Файл: Реферат по дисциплине Экономическая теория Тема Современная налоговая система рф Преподаватель Е. В. Мельникова подпись, дата инициалы, фамилия.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– горизонтальная справедливость – находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково;

– вертикальная справедливость – находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.

4. Функции налоговой системы
Налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение.

Выделяют следующие функции налогов:

1. Фискальная функция

Фискальная функция – обеспечение государства финансовыми ресурсами, позволяет формировать доходную часть бюджета и внебюджетных фондов РФ.

Имея финансовые ресурсы, государство может выполнять свои основные задачи – в области экономики, внутренней и внешней политики, социальной защиты населения и т.д.

Воздействует на процесс производства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста повышает доходы определенных групп населения.

2. Регулирующая функция

Регулирующая означает, что налоги, активно участвуют в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Регулирующая функция дает возможность государству управлять экономическими процессами внутри страны, решать различные задачи налоговой политики посредством налоговых механизмов. Так, применяя те или иные налоговые ставки, систему льгот, отсрочек и рассрочек в уплате налогов и т.п. государство может:

– осуществлять контроль соотношения денежной и товарной массы; – регулировать инвестиционную и инновационную активность предпринимателей, создавая тем самым условия для развития как перспективных отраслей экономики, так и для поддержки низкорентабельных, но общественно значимых – образования, здравоохранения и др.;

– выравнивать региональные и местные уровни развития путем перераспределения бюджетных средств, предоставления регионам различного рода налоговых льгот и освобождений;

– воздействовать на механизм антикризисного регулирования т. п.

3. Распределительная функция

Распределительная функция позволяет государству распределять и перераспределять полученные средства в соответствии со своими целями и задачами. Через бюджет и внебюджетные фонды госу-дарст во перераспределяет финансовые ресурсы из производст-венной сферы в социальную.


4. Контрольная функция позволяет:

– следить за своевременностью и полнотой исполнения налогоплательщиками своих обязательств;

– оценить эффективность налоговой системы;

– определить задачи и пути реформирования налоговой системы;
5. Классификация налогов РФ
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: Федеральные, региональные, местные. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а затем и Налоговым кодексом введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом (НК) и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом (НК) и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом (НК) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.


Трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и граждан РФ

Кроме того, в налоговой системе РФ присутствуют 5 специальных налоговых режимов

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13–15 Налогового Кодекса.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаро-производителей (единый сельскохозяйственный налог) гл. 26.1;

2) упрощенная система налогообложения гл. 26.2;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; гл. 26.3;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции гл. 26.4;


5) Патентная система налогообложения гл. 26.5;

Классификация налогов РФ по характеру налогового изъятия – прямые и косвенные.

Прямые налоги (в основном регулирующая функция) – налоги, взимаемые непосредственно с лица, обязанного выплачивать налог с каждого гражданина и каждой действующей в стране фирмы. Каждый гражданин, получающий доходы: зарплату, премии, гонорары и т.д., – обязан заплатить государству определённый процент их в виде налога. Этот процент называется ставкой налога. Если же человек занимается предпринимательской деятельностью или имеет несколько источников дохода, он обязан заполнить декларацию о доходах и сдать её в налоговую инспекцию, где рассчитывают, какой налог он должен заплатить

Прямые налоги – налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей и т.д., т.е. непосредственно с объектом налогообло-жения. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя.

Косвенные налоги (в основном фискальная функция) – это налоги на товары и услуги, которые являются надбавкой к цене или тарифу. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя. Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли. К числу косвенных налогов относятся: акцизы, таможенные пошлины.

Акцизы подразделяются:

а) Индивидуальные – устанавливаются на товары массового потребления и высокой доходности (табачные изделия, алкоголь, чай, парфюмерия, ювелирные украшения, автомобили)

б) Универсальные – устанавливаются на все или большинство товаров и услуг (налог на добавленную стоимость – НДС)

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения:

1. Пропорциональное налогообложение

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налоговая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. 2 НК РФ).


2. Прогрессивное налогообложение

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрас-тает с ростом налоговой базы.

3. Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.


6. Роль налогов в современной экономической системе
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования

В сегодняшней динамично меняющейся экономической среде, время постоянно диктует новые условия. Наметившиеся в последние годы снижение темпов роста производства, международные санкции, изменение курса рубля, увеличение ключевой ставки ЦБ, вносят новые правила в экономику. Все это, конечно же, затрагивает и налоговую сферу.

7. Основные направления развития налоговой системы РФ
Модернизация экономики направлена на улучшение инвестиционного климата в стране. На эффективность функционирования налоговых механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности большое влияние оказывает степень возникновения риска изменений налоговых условий в краткосрочном и долгосрочном периодах. Потенциальный инвестор должен быть уверен, что возможные изменения в налоговое законодательство не снизят экономическую эффективность отдачи вложенных им финансовых ресурсов. Поэтому, обязательным условием является определение для каждого инвестиционного проекта на весь срок его проектной окупаемости гарантии неизменности параметров налоговой системы государства. Эту норму необходимо закрепить законодательно.

В текущем периоде основные направления российской налоговой политики должны предусматривать:


– налоговую поддержку развития высокотехнологичных отраслей, создания инновационных идей и продуктов;

– создание налоговых стимулов для повышения эффективности российских производителей и улучшения инвестиционного климата в РФ;

– налоговое стимулирование диверсификации собственности и инвестирования в ценные бумаги;

– развитие механизмов имущественного налогообложения;

– стимулирование развития и модернизации региональной экономики через ребалансирование налоговых поступлений между регионами и федеральным центром.


8. Перспективы развития налоговой системы РФ
Текущие и краткосрочные задачи развития и совершенствования налогов формулируются ежегодным правительственным документом – Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на очередной год и последующие два плановых года. Основные направления не являются нормативным правовым актом, но представляют собой базу для подготовки изменений в законодательство о налогах, что позволяет экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности.

Так, если говорить о ближайших целях налоговой политики на 2016–2017 гг., то в числе главных следует указать:

– решение задач в области бюджетного планирования;

– создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

– преемственность налоговой политики;

– поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала;

– повышение предпринимательской активности;

– сохранение конкурентоспособности российской налоговой системы на мировом рынке инвестиций;

– повышение качества налогового администрирования;

– поддержание сбалансированности бюджетной системы при сохранении неизменности налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Среди конкретных направлений в области налоговой политики, которые предполагается реализовать, можно выделить следующие:

– в части мер налогового стимулирования предусматриваются: поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала; совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание международного финансового центра; упрощение налогового учета и его сближение с бухучетом; создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях; совершенствование налогообложения торговой деятельности и др.: