Файл: ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским

законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.Взаимоотношения. Связи по должности Социальный педагог:

5.1.Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть

под руководством заместителя директора по УВР. План работы утверждается директором.

5.2.Представляет заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности.

5.3.Получает от директора колледжа, заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.

5.4.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками колледжа.

5.5.Информирует администрацию о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.


  1. Экспериментальное исследование по предупреждению профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Исследование проводилось среди специалистов учреждения Бурятского республиканского техникума строительных и промышленных технологии.

Цель экспериментального исследования заключалась в выявлении социальной и психолого – педагогической поддержке несовершеннолетних правонарушителей в учреждении.

Анкета «Какие виды социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей были бы эффективны в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних?» сделали следующий выбор:
  1. Подростковые клубы, работающие по реабилитационно-профилактическим программам – 54 % от количества всех опрошенных;


  2. Регулярный социальный патронаж неблагополучных семей – 48%.

  3. Выездной информационно-консультативный пункт, с привлечением специалистов отделов образования, КДН, социальной защиты, юристов, врачей, психологов – 27%.

  4. Создание на базе училища групп социальной адаптации (питание, оздоровление, психолого-педагогическая помощь, досуг, спортивная и творческая деятельность, индивидуальная работа с родителями) для детей из дезадаптированных семей – 78 %

  5. Устройство временных общежитей для детей, подвергающихся преследованию и насилию с оказанием правовой помощи и психологической реабилитации – 56%

  6. Привлечение детей группы риска к различным видам творческой и общественно-полезной деятельности – 58%

  7. Организация досуга для этих детей в клубах и на улицах с привлечением к этой деятельности тренеров-общественников и организаторов молодёжного досуга – 48%

  8. Телефон доверия и оперативного реагирования (случаи преследования, насилия, нарушения прав ребёнка) – 47%

  9. Организация летних лагерей с реабилитационной и адаптивной нагрузкой – 44%


Таким образом, наиболее востребуемыми формами были определены: 1) подростковый клуб; 2) группа социальной адаптации; 3) летний лагерь с адаптивной нагрузкой; 4) организация досуга на улице; 5) привлечение детей группы риска к творческой деятельности. К сожалению, в графе другие формы педагоги практически ничего не добавили к предложенным вариантам.

Проведя исследования, мы выявили наиболее перспективные организационные формы работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних это:

- создание на базе учреждений групп социальной адаптации для детей из дезадаптированных семей (питание, оздоровление, психолого-педагогическая помощь, продуктивны досуг, спортивная и творческая деятельность, индивидуальная работа с родителями);

- организация летних лагерей с реабилитационной и адаптационной нагрузкой. На наш взгляд, для интеграции детей из группы социальной адаптации в сообщество сверстников целесообразно в каникулярное время направлять не на школьные площадки, где они чувствуют себя не совсем уютно из-за шлейфа негативных воспоминаний, а в летние профильные смены.

- подростковые клубы, работающие по реабилитационно-профилактическим программам, включающих деятельность двух служб:

1) «Ребёнок на улице» – выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вхождение с ними в контакт, установление доверительных отношений, оказание экстренной помощи, содействие в организации интересного досуга, приобщение к творческой, спортивной и социально-значимой деятельности.

2) «Ребёнок дома» – выявление и социальный патронаж дезадаптированных несовершеннолетних и их социального окружения при тесном взаимодействии с другими социальными службами района.

Проведя исследования, мы пришли к выводу о необходимости, наряду с введением новых форм работы с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями, разработать вариативные модели профилактики безнадзорности и социальной адаптации несовершеннолетних на базе различных образовательных учреждений:

А) «Специалист» - эта модель разрабатывается для сельских, или мало комплектных училищ, где по штатному расписанию имеется лишь одна ставка, - либо педагога-психолога, либо социального педагога. Она предполагает наработку алгоритма последовательных шагов в работе специалиста по профилактике безнадзорности и отклоняющегося поведения детей группы риска, обучающихся в училище.

Б) «Командная работа» - данная модель предполагает согласованную работу нескольких специалистов в рамках социально-психологической службы. Деятельность службы должна охватывать более широкий круг актуальных проблем жизни в училище, и включать себя полный цикл мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и социальную адаптацию детей, находящихся в социально опасном положении.


В) «Межведомственное взаимодействие» – эта модель предполагает создание социальных партнёрских проектов или разработку и апробирование инновационных социально-педагогических технологий деятельности по профилактике детской безнадзорности, адиктивного (зависимого от вредных привычек) и девиантного поведения подростков в режиме опытно-экспериментальной площадки

Заключение
Таким образом, в современном обществе вследствие недостаточного влияния на детей всех социальных институтов (семьи, образовательно-воспитательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации), прогрессирующая отчужденность, жестокость и агрессивность детей вызывают тревогу во взрослом социуме. Сформировавшиеся в детстве эгоизм, лживость, грубость, лень, скрытность, лицемерие могут привести к различным видам девиантного поведения. Наибольший рост отклонений в поведении наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, выходе на новую позицию, формировании сознательного отношения к себе как члену общества.

Нами было проведено анкетирование специалистов учреждения на тему: «Какие виды социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей были бы эффективны в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних?».

Проведя исследования, мы выявили наиболее перспективные организационные формы работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних это:

- создание на базе учреждений групп социальной адаптации для детей из дезадаптированных семей (питание, оздоровление, психолого-педагогическая помощь, продуктивны досуг, спортивная и творческая деятельность, индивидуальная работа с родителями);

- организация летних лагерей с реабилитационной и адаптационной нагрузкой. На наш взгляд, для интеграции детей из группы социальной адаптации в сообщество сверстников целесообразно в каникулярное время направлять не на школьные площадки, где они чувствуют себя не совсем уютно из-за шлейфа негативных воспоминаний, а в летние профильные смены.

- подростковые клубы, работающие по реабилитационно-профилактическим программам, включающих деятельность двух служб:

1) «Ребёнок на улице» – выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вхождение с ними в контакт, установление доверительных отношений, оказание экстренной помощи, содействие в организации интересного досуга, приобщение к творческой, спортивной и социально-значимой деятельности.


2) «Ребёнок дома» – выявление и социальный патронаж дезадаптированных несовершеннолетних и их социального окружения при тесном взаимодействии с другими социальными службами района.

Список использованных источников и литературы

  1. Алексеева И.А., Гордеев П.Н. Дети риска. Санкт-Петербург, 2013

  2. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / Под ред. Бланкова А.С., Бурмистрова И.А. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. 177с.

  3. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1981. 188с.

  4. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 2005. № 2.

  5. Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт комплексного анализа/. Хабаровск, 2012.

  6. Барсукова Т.М., Быкова Н.В. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты // Беспризорник. 2003. № 3. С. 31-35.

  7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1994. 280с.

  8. Богза Л.П., Власова Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. № 3. С. 66-70.

  9. Бородаева Г.Г. Формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Беспризорник. 2003. № 5. С. 60-62.

  10. Ветров Е.В. Профилактика правонарушений среди молодёжи. М., 1990.

  11. Жигарев Е. С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятия, виды и профилактика. М., 1999.

  12. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних – М.: Логос, 2004;

  13. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 440 с.

  14. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учеб. - метод. Пособие. Под ред. М.И.Рожкова. М., 2010

  15. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2009

  16. Наш проблемный подросток. Учебное пособие. /Под ред. Л.А.Реуш. СП б. 2008

  17. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  18. Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности – М.: Норма. 2000;

  19. Менеджмент социальной работы: Учеб.пос. для студентов вузов/под ред. Е.И.Комаровой. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

  20. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Маркетинг», 2001. – 344 с.

  21. Мудрик А.В. Социальная педагогика/учеб. для вузов/под ред. В.А.Слестенина, - М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 200 с.

  22. Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.

  23. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии образования. 1994, с. 29-71.

  24. Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. М., 1995.

  25. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.

  26. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. – 4-е изд., пераб. – М.: Норма, 2006. – 704с.

  27. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие / Т.И.Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254с.

  28. Рыбинский Е.М. Управление системной социальной защиты детства: Социально – правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М: Издательский центр «Академия», 2004.-224 с.

  29. Принцип активизации в социальной работе/под ред. Ф.Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю.Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 223 с.

  30. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии образования. 1994, с. 29-71.

  31. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 2009

  32. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М., 2012.



Приложение 1.

Программа исследования

Проблемная ситуация. Подростковая преступность была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост числа тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности, выявляет тенденцию к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних, свидетельствует об определенных изменениях мотивации преступного поведения подростков.

Проблема профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель: изучить эффективные формы социальной работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

- просмотреть литературные источники по заданной теме;

- провести анкетирование среди специалистов по эффективные формы социальной работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

- рассмотреть наиболее перспективные организационные формы работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Методический раздел: определение объема и характера выборки.

Генеральная совокупность: специалисты учреждения Бурятского республиканского техникума строительных и промышленных технологии.

Выборочная совокупность: 30специалистов.

Определение метода сбора информации: анкетный опрос.

Описывающие методы обработки информации: машинная, ручная.
Рабочий план

Время проведения

Наименование

Ответственный

Примечание

1 неделя

Разработка программы исследования




Консультация руководителя исследования

2 неделя

Проведение анкетирования




Консультация руководителя исследования

3 неделя

Обработка результатов

Анализ полученных данных




Консультация руководителя исследования