Файл: Анализ различных трактовок понятия, признаков и функций цифровых финансов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет"

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

По дисциплине "Цифровые финансы"

Тема: Анализ различных трактовок понятия, признаков и функций цифровых финансов.
Исполнитель: студент 2 курса

Каримов Абдурашид Абдухаким угли

Направление: Финансы и кредит

Группа ИДО ЗБ ФК-20 Узб

Ташкент 2022

СОДЕРЖАНИЕ

введение

1. Финансовое оздоровление как основная мера по предупреждению несостоятельности коммерческого банка

2.Цифровая трансформация и её влияние на отдельные отрасли

3.Анализ инструментов денежно-кредитной политики в условиях

цифровой экономики

4. Использованная литература

5. Заключение

Введение

Применение финансового оздоровления обосновывается необходимостью поддержания стабильности национальной банковской системы. В данной работе рассмотрена сущность банкротства и основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности кредитной организации. Выявлены позитивные и негативные последствия использования финансового оздоровления в банковской системе. Особое внимание обращается на принципы и источники финансовой поддержки, применяемые

для предупреждения несостоятельности банка. В статье рассмотрена цифровизация экономики, определены направления, возможные методы

внедрения, а так же рассмотрен кумулятивный эффект технологий на развитие экономики в целом.

В контексте развития цифровой экономики в банковской сфере, большее значение необходимо

уделить пониманию кредитно-денежной политики Банка России, на основе которой внедряются необходимые инновации. В статье представлен анализ основных инструментов денежно-кредитной политики

РФ: оценка динамики ключевой ставки, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке в

России

  1. Финансовое оздоровление как основная мера по предупреждению несостоятельности коммерческого банка


Исследование проблем устойчивости банковской системы приобретает особую актуальность по

причине совершенствования системы мер банковского регулирования, а также методов управления

устойчивостью коммерческих банков. Формирование и развитие стабильной банковской системы предусматривает комплекс мероприятий по предупреждению несостоятельности банковских учреждений. При

этом первостепенной мерой является финансовое оздоровление кредитно-финансовой организации с

целью повышения её финансовой устойчивости и платежеспособности, что, в свою очередь, способствует росту доверия партнёров и клиентов банка.

Одной из основных функций банковского надзора и регулирования является предупреждение

банкротства. Согласно статье 189.8. Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, или стоимость имущества кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей

[1].

Стоит отметить, что производство процедуры банкротства для банков имеет ряд особенностей, а

потому требует особого внимания и специальной законодательной базы, которая поможет урегулировать вопрос на каждом этапе. В Украине нет конкретного закона, который бы регулировал процедуру

банкротства отдельно банковских учреждений. Однако действует Закон Украины «О восстановлении

платежеспособности должника или признании его банкротом», что относится ко всем предприятиям,

учреждениям и организациям.

Согласно статье 1 Закона Украины от 14.05.1992 № 2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», под банкротством понимается признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить денежные требования кредиторов не иначе как через применение

ликвидационной процедуры [2].

11

Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации в

России согласно статье 189.10. являются:

1) если кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних 6 месяцев требования кредиторов по денежным обязательствам и не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или


недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения или даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

3) если кредитная организация допускает абсолютное снижение величины собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на

20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

4) если кредитная организация нарушает любой из нормативов достаточности собственных

средств банка, установленный Банком России;

5) если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;

6) если кредитная организация допускает уменьшение величины собственных средств по итогам

отчетного месяца до уровня ниже размера уставного капитала [1].

Банкротство является значимым естественным способом увеличения экономической эффективности государства, который способствует её структурной перестройке. В случае прекращения деятельности коммерческого банка, результатом банкротства может стать получение убытков его кредиторами,

собственниками, а также третьими лицами.

По этой причине в банковской сфере применяются мероприятия финансового оздоровления,

имеющие ряд преимуществ по сравнению с отзывом лицензии на банковскую деятельность и прекращением деятельности финансово-кредитной организации:

1) снижение угрозы банковской паники (отток депозитов и вкладов, который вызван прекращением деятельности банка, может повлиять на структуру активов коммерческих банков, а также на уровень экономической активности в государстве);

2) сокращение издержек клиентов (при финансовой несостоятельности банка стоимость его активов чаще всего, меньше стоимости обязательств, а для покрытия убытков собственного капитала банка недостаточно);

3) устойчивое функционирование системы страхования вкладов (несмотря на устойчивость системы страхования, для выплаты страховой компенсации вкладчикам в период частого отзыва лицензий


денежных средств фонда может быть недостаточно);

4) сохранение стоимости активов (при сохранении функционирования банка увеличивается вероятность сохранения стоимости его социального капитала, вследствие этого расширяются возможности

по выплате долгов и исполнению обязательств банковского учреждения) [4].

Кроме положительных последствий, также можно выделить ряд негативных последствий использования финансового оздоровления в банковской системе:

1) снижение ответственности (финансовое оздоровление сокращает стимулы для ответственного

поведения у клиентов и управления коммерческого банка);

2) финансовые потери бюджета и центрального банка страны (практика финансового оздоровления является рациональной, в случае если общественные выгоды преобладают над финансовыми потерями страны);

3) снижение качества банковского надзора (применение финансового оздоровления не стимулирует увеличение ответственности регулятора и не приводит к улучшению системы банковского надзора);

4) снижение конкуренции (вследствие укрупнения отдельных банков за счет поглощения финансово-кредитных организаций в процессе финансового оздоровления усиливается рыночная концентрация, что не способствует сбалансированному развитию банковской системы) [4].

Исходя из вышеперечисленных последствий, использование мероприятий финансового оздоровления имеет свои преимущества и недостатки.

Финансовое оздоровление в Российской Федерации предусматривает проведение следующих

мероприятий:

12

осуществление оценки финансового состояния кредитной организации, а также глубокий

анализ проблемных активов;

покупка акций банка в том количестве, которое позволяет определять решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания его акционеров;

предоставление финансовой помощи инвестору в виде займа с возможностью предоставления обеспечения в виде залога имущества;

реорганизация банковского учреждения в виде процедуры присоединения.

Основными направлениями финансового оздоровления банковских учреждений в Украине могут

быть:

финансовая помощь от акционеров (участников) банка или других лиц, в частности: дополнительные взносы учредителей, дополнительная эмиссия акций, размещение средств на депозиты на


значительный срок (не менее года) под невысокие проценты - 1/2 (2/3) от учетной ставки Национального

банка Украины, отказ от дивидендов, предоставление гарантий и поручительств и т.д.;

изменение структуры активов и пассивов банка: продажа части активов, улучшение качества кредитного портфеля, увеличение собственных средств, снижение удельного веса краткосрочных

обязательств и повышение долгосрочных, снижение уровня риска отдельных операций и т.д.;

совершенствование организационной структуры и управления банком [2].

Ключевыми источниками финансовой поддержки являются средства Центрального банка Российской Федерации или имущественный взнос Российской Федерации в Агентство по страхованию

вкладов (статья 50 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской

Федерации») [3].

Например, к банкам, которые потеряли свою платежеспособность из-за резкого изменения ситуации на финансовых рынках или рискованной кредитной политики и относятся к числу санируемых,

можно отнести «Банк Москвы» и «Мособлбанк». Во всех текущих проектах по финансовому оздоровлению Агентство привлекает крупные универсальные банки в качестве частных инвесторов (такие как:

группа ВТБ, Холдинг «Открытие», БИНБАНК).

Однако участие Агентства в предупреждении банкротства банка основывается на следующих

принципах:

1) принцип рыночной направленности (заключается в том, что помощь оказывается банкам как

экономическим субъектам, предоставляющим населению и реальному сектору экономики банковские

услуги);

2) принцип избирательного воздействия (в соответствии с данным принципом помощь оказывается только тем банкам, которые имеют большую экономическую и социальную значимость для страны

или для отдельного региона);

3) принцип определения экономической целесообразности вмешательства (активные действия

государства возможны, когда банкротство банка обойдется обществу дороже, чем попытка его оздоровления) [5].

Санация банка предусматривает проведение таких мер:

предоставление финансовой помощи кредитной организации;

корректирование структуры активов и пассивов;