Файл: Реферат по дисциплине Экономическая теория Тема Современная налоговая система рф Преподаватель Е. В. Мельникова подпись, дата инициалы, фамилия.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева»
Институт лесных технологий

РЕФЕРАТ
по дисциплине: Экономическая теория
Тема: «Современная налоговая система рф»


Преподаватель ____________ Е.В.Мельникова

подпись, дата инициалы, фамилия

Обучающийся БНСЗ20-01 202264010 __________ ___В.В. Кочкин

номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия


Красноярск 2023

Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновения государства. Роль налогов в жизни государства сложно переоценить. Налоги это то, за счет чего существует институт государства. За счет налогов содержится государственный аппарат, законодательные и контролирующие органы, образование и здравоохранение, обеспечивается обороноспособность страны. Они дают возможность увеличить масштабы производства, расширить специализацию и экономическое содержание внутреннего рынка страны, получить дополнительные доходы за счет создания новых производств путем инвестиций из государственного бюджета, улучшить уровень жизни граждан страны. Для выполнения этих задач создается налоговая система государства.

Каждая страна самостоятельно строит свою налоговую систему, но при этом возможно применение налоговых схем, наработанных в других странах. слепое копирование чужих систем, пусть даже эффективных для других, не может являться гарантом построения гармоничной налоговой системы страны. Обязательно нужно учитывать специфику исторического и социального развития страны, менталитет населения, политическую и экономическую обстановку в стране. Только продуманная налоговая система способна обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства и государства в целом. Допущенные в налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. В конечном итоге, неэффективно функционирующая налоговая система становится тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает всеобщее недовольство налогоплательщиков.


Построение и развитие налоговой системы страны происходят под влиянием различных факторов, в том числе исторических, экономических, политических, социальных, внешнеэкономических и др. В частности, на структуру налоговой системы влияют следующие факторы:

уровень экономического развития (чем более развитым является государство, тем большую долю в доходах бюджета составляют прямые налоги);

общественное экономическое устройство общества. В государстве с рыночной экономикой налоги являются основным рычагом экономического влияния на процессы в обществе. В СССР существовала система планового распределения прибыли предприятий (налог на прибыль не взимался); 3

3) государственное устройство стран (федеративное или уни-тарное государство). В федеративном государстве бюджетная сис-тема представлена федеральным, региональным и местным уров-нями. Так построены налоговые системы США, Германии, России.

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

Целью реферата является рассмотрение современной налоговой системы РФ.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

– проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы; ·

– определить принципы построения налоговой системы;

– кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;

– перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;

– раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.


1. Основные этапы развития налоговой системы РФ
Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991–1992 гг., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. В целях комплексного представления о налоговой системе РФ необходимо рассмотреть основные этапы ее развития.


Первый этап (1992–1996 гг.) – становление налоговой системы РФ. Началось становление налоговой системы РФ с введения в действие с 1 января 1992 г. Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этим Законом были установ-лены основные принципы налогообложения, присущие этапу развития экономики переходного периода.

Следует отметить, что налоговая система РФ была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем (в первую очередь германской).

Данный этап можно охарактеризовать так: реализация налоговой политики обеспечивалась посредством введения значительного числа налогов, высоких налоговых ставок, установления неоправданно высоких штрафных санкций, неограниченных прав контрольных органов и др.

Кроме того, одним из основных недостатков вновь созданной налоговой системы было отсутствие единой нормативно-правовой базы. Налоговые законы имели рамочный характер, т.е. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не являлся нормативным правовым актом прямого действия. Налоговое регулирование осуществлялось не с помощью закона, а с помощью многочисленных подзаконных актов.

В дальнейшем такая политика имела пагубные последствия: несовершенство налогового законодательства, неэффективность налогового контроля, массовое уклонение от налогообложения, развитие теневой экономики, значительное снижение налоговых поступлений в бюджет. Кризисные явления в экономике также негативно отразились на развитии налоговой системы. Как положительный момент можно отметить то, что созданная в столь короткий период налоговая система РФ, несмотря на многочисленные недостатки, стала основой для построения современной российской налоговой системы.

Таким образом, к середине 1990-х гг. назрела необходимость в реформировании налоговой системы.

Второй этап (1996–2000 гг.) – реформирование налоговой системы. С принятием части первой НК РФ в 1999 г. фактически началось формирование новой налоговой системы России.

Однако принятие части первой НК РФ не решило всех проблем, связанных с применением конкретных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью НК РФ, которая была принята в августе 2000 г. и введена в действие 1 января 2001 г. С ее введением сформировалась единая правовая база налогообложения по видам налогов.

Формирование новой налоговой системы РФ продолжалось на протяжении всех последующих лет и до настоящего времени полностью не завершилось.


В связи с этим необходимо выделить третий этап (2001 г. – настоящее время) – завершение налоговой реформы. Суть данного этапа – дальнейшее совершенствование налоговой системы РФ.

В каждой стране налоговые системы находятся в непрерывном процессе совершенствования, они оказывают влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаются к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой.

2. Налоговая система РФ, ее особенности
Прежде чем вести дальнейший разговор о налогах и налоговой системе необходимо определиться с соответствующими терминами:

Налоги – обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоговая система России имеет ряд особенностей, которые необходимо выделить. Учитывая, что принципы и механизмы налогообложения при социалистическом строе были несколько иные, налоговую систему России можно назвать молодой и развивающейся. Как все новое, налоговая система развивается путем проб и ошибок.

Отсюда вытекает некоторые колебания курса развития, свою роль вносит и нестабильность в экономике и политических процессах, происходящих в стране и в мире.

Необдуманность, а так же недостаточно глубокие проработка и научное обоснование отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на практике приводят к постоянному внесению поправок, «отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново».

Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «излишни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.


Еще одной особенностью налоговой системы России является то, что основную долю налоговых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве развитых стран, а налоги с бизнеса. В числе других, многие ученые отмечают такие особенности как:

– общий высокий уровень налогового бремени;

– неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

– сложность и методическая неотработаность законодательных норм и правил исчисления налогов;

– низкая эффективность штрафных санкций;

– необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета;

– отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами (паспортными столами, миграционными службами, ГИБДД), а также между территориальными налоговыми инспекциями.

Несмотря на то, что определенная часть экономистов считают данный подход экономически неоправданным, тем не менее, по мнению автора, это является частью социальной направленности налоговой политики государства.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах. Основными из них являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ» и другие законы и подзаконные акты.
3. Принципы построения налоговой системы
Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. В ходе подготовки российского закона о налоговой системе были выдвинуты такие принципы:

– всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы; стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

– равнонапряженность (платежеспособность) – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов;

– обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты;

– социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения;