Файл: Исследовательская работа по теме История села Средняя Елюзань. ученица 9 класса Дулатова Рахима.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Средняя Елюзань.

Номинация: Я горжусь тобой, моя земля!

Исследовательская работа

по теме:

«История села Средняя Елюзань».

Выполнила: ученица 9 класса

Дулатова Рахима

Научный руководитель: учитель татарского языка,

Салдаева Нурия Равилевна

2020 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

История происхождения села Средняя Елюзань........................................... ..4

Традиции села……………………………………………………………5-6

Татарское народное творчества –баиты....................................................7-9

Село Средняя Елюзань в настоящее время ………………………………10

Социологический опрос…………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………12

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… .13



Тезис к исследовательской работе

Я горжусь тобой, моя земля!

Автор:Дулатова Рахима

Класс: 9 «А»

МБОУ СОШ № 2 с. Средняя Елюзань

Научный руководитель: : Салдаева Нурия Равилевна, учитель родного языка.

21век-особое время для культуры и истории России, время поиска, У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине, так как у каждого должен быть свой причал, где можно на время остановится и отдохнуть от забот и проблем.  Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. 
В настоящее время можно отметить  возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Моя малая Родина – это село Средняя Елюзань

  Цель 
данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

Я считаю эту тему интересной и актуальной, так как:

происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края. .

Передо мной стояли следующие задачи:

1. Узнать когда и как возникло село.

2.Познакомится с традициями села.

3.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

4Узнать состояние села в настоящее время .

В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Пообщавшись со школьниками, я поняла, что проходят годы, умирают старые жители и мало что остаётся в памяти людей. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили.

Я считаю свою работу очень полезной. В итоге изучения и анализа обработки информации пришла к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей этим интересным делом и хранить информацию для следующих поколений.

Я взглянула на своё родное село по-новому, заметила много интересного.

 Каждый человек  начинает познавать мир через родину, через те места, где родился и вырос. И «мы любим свои края родные, свои родные милые места»

И буду надеяться на светлое и прогрессивное  будущее моей малой Родины.


Введение

У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине, так как у каждого должен быть свой причал, где можно на время остановится и отдохнуть от забот и проблем.  Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. 

В настоящее время можно отметить  возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Моя малая Родина – это село Средняя Елюзань

Актуальность: Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящее изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.

  Цель данной работы изучить историю развития села в прошлом и настоящем.

     Задачи исследования:

1. Узнать когда и как возникло село.

2.Познакомится с традициями села.

3.Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности.

4Узнать состояние села в настоящее время .

История происхождение села Средняя Елюзань
Средняя Елюзань  — одно из самых больших татарских сёл в Европе; крупнейший населённый пункт Городищенского района Пензенской обл. .Название села имеет татарские корни — (тат. Урта Әләзән,,Urta Alazan). Оно официально основано 5 сентября 1681 года темниковскими «четвертными» татарами-мишарами, когда им была отведена в этих местах земля.

Первое упоминание как татарской деревни в 1700 году.   В 1702 году один из елюзанских челобитчиков писал царю, что они поселились там, где «дано товарыщам их, Мирясу Кудайбердееву, в кругу и в ободу с Асаном мурзою князь Такшеиновым с товарыщи, что им их жеребьи отказаны, а их де жеребьи оставлены, а владеют де они с товарыщи своими [землями] по двадцати по пяти чети в поле, а в дву по тому ж, и из того поместья служат великого государя службу В середине 19 века в селе было 3 мечети, водяная мельница. В конце XIX века в селе находили клад из 80-ти золотоордынских монет (2-я половина XIII-го — конец XIV веков). Возможно оно было спрятано жителями в ту же пору, так как в этот период времени на расстоянии нескольких километров от современного месторасположения села, располагалась столица неисследованного до настоящего времени татарского государства с обнаруженными при раскопках остатками центрального отопления, монетного двора (с. Юлеево, примыкающее к восточной части районного центра г. Городище, который основан на месте древнего татарского города).


С 1780 года находится в составе Дубровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В середине XIX века в селе было 3 мечети, водяная мельница. ». В 1820-х годах татары Средней и Нижней Елюзаней основали за Волгой деревню Новую Елюзань Николаевского уезда.В 1886 году в селе было 302 двора, 2 лавки, на одну ревизскую душу приходилось 4,4 десятины пашни, 403 рабочих лошади, 194 коровы, 969 овец, 69 коз. В 1911 году 626 дворов, 4 мечети, при них 3 школы.


Традиции села

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Традиции каждого народа - это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины наших предков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой! У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Традиции каждого народа - это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины наших предков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой! 

Культура и традиции нашего татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Религиозные, то есть, мусульманские праздники зовутся тут словом гает или ает. Например, Ураза гаете – это праздник поста, а Корбан гаете – это праздник жертвоприношения.  Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислим их: утренняя молитва; посещение кладбища; приготовление угощения; поздравление всех родственников и соседей, особое внимание  уделяют родителям; раздача подарков.

Традиционными в селе являются коллективизм, взаимоподдержка и взаимовыручка. Все мечети, медресе, многие социальные объекты построены и содержатся на средства прихожан. В их среде распространена приверженность зякату - религиозному налогу, когда жители вносят на социальные нужды крупные пожертвования, исчисляемые десятками тысяч рублей. Приверженность к исламу и сохранение традиционных общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным образцовым татарским селом. 
Жители села, после трудовой деятельности, любят и отдохнуть. Пожалуй, самым массовым и популярным сегодня праздником, включающим в себя народные гуляния с различными обрядами и играми, является Сабантуй. Сабантуй – это ежегодное торжество, которое знаменует конец весенних полевых работ. До конца XIX века его отмечали в весенне-летний период до начала пахоты. Этот день отмечали одинаково, но все же со своеобразными чертами у разных этнических групп. Праздник
Сабантуй сохранился до наших дней и является очень любимым в народе. Кроме того, все имевшиеся отличия сошли на нет, и теперь этнические группы отмечают его летом, после окончания весенних работ и перед началом косовицы. Интересная традиция татарского народа в том, что праздник этот поэтапный. Сначала его отмечают отдельные села, через неделю – весь район, после – райцентр. Завершается Сабантуй в больших городах - Пензе. Ранее он не был привязан к определенному дню, но в наши дни его отмечают только в воскресенье. К сожалению, некоторые старые обряды, присущие этому празднику исчезли. Традиционно во время праздника люди собирали еду, дети – крашенные яйца. Однако из-за религиозных ограничений в советское время обычай был исковеркан, а собирание еды стало трактоваться как побирательство. В настоящее время Сабантуй является национальным праздником.

В 2017 году был проведён VIII Всероссийский сельский Сабантуй, в котором приняли участие 50 тысяч человек из 35 регионов России. Почетными гостями Сабантуя были президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, которые приняли участие в церемонии открытия новой школы в Средней Елюзани. Для проведения непосредственно Сабантуя был реконструирован ипподром, поставлена водонапорная башня, проведено электричество. Были сооружены две концертные площадки — большая и малая. Также из готовых срубов, привезённых из Кукморского района Республики Татарстан, было сооружено татарское подворье с гостевым домом, концертной площадкой, музеем, мельницей и небольшими выставочными павильонами. Рядом с подворьем были размещены 13 выставочных площадок по числу районов Пензенской области, где есть татарские деревни и сёла.

Татарское народное творчества - баиты 


 Наиболее распространенными жанрами татарского устного творчества являлись песни и баиты. Татарские народные песни в огромном своем большинстве состоят из строго рифмованных четверостиший, по содержанию не связанных друг с другом. Баиты , наоборот, сочинялись на одну определенную тему по случаю какого-либо события и представляли единое, целостное произведение. В народных песнях доминируют  мотивы бедности, несчастья, трудного жизненного пути