Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы школы с семьей, которые в школьной педагогике принято считать традиционными.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к школе. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении также используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в школьном учреждении и дома.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание школы;

- Педагогический совет с участием родителей;

- Родительская конференция;

- Тематические консультации;

- Групповые собрания родителей.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», вечер взаимодействия «Как мы весну встречали». Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в классе, сблизить участников педагогического процесса. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для учителя.


Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в школе в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях школьного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность учителя.
Группа традиционных информационно-ознакомительных форм.

Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня , расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Главное — содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
Информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого ученика, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Задание 6. Опишите основные индивидуально-типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Каждый учитель уделяет внимание различиям, которые существуют между мальчиками и девочками. Эти различия стоит рассматривать на пяти уровнях: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне коммуникаций.


Различия на генетическом уровне.
У мальчиков доминирует правое полушарие. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, абстрактное мышление. Преобладает также оперативная память и фантазирование. У девочек более развито левое полушарие. Оно отвечает за регуляцию речи, письма и счёта, интуитивную ориентацию в пространстве, развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Доминирует долговременная память.
Различия на физическом уровне.
У мальчиков большая масса тела и большая физическая села, они быстрее развивают моторику. У девочек меньшая масса, но большая грация, гибкость и подвижность. Девочки быстро развивают точность координацию движений, аккуратны и осторожны, у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Необходимо отметить, что мальчики поступают в начальную школу физиологически менее зрелыми, чем девочки.
Различия на когнитивном уровне.
На успех в школе определённое влияние оказывает пол учащихся. Превосходство девочек над мальчиками в вербальных навыках, тогда как мальчики достигают больших результатов в вычислениях и оперировании пространственными представлениями.
У мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала, склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Наблюдается тяга к спорам, дискуссиям, азартность. Высокая скорость концентрация внимания. У девочек доминирует количественный подход к изучению учебного материала, им свойственна чёткость анализа, склонны к алгоритму, шаблону, им также присуща интуиция и предусмотрительность, аналитический подход, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе. Скорость концентрации, в отличие от мальчиков, ниже.
Различия на психологическом уровне.
На поведение детей влияют разные социальные ожидания в отношении мальчиков и девочек. Девочки, которые в период среднего детства отличаются уравновешенностью в себе и обладают сильным чувством личностной идентичности, в отрочестве и юности сталкиваются с серьёзными препятствиями в своём интеллектуальном развитии. У мальчиков быстрая реакция на воздействие окружающей среды, лёгкая адаптация к ней. Они с трудом переносят стресс. У девочек же адаптация к среде проходит через переживание, эмоциональный срыв. Но они легче переносят стрессовые ситуации через переключение на другие эмоции или слёзы. Полагаются больше на интуицию. Обладают хорошим объёмом кратковременной памяти и хорошим словарным запасом. Внимание развито достаточно хорошо .

Коммуникативный компонент.
Мальчики агрессивны, часто проявляют твёрдость и суровость, постоянны в дружбе, более решительны в своих действиях, любят риск; наблюдается резкое чередование активности и пассивности. Для поведения мальчиков младшего школьного возраста характерны более сложные отношения с окружающими их людьми, в школе и дома. Девочки сострадательны, часто проявляют нежность и заботу. Склонны к переменам и разнообразию в общении. Мальчики позднее начинают ориентироваться в сфере человеческих отношений.
С учителем отношения у мальчиков бывают напряжённые уже в начальной школе: их чаще ругают, наказывают - применяют такие педагогические воздействия, которые вызывают отрицательные эмоциональные реакции.
Более быстрое развитие правого полушария вызывает у мальчиков проявление непроизвольных интуитивных реакций, повышенную агрессивность в поведении. Это способствует нарушению эмоционально-доверительного контакта мальчиков с учителями уже в первые годы учёбы в школе, накладывает отпечаток и на последующие.
Таким образом, каждый учитель уделяет внимание таким различиям на таких уровнях как: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне-общения.
Рекомендации по организации учебного и воспитательного процесса с учетом гендерных особенностей детей
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, a мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.
Рекомендации учителю по организации процесса обучения для мальчиков:
Старайтесь давать задания мальчикам в школе и в быту, включая в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Ругая мальчика, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, потому что он не может удерживать эмоциональное напряжение.
Мальчики медленнее включаются в работу на уроке, пик активности приходится на середину урока.
Мальчики мало реагируют на эмоциональную окраску, для них необходима спокойная деловая обстановка в классе.
Важно, чтобы тематика материала урока соответствовала мужскому архетипу, необходимо использовать гендерноориентировaнные тексты.

Мальчикам более характерна высокая активность умственной работы, поэтому учитель должен иметь запас дополнительных разноуровневых заданий по изучаемой теме; необходимо тщательнее продумывать хронометраж урока.
Для мальчиков необходима работа на уроке в режиме поисковой активности, обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации, они быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные; хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов.
Рекомендации учителю по организации процесса обучения для девочек:
С девочками нужно до начала работы разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, a не только по заранее известным схемам подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Девочки могут капризничать без причины или по незначительным поводам из-за усталости.
У девочек короче период врабатываемости, пик активности приходится на начало и конец урока. Для повышения работоспособности на уроке для них важен комфортный температурный режим.
Девочки по своей природе не выдерживают быстрый темп; им необходим более неспешный размеренный ритм урока, подачи нового материала.
Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в понятную схему; им трудно даются полные ответы.
Для девочек значимо большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями.
Девочки любят слушать, для них вaжен образ, прикладное начало; они большеопираются на механическое запоминание, всегда учат правила.
Для них значимо писать красиво, аккуратно, но подчас за красотой и аккуратностью кроется потеря смысла задания.
На уроках рекомендуется чаще использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь. Соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить.
Девочкам важна эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы. Очень значима оценка со стороны коллектива сверстниц и учителей.
Таким образом, мальчики и девочки — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, a значит, неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.


Пермь - 2022