ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемы:
-
Дальнейшая разработка теорий источниковедения. Вопросы методологии, понятие исторического источника; -
Расширение источниковой базы, введение в научный оборот тех источников, находившиеся ранее на периферии источниковедческой базы (памятники религиозного и духовного творчества, аудиовизуальные памятники); -
Разработка методики отдельных групп, отдельных комплексов источников; -
Интеграция источниковедения и др. гуманитарных и социальных дисциплин (социальная психология, методология); -
Изучение истории источниковедения; -
Критика направления «фолькхистори» (сенсационные открытия, которые не находят подтверждения в источниках – (Фоменко, Мулдашев, Суворов, Радзинский)).
Повествовательные
-
«Повесть временных лет». -
Русское летописание 12-13 вв. -
Литературно публицистические произведения 11-17 вв. как исторический источник.
Начальный этап древнерусской истории имеет очень скупой свод источников. Надпись гарауща – древнейший источник (первая половина 10 века). После принятия христианства происходит распространение письменности, культуры, с 11 в. кол-во письменных источников увеличивается. Появляются литературные источники, сначала переводные, а затем и оригинальные. Складывается светская литература. Но междоусобицы, набеги различные оставили довольно мало источников: «Мы имеем лишь остатки древней истории». На Руси, по подсчётам некоторых историков, в 11-13 вв. имело хождение около 30 тысяч книг, до нас лишь дошло лишь 300 книг (1%).
Из древнерусской литературы для нас большое значение представляют летописи – исторические повествования, расположенные по годам. Эти записи дискретны, отрывочны. Появляется термин летописец – это человек, ведущий летопись, а с др. стороны это небольшой свод. Все летописи писались от руки. Летописец мог выступать и как переписчик, мог выступать и как компилятор – обобщал несколько трудов, мог выступать как автор, а также в качестве редактора. Таким образом, его роль многогранна. До нас дошло 1,5 тысячи списков летописных сводов. Древнейший список – летописец патриарха Никифора, дошёл до нас в «Новгородской кормчей книге». «Полное собрание русских летописей» (ПСРЛ). Издаваться начался ещё с середины 19 века.
Наиболее ранним летописным сводом, дошедшим до нас, стала «Повесть временных лет» («Повесть прошедших лет»).
Списки – это тексты, с небольшими грамматическими разночтениями.
Извод – это тексты, отличающиеся др. от др. нецеленаправленной обработкой.
Редакция – это целенаправленно переработанные тексты.
"Повесть временных лет" охватывает события от сотворения мира и до 20-х гг. 12 в. Ею начинались многие летописные своды. Автором её считают монаха Киево-Печерского монастыря - Нестора. До нас сохранились две редакции «Повести» - Лаврентьевская и Ипатьевская.
Лаврентьевская редакция – представлена несколькими списками. Собственно лаврентьевским, кенигсбергским. Своим название обязана монах Лаврентию, переписавшем «Повесть» в 1377 году по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича. Автором редакции называют игумена Выду.. монастыря Сильвестра в 1116 году.
Ипатьевская редакция дошла до нас в пергаментом списке первой половины 15 века. Название по Ипатьевскому монастырю. Автор редакции не известен. Считают, что этот автор создал её в 1118 году.
В основе этих двух редакций лежит оригинал-картограф, написанный непосредственно самим Нестором. Картограф написал в 1113 г. сам Нестор. Изучением «Повести» учёные занимаются более 200 лет. В середине 18 в. – Татищев, Шахматов, Шлёцер, затем Лихачёв, Тихомиров, Черепнин, из последних работ – Кузьмин.
«Повесть временных лет» не является самой древней летописью. Считали, что существовал начальный свод 1093 г., киево-печерский свод 1073 г., новгородский свод – 1050 года и ещё древнее. 1037 год – самая древняя летопись. 996 годов – другие историки, третьи – с 1040 года.
Т.е. на Руси летописание начинается на рубеже 10-11 веков. А «Повесть» обобщила все эти летописи. Она была создана по определённому плану, содержала в себе большое кол-во источников.
Источники «Повести временных лет».
Раннее летописание конца 10-начала 11вв., переводная литература (летописец патриарх Никифоров). 852 г. – опорная дата, поход Руси на Константинополь. В основе также лежат договоры Руси с Константинополем (7в).
«Повести» характерен провентационализм, всё совершается по воле Бога. Летописец стоял на позиции правящего слоя, опирался на ветвь Рюриковичей. В центре внимания летописца жизнь князя, церковных иерархов. О жизни простых людей пишется очень мало. Ипатьевская летопись продолжает летопись до 1253 г. За 300 добавочных лет лишь 7 раз упоминаются смерды. Помимо этого, в летописи видны остатки языческих воззрений.
Суть метода – восхождение от реальных сводов, недошедших до нас летописных сводах. Понимание эсхатологических подходов, создание летописи как книг жизни, предназначенных для времени страшного суда, прослеживается в работе Данилевского («Герменевтические основы изучения летописных сводов» -2004).
Развитие летописания в 12-13 вв.
С распадом Киевской Руси возникают центры местного летописания, Псковский, Галицко-Волынский, Владимиро-Суздальский. Было характерно сосредоточение на нуждах своего княжества.
Новгородское летописание. Существовало в 11-16 вв. Возникло параллельно с Киевским центром. Велось на архиепископской кафедре, в церкви св. Якова. Новгородские летописи нумеруются по числам: 1, 2-ая, всего 5 летописей. Большое значение уделялось вопросам экономики.
Псковское летописание. Велось в 12-16 вв., при канцелярии посадника, а также при соборе св. Троицы. Большое внимание уделяется событиям родной земли.
Владимиро-Суздальское. В 1158 г., в правление Андрея Боголюбского – начало летописных сводов. 1177, 1190 гг. Был создан лицевой свод, украшенный миниатюрами. Свод представлен Лаврентьевской летописью, летописец Переяславля-Суздальского. Монгольское нашествие прерывает летописание.
В конце 13- начале 14 вв. оно возобновляется. 1281 г. – Переяславский свод.
Вторая четверть 14 в. – начало Московского летописания. Это связано с переездом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1326 г.). Первый летописный свод был создан в 1392 г., недошедший до нас. Троицкая летопись 1408 г. – первая летопись, дошедшая до нас.
В начале 15 в. Московское летописание – основное по всей Руси. Летописание становится важным государственным делом.
В 16 и 17 вв. летописание находилось в ведении посольского приказа. Формируются система летописания, цензуирование. В середине 17 в. в Российском государстве существовал записной приказ, задачами которого было ведение летописями. В 16 в. создаются такие своды, как «Воскресенский летописец», «Никоновская летопись». Создаётся многотомный лицевой свод, состоящий из 10 томов. Там было 16 тыс. миниатюр. Летописание активно ведётся весь 16 в. Опричнина Ивана Грозного влияла на это.
В 17 в. отходят от летописания, они исчерпывают себя, как форма исторического сознания, появляются новые формы – повести, сказания, вводящие новые подходы в описании исторических событий. Сумбурская, Строгановская летописи – одни из последних летописей. Появляются исторические труды на рубеже 17-18 вв.
Литературно-публицистические произведения.
Нарративные, повествовательные источники. Помимо летописей, можно отнести повести, сказания, политические трактаты, поучения, жития святых, сказания иностранцев, художественная литература современных авторов жизни. Все эти источники существовали в 11-17 вв. Одни существовали весь этот период, другие только какое-то время. На Руси было создано мало крупных региональных произведений. Наибольшее распространение имели повести, сказания, описывающие жизнь каких-то людей.
11 в. – «Сказание о Борисе и Глебе», «Память и похвала кн. русскому Владимиру».
12 в.- повесть об «Ослепление кн. Василька Ростиславовича», «Слово о полку Игореве».
Борьба с иноземными захватчиками породила множество повестей – «Сказание о Александре Невском», «Сказание о побоище Дмитрия Ивановича», «Задонщина».
С образованием единого централизованного государства увеличивается кол-во повестей – «Сказание о Вавилонском царстве».
Жития святых. Это жизнеописание исторических лиц, канонизированных церковью и причисленных к лику святых. Древнейшие из них – «Житие Феодосия Печерского» (11в), «Житие кн. Ольги», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского» (13 в.), «Житие Сергия Радонежского» (14 в.). В 16 в. митрополитом Макарием создаётся многотомное издание «Великие Четьи-Минеи» в 12 томах. Это большие чтения, жития святых расположены по месяцам. Позднее это издание переиздавалось. Значение – это специфические источники, есть работа Ключевского на этот счёт, он говорит, что они являются хорошим источникам по истории оцерковления, жизни монастырей, но ничего не узнаем о политической жизни.
В конце 14 в. появляется литературный стиль красноглаголанье – высокопарный церковный слог. Жития святых 15-16 вв. теряют своё значение, ближе уже к церковной литературе.
Дидактические произведения, т.е. поучительная литература. Одним из первых произведений – «Поучение Луки Жедята» (сер. 11в). Это новгородский архиепископ, Лука пишет об обязанностях христианина. В начале 12 в. создаётся «Поучение Владимира Мономаха». Он рассказывает о событиях своей жизни, своего рода автобиография. С конца 13, начала 14вв. поучительная литература исчезает. В конце 15 вв. выходит «Домострой» (протопоп Сильвестр), это последние поучительное произведение, учащее как вести хоз-во, как воспитывать детей и т.п. Большое внимание уделяется отношениям между женой и мужем.
Публицистика. Это жанр повествовательной литературы, рассматриваемый современные проблемы общественно-политической жизни. Автор занимал определённую позицию. Исследователь должен учитывать принадлежность авторов. К 11 в. относится «Слово о Законе и Благодати» - митрополит Илларион, Киев. Он восхваляет своего великого князя, объясняет христианские заповеди, сравнивает с иудаизмом.
В начале 13 в. «Слово Даниила заточника» и «Послание Даниила заточника». Автором первого произведения был выходец из торговых слоёв, около г. Каргополя. Он пишет письмо о помиловании новгородскому князю. Здесь идёт рассказ человека о своей жизни, взывает к милости князю, написано в форме афоризмов, притч. Автором 2-ого был выходец из служилого дворянства. Автор, используя предшествующее слово, пишет своеобразное послание Ярославу Всеволодовичу. В обоих произведениях рассказывается о нелёгкой судьбе человека.