Файл: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Факультет Горный
Кафедра Открытые горные работы
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для студентов заочной формы обучения
по дисциплине Метрология и стандартизация
для направления подготовки (специальности) 21.05.04 «Горное дело» специализация «Открытые горные работы»
Общая трудоемкость дисциплины (модуля)
Виды занятий | Распределение по семестрам в часах | Всего часов |
5 семестр | ||
1 | 2 | 4 |
Общая трудоемкость | 108 | 108 |
Аудиторные занятия, в т.ч.: | 12 | 12 |
лекционные (ЛК) | 4 | 4 |
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ) | 8 | 8 |
лабораторные (ЛР) | 0 | 0 |
Самостоятельная работа студентов (СРС) | 60 | 60 |
Форма промежуточного контроля в семестре* | экзамен | 36 |
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) | 0 | 0 |
-
Краткое содержание курса
1.1 Лекционные занятия
Модуль | Номер раздела | Содержание лекционных занятий | Форма текущего контроля | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
5 семестр | |||||
1 | Правовые основы обеспечения единства измерений | Устный опрос в форме собеседования | |||
Теоретические основы метрологии, основные понятия | |||||
Закономерности формирования результата измерений | |||||
Классификация измерений | |||||
Алгоритмы обработки многофакторных измерений | |||||
Структура и функции метрологической службы | |||||
2 | Исторические основы развития стандартизации и сертификации | Устный опрос в форме собеседования | |||
Сертификация и ее роль в повышении качества продукции | |||||
Основные цели и объекты сертификации | |||||
Системы и схемы сертификации | |||||
3 | Правила и порядок проведения сертификации | Устный опрос в форме собеседования | |||
Органы по сертификации и испытательные лаборатории | |||||
Сертификация услуг и систем качества |
-
Практические (семинарские) занятия
Модуль | Номер раздела | Содержание практических (семинарских) занятий | Форма текущего контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 семестр | |||
1 | 1 | Рассмотрение закономерностей формирования результатов измерений Расчет погрешностей измерений | Оценка выполнения практических работ |
2 | 2 | Изучение многофакторных измерений Расчет и обработка многофакторных измерений | |
3 | 3 | Алгоритм проведения сертификации продукции | Оценка выполнения практических работ |
4 | 4 | Порядок проведения сертификации |
1.3 Самостоятельная работа студентов
Модуль | Номер раздела | Содержание материала выносимого на самостоятельное изучение | Виды самостоятельной работы | | |
1 | 1 | Изучение Международной системы единиц | составление конспекта | | |
Измерения единиц физических величин | составление и заполнение таблиц | | |||
| |||||
2 | Расчет грубых погрешностей | расчет | | ||
2 | 3 | Анализ нормативной базы метрологии Изучение системы аккредитации метрологических служб в РФ | составление конспекта | | |
составление списка литературы | | ||||
составление картотеки | | ||||
3 | 4 | Изучение системы аккредитации метрологических служб в РФ | составление и заполнение таблиц | | |
5 | Изучение основ Государственной системы стандартизации | подготовка доклада | | ||
| |||||
4 | 6 | Выбор рядов стандартизируемых объектов | выполнение проектных заданий составление конспекта составление и заполнение таблиц | | |
| |||||
| |||||
5 | | Изучение проведения сертификации продукции горной промышленности | составление конспекта | |
-
Форма текущего контроля
Формой текущего контроля является написание контрольной работы в форме реферата. Тематика реферата строго соответствует тематическому плану изучаемой дисциплины и отражает требования учебной программы к содержанию знаний, умений и навыков студента. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫБИРАЮТСЯ ПО ПОСЛЕДНЕЙ ЦИФРЕ НОМЕРА ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ. Для раскрытия темы реферата необходимо научиться использовать современную учебную и научную литературу. Студент должен сориентироваться в библиографических источниках, посвященных выбранному варианту реферата. В первую очередь следует оценить возможности по использованию основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателями на установочных лекциях. Полезно изучить и другие, не вошедшие в список рекомендованных преподавателем, библиографические источники: монографии, учебники, учебные пособия, статьи в энциклопедической и справочной литературе, публикации в научных журналах, сборниках научных трудов, тезисы выступлений на научных конференциях, тематические материалы, размещенные в информационной сети Интернет. Успешное написание реферата определяется не количеством, а качеством использованной литературы. При подборе необходимой литературы студенту следует учитывать, что основными показателями её качества являются: авторитетность издательства и авторского коллектива, соответствующее современным научным представлениям изложение содержания рассматриваемых проблем, прикладной характер их изложения.
Выбрав вариант реферата и отобрав необходимую литературу, студент может приступить к её углубленному изучению. В процессе углубленного изучения литературы полезно делать необходимые выписки и систематизировать их в соответствии с предварительно разработанной структурой реферата.
Методические рекомендации по написанию реферата
Назначение реферата: развитие познавательной самостоятельности будущего специалиста, его умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать полученные знания.
Реферативная работа может быть выполнена как на материале теории, так и на основе изучаемого опыта практической деятельности. Иногда для ее написания бывает достаточно изучить и глубоко проанализировать один теоретический источник или описать опыт успешного применения какого- либо метода планирования.
Реферирование может быть использовано при подготовке к практическим и семинарским занятиям, к зачету, а также в виде контрольной работы студента. Реферат выполняется с соблюдением единых требований и правил государственного образовательного стандарта, оформляется в соответствии с ГОСТами. Работа оформляется на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм) белой односортной бумаги одним из двух способов: компьютерным, или рукописным. При оформлении работ компьютерным способом – текст оформляется шрифтом Times New Roman, кегль шрифта 12-14 пунктов, межстрочный интервал – полуторный. При оформлении рукописным способом работа пишется разборчивым почерком. Высота букв и цифр должна быть не менее 2,5 мм. Для пометок рецензента должны быть оставлены поля шириной 3-4 см. Объем реферата составляет до 10 страниц, включающий:
титульный лист,
содержание реферата
Заключение
библиографический список с использованными источниками от 2 до 10.
Темы контрольных работ:
-
Понятие и предмет метрологии. -
Физическая величина, как объект измерения. -
Виды измерений. -
Единицы физических величин - международная система единиц. -
Единство измерений. -
Погрешности измерений. -
Эталоны, их классификация. -
Средство измерения. -
Классификация средств измерения по метрологическому назначению -
Классификация средств измерения по конструктивному исполнению. -
Правовые основы метрологии. -
Государственная метрологическая служба. -
Государственный метрологический надзор и контроль. -
Международные метрологические организации. -
Метрологическая экспертиза. -
Факторы, влияющие на результат измерения. -
Сущность стандартизации. -
Функции стандартизации -
Цели стандартизации. -
Методы стандартизации -
Нормативные документы по стандартизации в РФ. -
Виды стандартов. -
Правовые основы стандартизации в РФ. -
Состав и обязательность требований нормативных документов. -
Органы и службы стандартизации в РФ -
Порядок разработки государственных стандартов. -
Комплексные системы стандартов. -
Опережающая стандартизация. -
Стандарты предприятия -
Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий. -
Задачи стандартизации. -
Параметрическая стандартизация. -
Межгосударственная система стандартизации. -
Международная стандартизация. -
Применение международных и национальных стандартов на территории России. -
Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза (ЕС). -
Каталогизация продукции. -
Идентификация объектов стандартизации. -
Классификация объектов стандартизации -
Кодирование объектов. -
Система классификации и кодирования. -
Виды классификаторов. -
Штриховое кодирование. -
Стандартизация Германии. -
Стандартизация США. -
Сущность сертификации. -
Социально-экономические функции и эффективность сертификации. -
Законодательная база сертификации. -
Сертификация и технические барьеры в торговле. -
Схемы сертификации. -
Знаки соответствия. -
Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции. -
Признание зарубежных сертификатов. -
Деятельность ИСО в области сертификации.
-
Форма промежуточного контроля
Формой промежуточного контроля является экзамен, проводимый в конце 5-го семестра.
3.1 Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену
-
Раскройте понятие науки метрология и назовите критерии связи ее с другими науками
-
Что такое физическая величина, значение физической величины, измерение физической величины? -
Какие типы шкал используются при измерениях? -
Какие виды физических величин существуют и по каким признакам происходит такое деление? -
Что такое система физических величин? -
Что такое основная и производная физические величины? -
Назовите основные физические величины Международной системы единиц -
Назовите производные физические величины -
Классификация измерений -
Охарактеризуйте виды измерений -
Охарактеризуйте методы измерений -
Что такое точность измерений? -
Что такое единство измерений? -
Эталоны единиц физических величин и их виды -
Что такое погрешности измерений? Укажите их классификацию -
Охарактеризуйте Государственную метрологическую службу РФ -
Функции Госстандарта РФ -
Функции государственной метрологической службы -
Нормативная база метрологии -
Что такое поверка средств измерений и как она производится? -
Что такое стандартизация и что является ее объектами? -
Назовите задачи стандартизации -
Назовите виды стандартов -
Назовите категории стандартов -
Каков порядок разработки стандартов? -
Каковы требования к построению стандарта? -
Какие существуют методы стандартизации? -
Что такое систематизация, симплификация, типизация и оптимизация объектов стандартизации? -
Сертификация, ее основные понятия -
Основные цели и принципы сертификации -
Что такое обязательная и добровольная сертификация? -
Участники сертификации, их функции и обязанности -
Порядок проведения сертификации продукции -
Сертификация на международном и региональном уровнях
-
Оформление контрольной работы
Оформление письменной контрольной работы согласно МИ 01-02-2018 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации.