Файл: Анализ различных трактовок понятия, признаков и функций цифровых финансов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет"
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
По дисциплине "Цифровые финансы"
Тема: Анализ различных трактовок понятия, признаков и функций цифровых финансов.
Исполнитель: студент 2 курса
Каримов Абдурашид Абдухаким угли
Направление: Финансы и кредит
Группа ИДО ЗБ ФК-20 Узб
Ташкент 2022
СОДЕРЖАНИЕ
введение
1. Финансовое оздоровление как основная мера по предупреждению несостоятельности коммерческого банка
2.Цифровая трансформация и её влияние на отдельные отрасли
3.Анализ инструментов денежно-кредитной политики в условиях
цифровой экономики
4. Использованная литература
5. Заключение
Введение
Применение финансового оздоровления обосновывается необходимостью поддержания стабильности национальной банковской системы. В данной работе рассмотрена сущность банкротства и основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности кредитной организации. Выявлены позитивные и негативные последствия использования финансового оздоровления в банковской системе. Особое внимание обращается на принципы и источники финансовой поддержки, применяемые
для предупреждения несостоятельности банка. В статье рассмотрена цифровизация экономики, определены направления, возможные методы
внедрения, а так же рассмотрен кумулятивный эффект технологий на развитие экономики в целом.
В контексте развития цифровой экономики в банковской сфере, большее значение необходимо
уделить пониманию кредитно-денежной политики Банка России, на основе которой внедряются необходимые инновации. В статье представлен анализ основных инструментов денежно-кредитной политики
РФ: оценка динамики ключевой ставки, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке в
России
-
Финансовое оздоровление как основная мера по предупреждению несостоятельности коммерческого банка
Исследование проблем устойчивости банковской системы приобретает особую актуальность по
причине совершенствования системы мер банковского регулирования, а также методов управления
устойчивостью коммерческих банков. Формирование и развитие стабильной банковской системы предусматривает комплекс мероприятий по предупреждению несостоятельности банковских учреждений. При
этом первостепенной мерой является финансовое оздоровление кредитно-финансовой организации с
целью повышения её финансовой устойчивости и платежеспособности, что, в свою очередь, способствует росту доверия партнёров и клиентов банка.
Одной из основных функций банковского надзора и регулирования является предупреждение
банкротства. Согласно статье 189.8. Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, или стоимость имущества кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей
[1].
Стоит отметить, что производство процедуры банкротства для банков имеет ряд особенностей, а
потому требует особого внимания и специальной законодательной базы, которая поможет урегулировать вопрос на каждом этапе. В Украине нет конкретного закона, который бы регулировал процедуру
банкротства отдельно банковских учреждений. Однако действует Закон Украины «О восстановлении
платежеспособности должника или признании его банкротом», что относится ко всем предприятиям,
учреждениям и организациям.
Согласно статье 1 Закона Украины от 14.05.1992 № 2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», под банкротством понимается признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить денежные требования кредиторов не иначе как через применение
ликвидационной процедуры [2].
11
Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации в
России согласно статье 189.10. являются:
1) если кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних 6 месяцев требования кредиторов по денежным обязательствам и не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или
недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения или даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
3) если кредитная организация допускает абсолютное снижение величины собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на
20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
4) если кредитная организация нарушает любой из нормативов достаточности собственных
средств банка, установленный Банком России;
5) если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
6) если кредитная организация допускает уменьшение величины собственных средств по итогам
отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала [1].
Банкротство является значимым естественным способом увеличения экономической эффективности государства, который способствует её структурной перестройке. В случае прекращения деятельности коммерческого банка, результатом банкротства может стать получение убытков его кредиторами,
собственниками, а также третьими лицами.
По этой причине в банковской сфере применяются мероприятия финансового оздоровления,
имеющие ряд преимуществ по сравнению с отзывом лицензии на банковскую деятельность и прекращением деятельности финансово-кредитной организации:
1) снижение угрозы банковской паники (отток депозитов и вкладов, который вызван прекращением деятельности банка, может повлиять на структуру активов коммерческих банков, а также на уровень экономической активности в государстве);
2) сокращение издержек клиентов (при финансовой несостоятельности банка стоимость его активов чаще всего, меньше стоимости обязательств, а для покрытия убытков собственного капитала банка недостаточно);
3) устойчивое функционирование системы страхования вкладов (несмотря на устойчивость системы страхования, для выплаты страховой компенсации вкладчикам в период частого отзыва лицензий
денежных средств фонда может быть недостаточно);
4) сохранение стоимости активов (при сохранении функционирования банка увеличивается вероятность сохранения стоимости его социального капитала, вследствие этого расширяются возможности
по выплате долгов и исполнению обязательств банковского учреждения) [4].
Кроме положительных последствий, также можно выделить ряд негативных последствий использования финансового оздоровления в банковской системе:
1) снижение ответственности (финансовое оздоровление сокращает стимулы для ответственного
поведения у клиентов и управления коммерческого банка);
2) финансовые потери бюджета и центрального банка страны (практика финансового оздоровления является рациональной, в случае если общественные выгоды преобладают над финансовыми потерями страны);
3) снижение качества банковского надзора (применение финансового оздоровления не стимулирует увеличение ответственности регулятора и не приводит к улучшению системы банковского надзора);
4) снижение конкуренции (вследствие укрупнения отдельных банков за счет поглощения финансово-кредитных организаций в процессе финансового оздоровления усиливается рыночная концентрация, что не способствует сбалансированному развитию банковской системы) [4].
Исходя из вышеперечисленных последствий, использование мероприятий финансового оздоровления имеет свои преимущества и недостатки.
Финансовое оздоровление в Российской Федерации предусматривает проведение следующих
мероприятий:
12
осуществление оценки финансового состояния кредитной организации, а также глубокий
анализ проблемных активов;
покупка акций банка в том количестве, которое позволяет определять решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания его акционеров;
предоставление финансовой помощи инвестору в виде займа с возможностью предоставления обеспечения в виде залога имущества;
реорганизация банковского учреждения в виде процедуры присоединения.
Основными направлениями финансового оздоровления банковских учреждений в Украине могут
быть:
финансовая помощь от акционеров (участников) банка или других лиц, в частности: дополнительные взносы учредителей, дополнительная эмиссия акций, размещение средств на депозиты на
значительный срок (не менее года) под невысокие проценты - 1/2 (2/3) от учетной ставки Национального
банка Украины, отказ от дивидендов, предоставление гарантий и поручительств и т.д.;
изменение структуры активов и пассивов банка: продажа части активов, улучшение качества кредитного портфеля, увеличение собственных средств, снижение удельного веса краткосрочных
обязательств и повышение долгосрочных, снижение уровня риска отдельных операций и т.д.;
совершенствование организационной структуры и управления банком [2].
Ключевыми источниками финансовой поддержки являются средства Центрального банка Российской Федерации или имущественный взнос Российской Федерации в Агентство по страхованию
вкладов (статья 50 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации») [3].
Например, к банкам, которые потеряли свою платежеспособность из-за резкого изменения ситуации на финансовых рынках или рискованной кредитной политики и относятся к числу санируемых,
можно отнести «Банк Москвы» и «Мособлбанк». Во всех текущих проектах по финансовому оздоровлению Агентство привлекает крупные универсальные банки в качестве частных инвесторов (такие как:
группа ВТБ, Холдинг «Открытие», БИНБАНК).
Однако участие Агентства в предупреждении банкротства банка основывается на следующих
принципах:
1) принцип рыночной направленности (заключается в том, что помощь оказывается банкам как
экономическим субъектам, предоставляющим населению и реальному сектору экономики банковские
услуги);
2) принцип избирательного воздействия (в соответствии с данным принципом помощь оказывается только тем банкам, которые имеют большую экономическую и социальную значимость для страны
или для отдельного региона);
3) принцип определения экономической целесообразности вмешательства (активные действия
государства возможны, когда банкротство банка обойдется обществу дороже, чем попытка его оздоровления) [5].
Санация банка предусматривает проведение таких мер:
предоставление финансовой помощи кредитной организации;
корректирование структуры активов и пассивов;