Файл: ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.Взаимоотношения. Связи по должности Социальный педагог:
5.1.Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть
под руководством заместителя директора по УВР. План работы утверждается директором.
5.2.Представляет заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности.
5.3.Получает от директора колледжа, заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
5.4.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками колледжа.
5.5.Информирует администрацию о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
-
Экспериментальное исследование по предупреждению профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Исследование проводилось среди специалистов учреждения Бурятского республиканского техникума строительных и промышленных технологии.
Цель экспериментального исследования заключалась в выявлении социальной и психолого – педагогической поддержке несовершеннолетних правонарушителей в учреждении.
Анкета «Какие виды социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей были бы эффективны в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних?» сделали следующий выбор:
-
Подростковые клубы, работающие по реабилитационно-профилактическим программам – 54 % от количества всех опрошенных;
-
Регулярный социальный патронаж неблагополучных семей – 48%. -
Выездной информационно-консультативный пункт, с привлечением специалистов отделов образования, КДН, социальной защиты, юристов, врачей, психологов – 27%. -
Создание на базе училища групп социальной адаптации (питание, оздоровление, психолого-педагогическая помощь, досуг, спортивная и творческая деятельность, индивидуальная работа с родителями) для детей из дезадаптированных семей – 78 % -
Устройство временных общежитей для детей, подвергающихся преследованию и насилию с оказанием правовой помощи и психологической реабилитации – 56% -
Привлечение детей группы риска к различным видам творческой и общественно-полезной деятельности – 58% -
Организация досуга для этих детей в клубах и на улицах с привлечением к этой деятельности тренеров-общественников и организаторов молодёжного досуга – 48% -
Телефон доверия и оперативного реагирования (случаи преследования, насилия, нарушения прав ребёнка) – 47% -
Организация летних лагерей с реабилитационной и адаптивной нагрузкой – 44%
Таким образом, наиболее востребуемыми формами были определены: 1) подростковый клуб; 2) группа социальной адаптации; 3) летний лагерь с адаптивной нагрузкой; 4) организация досуга на улице; 5) привлечение детей группы риска к творческой деятельности. К сожалению, в графе другие формы педагоги практически ничего не добавили к предложенным вариантам.
Проведя исследования, мы выявили наиболее перспективные организационные формы работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних это:
- создание на базе учреждений групп социальной адаптации для детей из дезадаптированных семей (питание, оздоровление, психолого-педагогическая помощь, продуктивны досуг, спортивная и творческая деятельность, индивидуальная работа с родителями);
- организация летних лагерей с реабилитационной и адаптационной нагрузкой. На наш взгляд, для интеграции детей из группы социальной адаптации в сообщество сверстников целесообразно в каникулярное время направлять не на школьные площадки, где они чувствуют себя не совсем уютно из-за шлейфа негативных воспоминаний, а в летние профильные смены.
- подростковые клубы, работающие по реабилитационно-профилактическим программам, включающих деятельность двух служб:
1) «Ребёнок на улице» – выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вхождение с ними в контакт, установление доверительных отношений, оказание экстренной помощи, содействие в организации интересного досуга, приобщение к творческой, спортивной и социально-значимой деятельности.
2) «Ребёнок дома» – выявление и социальный патронаж дезадаптированных несовершеннолетних и их социального окружения при тесном взаимодействии с другими социальными службами района.
Проведя исследования, мы пришли к выводу о необходимости, наряду с введением новых форм работы с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями, разработать вариативные модели профилактики безнадзорности и социальной адаптации несовершеннолетних на базе различных образовательных учреждений:
А) «Специалист» - эта модель разрабатывается для сельских, или мало комплектных училищ, где по штатному расписанию имеется лишь одна ставка, - либо педагога-психолога, либо социального педагога. Она предполагает наработку алгоритма последовательных шагов в работе специалиста по профилактике безнадзорности и отклоняющегося поведения детей группы риска, обучающихся в училище.
Б) «Командная работа» - данная модель предполагает согласованную работу нескольких специалистов в рамках социально-психологической службы. Деятельность службы должна охватывать более широкий круг актуальных проблем жизни в училище, и включать себя полный цикл мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и социальную адаптацию детей, находящихся в социально опасном положении.
В) «Межведомственное взаимодействие» – эта модель предполагает создание социальных партнёрских проектов или разработку и апробирование инновационных социально-педагогических технологий деятельности по профилактике детской безнадзорности, адиктивного (зависимого от вредных привычек) и девиантного поведения подростков в режиме опытно-экспериментальной площадки
Заключение
Таким образом, в современном обществе вследствие недостаточного влияния на детей всех социальных институтов (семьи, образовательно-воспитательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации), прогрессирующая отчужденность, жестокость и агрессивность детей вызывают тревогу во взрослом социуме. Сформировавшиеся в детстве эгоизм, лживость, грубость, лень, скрытность, лицемерие могут привести к различным видам девиантного поведения. Наибольший рост отклонений в поведении наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, выходе на новую позицию, формировании сознательного отношения к себе как члену общества.
Нами было проведено анкетирование специалистов учреждения на тему: «Какие виды социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей были бы эффективны в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних?».
Проведя исследования, мы выявили наиболее перспективные организационные формы работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних это:
- создание на базе учреждений групп социальной адаптации для детей из дезадаптированных семей (питание, оздоровление, психолого-педагогическая помощь, продуктивны досуг, спортивная и творческая деятельность, индивидуальная работа с родителями);
- организация летних лагерей с реабилитационной и адаптационной нагрузкой. На наш взгляд, для интеграции детей из группы социальной адаптации в сообщество сверстников целесообразно в каникулярное время направлять не на школьные площадки, где они чувствуют себя не совсем уютно из-за шлейфа негативных воспоминаний, а в летние профильные смены.
- подростковые клубы, работающие по реабилитационно-профилактическим программам, включающих деятельность двух служб:
1) «Ребёнок на улице» – выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вхождение с ними в контакт, установление доверительных отношений, оказание экстренной помощи, содействие в организации интересного досуга, приобщение к творческой, спортивной и социально-значимой деятельности.
2) «Ребёнок дома» – выявление и социальный патронаж дезадаптированных несовершеннолетних и их социального окружения при тесном взаимодействии с другими социальными службами района.
Список использованных источников и литературы
-
Алексеева И.А., Гордеев П.Н. Дети риска. Санкт-Петербург, 2013 -
Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / Под ред. Бланкова А.С., Бурмистрова И.А. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. 177с. -
Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1981. 188с. -
Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 2005. № 2. -
Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт комплексного анализа/. Хабаровск, 2012. -
Барсукова Т.М., Быкова Н.В. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты // Беспризорник. 2003. № 3. С. 31-35. -
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1994. 280с. -
Богза Л.П., Власова Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. № 3. С. 66-70. -
Бородаева Г.Г. Формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Беспризорник. 2003. № 5. С. 60-62. -
Ветров Е.В. Профилактика правонарушений среди молодёжи. М., 1990. -
Жигарев Е. С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятия, виды и профилактика. М., 1999. -
Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних – М.: Логос, 2004; -
Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 440 с. -
Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учеб. - метод. Пособие. Под ред. М.И.Рожкова. М., 2010 -
Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2009 -
Наш проблемный подросток. Учебное пособие. /Под ред. Л.А.Реуш. СП б. 2008 -
Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». -
Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности – М.: Норма. 2000; -
Менеджмент социальной работы: Учеб.пос. для студентов вузов/под ред. Е.И.Комаровой. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с. -
Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Маркетинг», 2001. – 344 с. -
Мудрик А.В. Социальная педагогика/учеб. для вузов/под ред. В.А.Слестенина, - М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 200 с. -
Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с. -
Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии образования. 1994, с. 29-71. -
Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. М., 1995. -
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с. -
Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. – 4-е изд., пераб. – М.: Норма, 2006. – 704с. -
Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие / Т.И.Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254с. -
Рыбинский Е.М. Управление системной социальной защиты детства: Социально – правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М: Издательский центр «Академия», 2004.-224 с. -
Принцип активизации в социальной работе/под ред. Ф.Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю.Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 223 с. -
Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии образования. 1994, с. 29-71. -
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 2009 -
Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М., 2012.
Приложение 1.
Программа исследования
Проблемная ситуация. Подростковая преступность была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост числа тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности, выявляет тенденцию к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних, свидетельствует об определенных изменениях мотивации преступного поведения подростков.
Проблема профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель: изучить эффективные формы социальной работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
- просмотреть литературные источники по заданной теме;
- провести анкетирование среди специалистов по эффективные формы социальной работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
- рассмотреть наиболее перспективные организационные формы работы по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Методический раздел: определение объема и характера выборки.
Генеральная совокупность: специалисты учреждения Бурятского республиканского техникума строительных и промышленных технологии.
Выборочная совокупность: 30специалистов.
Определение метода сбора информации: анкетный опрос.
Описывающие методы обработки информации: машинная, ручная.
Рабочий план
Время проведения | Наименование | Ответственный | Примечание |
1 неделя | Разработка программы исследования | | Консультация руководителя исследования |
2 неделя | Проведение анкетирования | | Консультация руководителя исследования |
3 неделя | Обработка результатов Анализ полученных данных | | Консультация руководителя исследования |