Файл: Занятие 3 Обучающийся Лисичкина Дарья Юрьевна Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Движущимим силами личности, которые постоянно образуют внутренний конфликт, заставляя личность развиваться Фромм называл две несознательные потребности личности — быть принятым в обществе, иметь общие с социумом ценности, взгляды (потребность в укоренении) и свобода действий, уход от общества, от моральных требований (потребность в индивидуализации). Поиск компромисса между этими двумя потребностями заставляет развиваться не только отдельную личность, но и все общество. Примирить эти противоположные потребности очень сложно — при доминировании индивидуализации, человек вскоре начинает ощущать потребность в укорененности, в пичастности к обществу, ему слишком тяжело быть свободным. Фромм объяснял эту проблему тем, что стремясь к свободе и добиваясь ее, человек не знает, что с ней делать. При полном удовлетворении потребности в укоренении человек лишается своего лица. В пример это Фромм ставил приход фашизма и социалистический строй, который давал людям шаблоны поведения. В книге «Иметь или быть» Фромм оперирует двумя категориями, с помощью которых он разделяет людей на два лагеря. Эти лагери у него называются: «обладание» и «бытие». Люди, подпадающие в лагерь «обладание», настроены на то, чтобы лично владеть тем, что они приобретают. А, люди, подпадающие в лагерь «бытие», настроены на то, чтобы отдавать другим то, что приобрели .

Единственное правильное стремление к свободе, по утверждению Фромма, это стремление к свободе во имя чего-то. То есть это стремление не к полной свободе, а к независимости от определенных факторов, которые мешают человеку добиться какой либо цели. Стремление к такой свободе и достижение поставленной цели не может быть человеку в тягость — такой свободе он радуется и это не вызывает у него желания укоренения. Основной целью, ради которой человек стремится к такой свободе, Фромм называл любовь. При чем в это понятие он вкладывал широкий смысл: это желание быть с близкими людьми, заниматься любимым делом и так далее. Именно из-за такого понимания самой главной цели в жизни человека, Фромм подчеркивал необходимость создания нового общества, которое бы основывалось на всеобщей любви — «гуманистический идеализм». Его книга в связи с этим стал новым гуманистическим Манифестом для интеллектуалов.
Задание 6.

Герберт Спенсер (1820— 1903) был одним из классиков английского эволюционизма, который, опираясь на идею эволюции, пытался сделать из нее универсальный закон мироздания и связать им разные области бытия.


Г. Спенсер не разделял концепции единообразного линейного прогресса. В соответствии с этой концепцией различные формы общества, будь то дикие либо цивилизованные племена, выступают лишь как различные ступени одной и той же формы. В противоположность этой идее Г. Спенсер полагал, что истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы.

В качестве основополагающего методологического принципа у Спенсера выступает аналогия общества и организма. Он попросту уподоблял общество животному организму, например: пути сообщения — это сосудистая система общества, кровяные частицы уподобляются деньгам и т. д. Он выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и неорганический, которые подчиняются общим законам. В соответствии с этим развитие общества и, соответственно, различные типы культур английский мыслитель понимал как надорганическое развитие. Исходя из единства различных видов эволюции, Спенсер видел зачаточные формы надорганического развития уже в животном царстве, к примеру, у высших позвоночных, живущих стадами. Он выделял две основные группы факторов развития культуры, или обществ:

1)      внешние факторы — воздействие географической среды и соседних культур,

2)      внутренние факторы — физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств.

Характеризуя внутренние факторы развития культуры, Спенсер односторонне трактовал идею эволюции: он считал, что члены первобытных обществ — люди физически, морально и умственно отсталые. Поэтому, по мнению некоторых историков культурологии и антропологии, его эволюционизм носил расистский характер. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство продуктов, необходимых для общества и составляющих его индивидов.

Большая роль отводится институтам как механизмам самоорганизации совместной жизни людей. Именно эти институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Он выделял, в частности, следующие институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.



Г. Спенсер выделял две основные тенденции в историческом развитии: дифференциацию и интеграцию. Ведущей тенденцией развития культур является их интеграция, их объединение в некую целостность. Благодаря тому, что Г. Спенсер в качестве методологической основы исследования культур использовал понятия «структура», «функция», «социальный институт», его нередко называют предшественником функционализма в изучении культур.


Пермь - 2021