Файл: Исследовательская работа по теме История села Средняя Елюзань. ученица 9 класса Дулатова Рахима.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, несчастной любви и вынужденной разлуки. Баиты носят повествовательный характер со многими лирическими отступлениями. Темой для баитов служили необычайные, но реальные события , события общественного значения . Были и фантастические баиты: «баит о Сак-соке» (дети, превращенные в птиц), «баит о возлюбленной цыгана Хамиде», «баит о семи девушках» и т. д.  

Жанр баитов больше относится к поэтическому творчеству и отличается приоритетностью текста над музыкой. Однако бытование баитов неразрывно связано с различными напевами: от речитатива до песенной мелодии. Чаще всего, в основе мелодии баита лежит легко запоминающаяся и многократно повторяющаяся попевка.   Баиты не имели строго закрепленной мелодии, практиковалось как сочинение новых текстов на известную мелодию, так и новых мелодий на записанные в книге слова. Баиты сочинялись и распространялись как устно, так и письменно, что связано с широким распространением письменности, как в средние века, так и в новое время.

   До сих пор остается спорным вопрос о том, когда и с какой целью, опираясь на какие народные обряды и традиции художественной литературы сформировался жанр баит. Хотя мы не можем точно указать время создания первого баита и назвать его автора, однако доподлинно известно: человек, осознав, что является венцом всего творения, задумывается и о смерти, подстерегающей его повсюду; когда же он начал терять близких и родных людей и предавать их земле, чувства полные скорби и печали сами собой трансформировались в поэтические строки, соплеменники приняли и разучили сердцу близкие строки, при желании обогатили их своими переживаниями и передали их будущим поколениям.

Великие умы татарского народа Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и др. не раз высказывали идею о необходимости последовательного изучения жемчужин народного творчества, в том числе и баитов. Как писал Г.Тукай: «Песнь – это самое дорогое и ценное наследие наших предков, это чистое, вечно живое не меркнущее зеркало души народа».

    К сожалению, в последние годы интерес к фольклору заметно угас, людей больше привлекает всё зарубежное: стиль одежды и жизни, манера поведения и воспитания. Люди забывают о своих корнях, не знают родной язык. Многие современные татары не смогут назвать имени ни одного известного татарского писателя и поэта. Многие жанры фольклора забыты. Пора возвращаться к истокам
, пока не поздно.

  Преобладающая тема современных баитов - потеря близкого человека, в основном авторами баитов являются женщины  Вот и я решила узнать  больше о людях в  Средней Елюзани, которые сами сочиняют и поют баиты. Одна из хранительниц местного фольклора- Адикаева  Магиря  Закировна. Родилась в селе Средняя Елюзань,  в 1940 году, сейчас ей 77 лет. Она с раннего детства пишет стихи и баиты. Этот талант передался ей по наследству, от мамы. Отец ушел на фронт и не вернулся, 7 детей воспитывала  мама.  Несколько лет назад умер ее брат, которому она написала около 250 баитов.    В данное время у нее 7 детей, которые помогают и во всем поддерживают маму.  Когда ей было 43 года, она родила близняшек, а когда им исполнилось по 1, 8 месяцев , Магиря Закировна овдовела,  ее дети остались без отца.  Воспитывала детей одна.  И по сей день Магиря Закировна сочиняет баиты о самобытности татар, о праздниках, о судьбах людей.  Несколько баитов передала и мне. (Приложения)


   Алия Абдулловна Сенжапова – яркая представительница сказительской династии  Сенжаповых, в которой существовала наследственная передача эпических знаний. Родилась в 1951 году в   городе Саратов . В возрасте 6 лет переехала с родителями на малую родину – село Средняя Елюзань. Она начала писать    баиты после трагических событий – в один год она потеряла самых близких людей-мать, брата, племянника, двоюродную сестру. Сюжеты  и стихотворные строчки баитов  приходят ей во сне, она героический эпос не исполняет, записывает и издает. Всю свою жизнь она посвятила детям, проработала в школе 47 лет. Ей не удалось создать свою семью.  Она передала мне  баит о самом сокровенном в ее жизни - об  одиночестве.  Алия Абдулловна постоянно вспоминает своих талантливых родственников, хранит традиции, которые они ей передали. Сейчас на заслуженном отдыхе   и записывает еще один баит. До сих пор во сне кто-то ей диктует сюжеты героического сказания. Она заносит их прямо в свой ежедневник, сохраняя традиции предков

        В настоящее время, как отмечают обществоведы, у многих народов проявляет себя тенденция национально – культурного возрождения, выражающаяся в стремлении к возврату в лоно своей культуры ,языка, обычаев и традиций. Фольклор является уникальным источником сохранения самобытности народа, его духовно – культурных достижений. Устное народное творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа, выступая важным средством кристаллизации духовной культуры, он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельные жанры и произведения составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно – эстетические, политические, философские и художественно – эстетические взгляды. Считается, что народное творчество является важнейшим средством формирования личности, причём воспитательные функции фольклора весьма многообразны. В частности, в нём выражено представление народа и о целях и задачах, и о содержании, и о средствах воспитания; а также даются конкретные советы по воспитанию детей. Вот почему сам по себе фольклор, его содержательная часть, ценности, заключённые в нём, могут рассматриваться в качестве уникального и проверенного вековой мудростью средства воспитания.

 

                        


 Село Средняя Елюзань в настоящее время

Село Средняя Елюзань современного Городищенского района Пензенской области является исконно татарским селом, основанным в 80-х годах XVII столетия. Самое крупное село с компактным проживанием татар, не только в России, Европе, но и мире, насчитывающее около 11 тысяч жителей. 

     Одной из внешних черт облика села является основательность его строений. В Елюзани около 3 тысяч домов, только 7 из них – из дерева, остальные – кирпичные или смешанные. Дома, преимущественно, 2-х-3-х этажные, многие украшены орнаментом из цветного кирпича, мрамора и облицовочного камня. Одноэтажные дома также крупногабаритные – от 100 до 500 и более кв.м.  Высокий уровень благосостояния жителей села обеспечен их трудолюбием. В селе нет безработицы. В условиях разрушавшегося в годы перестройки сельского хозяйства елюзанцы создавали собственные рабочие места. Имеются семь мельниц, где перерабатываются зерновые и масличные культуры. 

Отличительными чертами духовной жизни Средней Елазани приверженность жителей села исламской религии.  Пятница в Елюзани выходной день. Таким образом, приверженность к исламу и сохранение традиционных общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным образцовым татарским селом.

  Социологический опрос.

Я решила провести опрос среди учащихся 9 классов нашей школы.

Цель опроса: знание истории нашего села. Было опрошено 37 человек

На вопрос:»Знаете ли вы историю села Средняя Елюзань?» Были получены следующие результаты.

Знаете ли вы историю села Средняя Елюзань?

Опрошенные

(%)

да

17 человек

46%

нет

20 человек

54%

На вопрос «Знаете ли вы в каком году возникло село? » получили следующие ответы: из 37 человек положительный ответ дали 5 человек, 32 человека на заданный вопрос ответили отрицательно.

.

Знаете ли вы в каком году возникло село?

Опрошенные

(%)

да

5 человек

14%

нет

32 человека

86%


На вопрос «Знаете ли вы традиции своего села?» получили следующие ответы: из 37 человек положительный ответ дали 35 человек, а 2 человека ответили отрицательно .

Знаете ли вы традиции своего села?

Опрошенные

(%)

да

35 человека

95%

нет

2 человека

5%

Вывод: По итогам опроса можно сделать вывод, что ученики знают мало о истории нашего села, поэтому нам нужно изучать историю села Средняя Елюзань

Заключение

В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Пообщавшись со школьниками, я поняла, что проходят годы, умирают старые жители и мало что остаётся в памяти людей. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили.

Я считаю свою работу очень полезной. В итоге изучения и анализа обработки информации пришла к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей этим интересным делом и хранить информацию для следующих поколений.

Я взглянула на своё родное село по-новому, заметила много интересного.

 Каждый человек  начинает познавать мир через родину, через те места, где родился и вырос. И «мы любим свои края родные, свои родные милые места»

И буду надеяться на светлое и прогрессивное  будущее моей малой Родины.

Список использованной литературы.

1.    Валеев Ф.Т. Западно–сибирские татары во второй половине XIX – нач. XX вв. ( историко–этнографические очерки). – Казань. Татарское книжное издательство, 1980 г.

2.    Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань. Татарское книжное издательство, 1993 г.

3.    Этнография татарского народа. – Казань: Магариф. 2004 г.

4. Традиции свои не растеряв в веках…/ В.Д. Юшков/ Трибуна, № 23, 2008год