Файл: Реферат по культурологии на тему "Возрождение" студентки 1 курса 1 группы факультета журналистики Волколуп Виктории Андреевны.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новый Гуманитарный университет Натальи Нестеровой
Реферат
по культурологии на тему:
“Возрождение”
студентки 1 курса 1 группы факультета журналистики Волколуп Виктории Андреевны
Москва 2001
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философия, литературы, искусства, возвращения к классической “золотой латыни”.
Переход к культуре нового времени включает в себя два великих движения – Возрождение и Реформации, которые меняют привычный средневековый образ мира. Возрождение знаменует собой светское направление. Реформация – религиозное. Возрождение распространилось в Италии, других странах Западной Европы, где приняло более религиозный характер.
Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название “гуманизм”.
Феномен Ренессанса был вызван рядом факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее общие для большинства стран Европы. В рассматриваемый период достаточно отчетливо наблюдался процесс формирования новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную свободную единицу.
Идеи Возрождения утвердилась в основном лишь в верхах общества. Они не опирались на широкие народные массы.
Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека.
Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII – начало XIV вв. – проторенессанс.
Термин “Возрождение” впервые употребил Джорждо Вазари в своей книге “Жизнеописание наиболее знамен6итых живописце, ваятелей и зодчих”.
Итальянское Возрождение выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран.
Основными чертами этой культуры являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности – возрождение античных памятников и античной философии, новое отношение к миру. Названые черты тесно связаны друг с другом.
Время, когда качества едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение. Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получило название раннего Возрождения. Время, ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким Возрождением.
Культура итальянского Возрождения дала миру Данте Альгьери, Франческа Петрарку, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти. В процессе самоутверждения человека не последнюю роль сыграли социально-экономические факторы, в частности, развитие простого товаро-денежного хозяйства. Причиной независимости человека явилась именно городская культура.
Города Италии славились разнообразными ремеслами. Ранний расцвет городов связан с развитием той или иной отрасли производства, с активным участием итальянских городов в транзитной торговле. Отсутствие достаточных природных ресурсов, наличие неблагодарных земель заставляло десятки маленьких гаваней “очертя голову броситься в морские предприятия”. Средиземное море после некоторого перерыв вновь стало местом сосредоточения торговых путей. Эта активность пробудила итальянскую экономику, а фантастическая авантюра крестовых походов ускорила торговый взлет христианского мира и Венеции. Решающим для нее стал четвертый крестовый поход, завершившийся разграблением Константинополя. Византия стала теперь почти что собственностью итальянского портового города.
Именно городская культура создала новых людей. Самоутверждение личности в эпоху Возрождения не отличалось вульгарно-материалестическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее влияние здесь оказала христианская традиция. Возроженцы осознали ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Пристальный интерес к античности создавал уникальную и неповторимую культуру, которая была прерогативой верхов общества.
За обращением к античности стоял наивный оптимизм мышления, нужда в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступила классическая древность. Из философских учений античности прежде всего платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для возроженцев.
Неоплатонизм был знаком возроженцам. Античный неоплатонизм был в своей основе космологией с попыткой объяснить правильность космического круговращения
, круговорота вещества и душ в природе, направлен на теорию абсолютной личности. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается возвысить и утвердить материальный мир, а с другой – у него много общего со средневековым неоплатонизмом и, прежде всего, с культом универсальной и самостоятельной личности.
Индивид освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу – вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой системе, - но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить свою жизнь в тесном мире, центром которого был сам; мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле жизни, и на него обрушились сомненья: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим.
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев.
В эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач.
В эпоху итальянского Возрождения невозможно не заметить другой, противоположной тенденции – ощущения человеком трагичности своего существования. Эта тенденция присутствует на протяжении всего этого периода в творчестве художников и мыслителей.
В эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека.
Бердяев пишет: “Тайна Возрождения – в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества ”.
Данте Альгьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого появились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на веке вперед. Его стиль написания готличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики – взаимоотношениями “земной” и “небесной”. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуозная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земною любовь, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму.
У Данте любая идея – “мысль Бога”.
Все что умрет, и все, что не умрет, -
Лишь отблеск мысли, коей Вмемогущий
Своей любовью бытие дает.
Данте тяготеет к символизму. У него в “Божественной комедии” личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмываливает средневековую систему грехов и наказания за них. Данте обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию.
У него иной взгляд и на гордость. Он не отрицает, что гордость – “проклятая гордыня сатаны”, соглашаясь с христианским толкованием этой черты. Такое внимание к ней знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем ве6ликим художникам Возрождения и самому Данте в первую очередь. Изменение отношения к гордости влечет за собой изменение к земной славе. Данте неоднократно подчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.
В творчестве Данте и в самой его личности – истоки новой эпохи.
Сандро Боттичелли – острее других выразил духовное содержание позднего кватроченто.
Его творчество отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Этот период более чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время в большей мере идут разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли видел его в русле нового времени, однако образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний.
Наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками Раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Бердяев отмечал: “Ботиччелли – самый прекрасный, волнующий, поэтический художник Возрождения и самый болезненный, раздвоенный, никогда не достигающий классической завершенности. Его Венеры походили на Мадонн, как Мадонны походили на Венер ”.
Именно трагизм мироощущения и тончайшая духовность делают Боттичелли удивительно близким художникам и поэтам 19 века.
К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творсчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
Петрарка остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Он известен и как страстный популяпизатор наследия авторов, о чем свидетельствуют его тракт “О великих мужьях древности”.
Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо – автор известного сборника реалистических новелл “Декамерон”. Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается весьма поучительным и сегодня. Достаточно отметить, что в наше время новеллы Боккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более шестисот лет назад.
Выдающим мастером Раннего Возрождения, продолжившим реалистичную традицию, идущую от Джотто, считается Мазаччо. Росписи художника отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур и их композиционная увязка с пейзажем. Искусство Мазаччо стало образцом для творчества последующих поколений художников.
Наиболее известный скульптор первой половины XV в. Донателло. Возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группцы, живописного рельефа. Его искусство отличает реалистическая манера.
Выдающийся архитектор и скульптор Раннегор Возрождения Филиппо Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).
Некое влияние на других возроженцев оказал Джироламо Савонаролы. С одной, достаточно традиционной точки зрения, Савонаролу трудно причислить к деятелям культуры Возрождения. Слишком разнятся его мысли и убеждения с общим стилем ренессансного мирровоззрения. С другой, он является истинным представителем этой культуры. Истинная вера в Христа, неподкупность, порядочность, глубина мысли свидетельствовали о духовной наполненности его бытия и тем самым делали его истинным представителем культуры Возрождения.