позицию того, что мир познать возможно;

– объективизм – это возможность видеть предмет бесстрашно, вне зависимости от воли и чувств, таким, каким он есть в реальном мире;

– творчество – умение художественного отображения реального мира;

– конкретика – возможность рассматривать проблему индивидуально, ограждено.

Чувственное познание.

Совершенно иным и непохожим на мышление является процесс познания окружающего мира с помощью сенсорных чувств. Мы не можем познать законы мироздания с помощью носа или ушей, однако именно наши органы осязания дают нам возможность отражать наружные качества мира.


Каждый сенсорный орган отвечает и воспринимает по отдельности, но мозг дает целостную картинку. Более того, благодаря этому, мы имеем возможность не чувствуя сейчас, в будущем воспроизвести те былые чувства.

Однако на одну и ту же вещь, обладая теми же сенсорными органами, мы смотрим по-разному. Художник, увидев стог сена, восхитится тонами и красками, ароматом, мягкостью, вдохновившись, тут же возьмется за кисть, а сельский мужик вмиг прикинет, насколько хватит скоту этого сена. Все зависит от нашего восприятия мира.

Кроме того, мы познаем и чувствуем то, чего на данный момент перед нами нет. Именно на познании и умении воспроизводить, и строятся человеческие ассоциации.

В теории познания, в основе лежат психологические исследования психических процессов, протекающих в мозгу познающего субъекта.

Познание-совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Познание-процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности- человек- исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

Познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто».

Познание – высшая форма отражения, раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов.

В общей психологии, изучающей наиболее общие закономерности, теоретические и практические принципы
, методы, основные понятия и категориальный строй психологии, на первом месте стоит задача изучения познавательных форм и процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления. Общая психология изучает также психические состояния, имеющие прямое отношение к познанию, такие, как сомнение, уверенность, настроения, аффекты. Все названные дисциплины (или разделы) психологической науки нацелены на исследование познавательной деятельности человека. Они касаются взаимоотношений индивидуальной или коллективной психики людей с внешней средой, рассмотрения психологических явлений как результата воздействий внешних факторов на центральную нервную систему, изменения поведения или состояния человека под влиянием многообразных внешних и внутренних факторов. Философская же теория познания исследует во многом те же явления познавательной деятельности, но в другом ракурсе - в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины.

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Познание подразделяется на несколько видов: Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом.

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания – инженер или промышленный управляющий. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием.

В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.