Файл: Практических заданий по дисциплине предпринимательское право.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
Группа ПК19Ю171в
Студент
Н.А. Калиновский
МОСКВА 2022
Задача № 1.
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Какие основополагающие принципы предпринимательства непосредственно закреплены в данной статье Конституции РФ?
Ответ:
Свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;
- Юридическое равенство различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности;
- Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности.
Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
- получение прибыли как цель предпринимательской деятельности - основной стимул, главный побудительный мотив предпринимательства Прибыль - разница между полученным доходом и произведенными расходами;
- государственное регулирование предпринимательской деятельности - соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичный интересов государства и общества в целом;
- законность в предпринимательской деятельности - основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а также государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство;
- единое экономическое пространство на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Задание № 2.
Организация размещает над входом в магазин на внешней стене здания вывеску с указанием наименования этой организации, адреса и режима работы.
Требуется ли для размещения такой вывески получение разрешения органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции?
Ответ:
Нет, получать разрешение на установку рекламной конструкции не требуется.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе)).
Согласно положениям ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе вывеска, размещенная на внешней стене здания, может рассматриваться как рекламная конструкция только в том случае, если она используется для распространения наружной рекламы.
Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
При этом действие Закона о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п. п. 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске (п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Также, по мнению ВАС РФ, подобная информация не является рекламой (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске п. 1 ст. 9 Закона 2300-1, следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы независимо от манеры ее исполнения (п. 2 Письма ФАС России от 28.11.2013 N АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных»).
Следовательно, если на вывеске указана только информация о наименовании организации, ее адресе и режиме работы, такая вывеска не является рекламной конструкцией и получение разрешения органа местного самоуправления на ее установку не требуется.
Однако необходимо учитывать, что местные органы в целях упорядочения размещения информационных конструкций могут устанавливать свои требования к вывеске, ее дизайну и размеру. Так, Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве» предусмотрены требования к размещению информационных конструкций (вывесок). Кроме того, предусмотрено согласование дизайн-проекта размещения вывески с Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы в порядке
, установленном Правительством Москвы.
Задание № 3.
По истечении срока действия договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предприниматель отказался освобождать участок, ссылаясь на наличие на указанном участке торгового ряда в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов, частью которого является торговый павильон, принадлежащий предпринимателю, а следовательно, на наличие у него права вечного пользования таким объектом.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Правомерны ли действия предпринимателя?
Ответ:
Позиция предпринимателя, согласно которой по истечении срока действия договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, он отказался освобождать участок, ссылаясь на наличие на указанном участке торгового ряда в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов, частью которого является торговый павильон, принадлежащий предпринимателю, неправомерна. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не означает сохранение за арендатором вечного права пользоваться таким объектом.
Обоснование: В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ч. 1 ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В силу ч. 4 ст. 19 Закона N 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
Таким образом, положение ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ не означает право субъекта предпринимательской деятельности, однажды разместившего объект нестационарной торговли, пользоваться указанным объектом вечно.
Данная позиция подтверждается также примерами из судебной практики.
Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2015 по делу N А53-5706/2014 указывается, что сам же по себе факт длительного размещения объекта нестационарной торговой деятельности правового значения не имеет.
Часть 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ выражает лишь конституционный принцип правовой определенности, в силу которого субъекты предпринимательской деятельности, законно разместившие объекты, вправе без ограничений пользоваться объектом (объектами) до истечения срока размещения, определенного в договоре или административном акте.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не означает сохранение за арендатором вечного права пользоваться таким объектом.