Файл: Информационные процессы создание, сбор, хранение, поиск.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Практическая работа

По дисциплине Информационно-аналитическая работа

На тему: Информационные процессы: создание, сбор, хранение, поиск,

преобразование информации

Фамилия:___ ___

Имя:______ ___

Отчество:___ ___

Курс

Студ. билет № ___

Группа №:___ИБ-82з____

Санкт-Петербург

20_22

Оглавлени

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 1

УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича 1

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1

Практическая работа 1

По дисциплине Информационно-аналитическая работа 1

Фамилия:___ ___ 1

Имя:______ ___ 1

Отчество:___ ___ 1

Курс 1

Студ. билет № ___ 1

Группа №:___ИБ-82з____ 1

Санкт-Петербург 1

Введение 4

Проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере 9

Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе 13

Общая информация об информационных процессах 15

Характеристика и классификация информационных процессов 18

Заключение 23

Список литературы 25

Введение 4

Понятие и классификация информационных процессов 5

Проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере 10

Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе 14

Общая информация об информационных процессах 16

Характеристика и классификация информационных процессов 20

Заключение 26

Список литературы 28


Введение


В последнее время резко возрос интерес специалистов из различных отраслей к проблеме использования возможностей информационных технологий (ИТ) в их практическом применении в конкретной области.

Основной целью данной работы является формирование системного представления об информационных процессах.

Информационные процессы, составляющие основу информационных технологий, играют важную роль в нашей работе. Даны основные термины, определения, терминология определена с учетом современных требований. Приводятся общие сведения и характеристики информационных процессов, уточняется их классификация.


В целях унификации лексики, используемой при рассмотрении информационных технологий, информационных процессов как их неотъемлемой части и информатизации (на основе составляющих информационных процессов и технологий), на концептуальном уровне конкретизируются и обобщаются наиболее важные определения и термины, а остальное дается в интерпретации, отвечающей современным требованиям. Кроме того, были введены новые понятия и термины, которые необходимы при представлении дальнейших материалов.

Понятие и классификация информационных процессов

1. Поиск.

Поиск информации - это извлечение хранимой информации.

Методы поиска информации:

  • непосредственное наблюдение;

  • общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

  • чтение соответствующей литературы;

  • просмотр видео, телепрограмм;

  • прослушивание радиопередач, аудиокассет;

  • работа в библиотеках и архивах;

  • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

  • другие методы.

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска - вот умения, которые становятся решающими на пороге третьего тысячелетия.

2. Сбор и хранение.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.

Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).

ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.

Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

3. Передача.

В процессе передачи информации обязательно участвуют  источник  и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает.

Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Деятельность людей всегда связана с передачей информации.
В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология.

Каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищенностью.

Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)). По каналу могут одновременно передаваться несколько сообщений. Каждое из этих сообщений выделяется (отделяется от других) с помощью специальных фильтров. Например, возможна фильтрация по частоте передаваемых сообщений, как это делается в радиоканалах.

Пропускная способность канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала.

Для повышения помехозащищенности канала используются специальные методы передачи сообщений, уменьшающие влияние шумов. Например, вводят лишние символы. Эти символы не несут действительного содержания, но используются для контроля правильности сообщения при получении.

С точки зрения теории информации все то, что делает литературный язык красочным, гибким, богатым оттенками, многоплановым, многозначным,- избыточность. Например, как избыточно с таких позиций письмо Татьяны к Онегину. Сколько в нем информационных излишеств для краткого и всем понятного сообщения "Я Вас люблю!"

4. Обработка.

Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Обработка информации по принципу "черного ящика" - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.


"Черный ящик" - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.


5. Использование.

Информация используется при принятии решений.

  • Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

  • Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

  • Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.
    Компьютерная грамотность предполагает:

  • Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

  • Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

  • умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура пользователя включает в себя:

  • понимание закономерностей информационных процессов;

  • знание основ компьютерной грамотности;

  • технические навыки взаимодействия с компьютером;

  • эффективное применение компьютера как инструмента;

  • привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;

  • применение полученной информации в практической деятельности.

6. Защита.

Защитой информации называется предотвращение:

  • доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ);

  • непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.

Более подробно о защите информации мы остановимся далее.

Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере

Одним из важнейших достижений современной цивилизации на пороге третьего тысячелетия являлось повсеместное и широкое внедрение информационных технологий, основанных на использовании компьютерной техники и средств связи, во все сферы жизни общества. Наиболее впечатляющие успехи в этой области наблюдаются в отраслях гуманитарных наук (истории, археологии, лингвистике и др.), образования и культуры, где традиционно уже на протяжении многих тысяч лет технические средства, как воплощение инженерно-технических знаний применялись в весьма ограниченных масштабах.


Информационные технологии – это системным образом организованная совокупность методов и средств реализации операция: сбора, регистрации, накопления, передачи, поиска обработки и защиты информации на базе применения современных технических средств.[3]

Основной целью информационных технологий является производством информации для ее анализа человеком и принятием на его основе управленческих решений.

Информационная технология как всякая система состоит из ряда элементов – базы знаний (база данных и прикладное программное обеспечение), информационно-технологических процессов, модели предметной области и опорной технологии (аппаратные средства и системное и инструментальное программное обеспечение).

В качестве примера современных информационных технологий можно сказать назвать информационно-вычислительные сети, которые представляют собой аппаратные средства, программы, банки данных и др. а так же люди, включенные в этот комплекс технических ресурсов. Создание этих сетей обусловлено всей логикой исторического развития компьютеров, нацеленной на хранение всех человеческих знаний. Как новые средства социальной коммуникации информационно-вычислительные сети получили большое развитие и обеспечивают развитие общения между учеными и научными коллективами.

Примером современных информационных технологий являются также экспертные системы. Они появились в результате исследований логики человеческого мышления, анализа возможностей этого мышления и других интеллектуальных процессов, а так же программного обеспечения компьютерных систем. В экспертных системах функционирует база знаний и решатель. База знаний представляет собой модель экспертных знаний – знаний специалистов в данной предметной области. В решателе собираются логические операции, с помощью которых устанавливаются связи между профессиональными знаниями экспертов и реальными ситуациями. Подобные системы способны принимать решения, вступать в общение с пользователем, объяснять принимаемые решения и содержат в информационном массиве практически всю известную в заданной области информацию, знания и опыт специалистов. Таким образом, в экспертных системах сделана попытка заменить высококвалифицированного специалиста компьютером. Определенный интерес представляет применение экспертных систем при создании проблемно-ориентированных баз данных и организации автоматизированного поиска нужных сведений. Весьма перспективно применение экспертных систем для анализа научно-технической информации и ее аналитической обработки, а так же поиска технических решений.