Файл: Научноисследовательская работа студентов методические указания по организации производственной практики Хабаровск Издательство двгупс 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт»
А.В. Барчуков, О.В. Смоленская
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
(
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
СТУДЕНТОВ
Методические указания по организации производственной практики
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
2022

2
УДК 330 (075.8)
ББК У 29я73
Б 26
Рецензент – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и бухгалтерский учёт»
Дальневосточного государственного университета путей сообщения
И.В. Фещенко
Барчуков, Алексей Валерьевич
Б 26 Производственная практика (научно-исследовательская работа) студентов : методические указания по организации производст- венной практики / А.В. Барчуков, О.В. Смоленская. – Хабаровск :
Изд-во ДВГУПС, 2022. – 37 с.
Соответствуют рабочей программе преддипломной практики.
Содержат методические рекомендации по проведению научных иссле- дований в рамках производственной практики, структуре и оформлению от- чета по проделанной исследовательской работе, а также перечень тем, подлежащих изучению в период производственной практики (научно- исследовательской работы).
Предназначены для студентов 3-го, 4-го курсов всех форм обучения по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» и направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профили «Финансы и кредит», «Бухгал- терский учет, анализ и аудит».
УДК 330 (075.8)
ББК У 29я73
© ДВГУПС, 2022

3
ВВЕДЕНИЕ
Современная наука – это большая и сложная бесконечная динамиче- ская система, поскольку, как нет предела познанию, так и развитию науки.
Многие страны инвестируют в науку значительные финансовые ресурсы, поскольку реализация на практике научных достижений обеспечивает рост валового национального дохода. При этом экономическая наука оказывает значительное воздействие на обеспечение условий ускорения процессов реализации и использования научных достижений. В некоторых ситуациях экономические науки определяют параметры (прогнозы) развития госу- дарства, а эффективность естественных наук обусловлена их взаимосвя- зью с другими науками, их взаимопроникновением (например, математика и экономика, технологии и экономика и т. д.).
Итоговым результатом обучения студента является написание вы- пускной квалификационной работы, которая отражает полученный уро- вень теоретической, методической и практической подготовки, отвеча- ющая требованиям новизны, достоверности, доказательства и полноты.
По этой причине производственная практика, выполняемая в виде науч- но-исследовательской работы, имеет своей целью приобретение новых знаний, активизацию накопленного опыта, а также овладение умениями и навыками сбора и анализа информации, обретение системного диа- лектического научного мышления, что будет способствовать написанию выпускной квалификационной работы.
Полученные результаты по итогам производственной практики оформ- ляются в виде научного отчета и в конечном итоге, успешное прохождение производственной практики позволит студенту не только успешно защи- тить выпускную работу, но и в будущем профессионально выполнять тру- довые функции. При этом следует отметить, что эффективность научной работы студента основывается на глубокой проработке выбранной темы, качественной организацией процесса выполнения исследований, исполь- зованием методов научного познания.
Требования к организации научно-исследовательской работы опреде- лены федеральным государственным образовательным стандартом. Об- щая цель, содержание и организация практики определены Стандартом
ДВГУПС СТ 02-14-21 «Обеспечение практической подготовки в соответ- ствии с образовательной программой. Документированная процедура».


4
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Обучение в Институте экономики ДВГУПС должно обеспечить подго- товку специалиста, умеющего грамотно использовать полученные зна- ния, ориентироваться в сложившихся экономических реалиях, проводить анализ, определять тенденции, характеризующие экономическую ситуа- цию и принимать решения на основе полученных результатов.
Научно-исследовательская работа, проводимая как производствен- ная практика, предполагает использование различных форм методоло- гии, понятие которой не имеет четких границ, определяющих ее содер- жание. Уместно вспомнить высказывания М. Блауга, что методология – это исследование теорий, концепций и основных принципов, принятых в той или иной науке.
Таким образом, методологию следует понимать как некую филосо- фию науки:
1) область знаний, изучающих средства, предпосылки и принципы ор- ганизации познавательной деятельности;
2) совокупность познавательных средств, методов и приемов, ис- пользуемых в экономической науке.
В зависимости от используемых научных методов можно условно выделить следующие уровни методологии исследования (табл. 1).
Таблица 1
Уровни и формы методологии исследования
Уровень
Форма
Характеристика
Первый Философская
Мировоззренческая интерпретация результатов исследования, анализ общих форм и методов научного исследования
Второй Общенаучная
Анализ, синтез, индукция, дедукция, системный и статистический анализ, формализация, модели- рование и др.
Третий
Междисцип- линарная
Синтез конкретно-научных, общенаучных, фило- софских методов и инструментов познания
Четвертый
Конкретно- научная
Методы и инструменты исследования, применяе- мые в соответствующей отрасли науки
Пятый
Дисципли- нарная
Методы и инструменты исследования, применяе- мые в той или иной научной дисциплине соответ- ствующей отрасли науки
Для прохождения производственной практики тема исследования выбирается студентом, исходя из его научных и практических интересов, а также с учетом сообщений на научных конференциях и подготовлен- ных в процессе обучения курсовых работ. Определение предметной об-

5 ласти осуществляется совместно с руководителем практики, который реализует контроль на протяжении всего периода прохождения практи- ки. Тема должна быть актуальной, соответствовать направлению подго- товки, учитывать доступность необходимых для ее проработки источни- ков информации, что в итоге должно способствовать успешности плани- руемых дипломных исследований.
Процесс научно-исследовательской работы в период прохождения производственной практики можно представить в виде последователь- ности реализации следующих этапов (рисунок).
1
этап – постановка общих задач
и направления исследования
2
этап – изучение источников для выяснения
состояния рассматриваемой проблемы
3
этап – формулирование гипотезы
и плана (программы) практики
4
этап – разработка методики
проведения исследования
5
этап – сбор информации, экономический
и финансовый анализ, расчеты
6
этап – обработка полученных результатов,
систематизация материалов и расчетов
7
этап – литературная обработка материалов,
формулирование выводов и предложений
8
этап – оформление полученных
результатов практики
Рисунок. Последовательность этапов научного исследования
Написание научного исследования в виде отчета по производствен- ной практике заключается в консолидации и обобщения полученной ин- формации и главной целевой установкой является для студента накоп- ления новых фактов, их обработка, систематизация и оценка, формули- рование выводов и предложений.
Прежде чем приступить к обработке, изучению, систематизации мате- риала необходимо сформулировать рабочую гипотезу – научное предпо- ложение, выдвигаемое для теоретического объяснения причин изучае-


6 мых экономического явлений, которые в дальнейшем будут проверены дипломными исследованиями.
На основе сформулированной гипотезы и изучения библиографичес- ких, статистических и других источников, имеющегося опыта и других материалов, совместно с руководителем студент разрабатывает план прохождения практики. На следующем этапе занимаются сбором исход- ной информации по предмету исследования и ее анализом. Обработка и систематизация материалов проведенной научной работы являются са- мым важным этапом производственной практики, куда входят сбор и об- работка исходной информации, составление графиков, таблиц и эмпи- рических зависимостей, решение уравнений, технико-экономические расчеты, анализ результатов, подготовка предварительных выводов.
При этом консолидировать материал следует постоянно, учитывать всю совокупность фактов и явлений, так как систематизация есть одно- временно и классификация. Чем детальнее и тщательнее проводится систематизация результатов и фактов, тем качественнее, при прочих равных условиях, проведенный на их основе анализ и синтез.
Далее производится оценка обработанного и систематизированного материала, где следует учитывать, что как при обработке и обобщении, так и при оценке их результатов необходимо применять математичес- кие, статистические и другие методы исследования.
Основным методом, используемым для построения научных выво- дов, является сопоставление полученных результатов в различных ком- бинациях до тех пор, пока тот или иной вариант не покажется наиболее вероятным решением поставленной задачи. Доминирующим моментом в обработке и систематизации сведений является формулирование ав- торского вывода (элемента научной новизны), который создается на ос- нове творческого труда выбранными методами: анализом, синтезом, наблюдением, экспериментированием, моделированием и пр.
Новизна в науке – характеристика, выражающая степень оригиналь- ности результатов теоретических и экспериментальных исследований, методов их получения, способов доказательства и демонстрации, т. е. связывающее субъективные и объективные моменты, в конечном счете, отношение исследователя (общества) к результату научной деятельно- сти. Новизна интерпретируется по двум типам развития – научного про- гноза и/или научного открытия: качественное новое (интенсивное) при- ращение; количественно новое (экстенсивное) приращение.
Итак, новизной считается то, что установлено впервые и при этом она должна быть доказана, теоретически обоснована, а также подтверждена экспериментально и на практике. Следует различать принципиально новое решение (аналогов нет) и такое качество решения, в соответствии, с кото- рым оно представляет необычный вариант. Сформулированные авторские выводы должны быть строго аргументированы и критически оценены в со- поставлении с известными теоретическими положениями.


7
2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
Производственная практика (научно-исследовательская работа) студен- тов направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и требуемых компе- тенций, а также получение опыта самостоятельной научной деятельности.
Цель производственной практики – формирование и развитие профес- сиональных компетенций по избранному направлению подготовки, обрете- ние навыков исследовательской работы, разработки и апробации авторских научных предложений и гипотез, овладение современным инструментари- ем науки для поиска и интерпретации информации с целью ее использо- вания в процессе подготовки выпускной квалификационной работы.
Основными задачами практики являются:
– расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам;
– приобретение опыта в исследовании актуальной проблемы, а также поиск необходимых материалов для выполнения выпускной квалифика- ционной работы;
– формирование мировоззрения по предмету исследовательской дея- тельности в соответствии с выбранной темой;
– выявление прикладных научных проблем и обоснование путей их решения;
– подтверждение актуальности и практической значимости планиру- емой темы выпускного исследования, выявление степени разработанно- сти научной проблемы;
– обобщение и систематизация исследовательского инструментария в процессе освоения компетенций и использование его для сбора и ана- лиза эмпирического материала по теме практики;
– разработка научной рабочей гипотезы и концепции выбранной темы;
– составление рабочего плана и программы проведения научного ис- следования;
– получение навыков применения различных методов научного ана- лиза;
– сбор, анализ и обобщение информации, в том числе статистическо- го материала по теме выпускной работы;
– освоение видов профессиональной деятельности, необходимых для дальнейшей практической работы;
– подготовка методической базы, которая должна стать основой для теоретического раздела выпускной квалификационной работы;
– практическое участие в научно-исследовательской работе коллек- тива кафедры;


8
– критическое обобщение теоретических и эмпирических сведений для научных публикаций;
– подготовка информации для доклада на научном семинаре или статьи для участия в научно-практической конференции;
– обоснование и внедрение авторских научных разработок;
– формулирование научных результатов как основы для продолже- ния исследований в рамках послевузовского образования.
Производственная практика (научно-исследовательская работа) ба- зируется на основе компетенций, полученных при изучении дисциплин гуманитарного, социального, математического и естественнонаучного цикла. Для выполнения программы практики студент должен владеть начальными знаниями в сфере научно-исследовательской работы.
Прохождение производственной практики (научно-исследовательс- кой работы) позволит сформировать первоначальную теоретическую информацию, которая в дальнейшем должна стать направлением для научных исследований при выполнении выпускной квалификационной работы. Для этого исследовательская работа проводится как в учебных подразделениях, так и во временных творческих коллективах (исследо- вательских группах) ДВГУПС в рамках решаемых научных проблем и выполняемых научно-исследовательских работ, соответствующих целям и содержанию практики.
Производственная практика (научно-исследовательская работа) про- водится в соответствии с утвержденными учебными планами согласно графику учебного процесса направления подготовки студента.
Практика выполняется по следующим направлениям:
– кабинетные исследования, предусматривающие сбор информации о предмете исследования и (или) о происходящих процессах через ис- точники, имеющиеся в широком доступе, в т. ч. Интернет;
– архивные исследования, которые предполагаются, если необходи- ма ретроспективная информация;
– лабораторные исследования проводятся в виде компьютерного моделирования изучаемых процессов (явлений) при решении задач, подтверждении или опровержении поставленных научных гипотез и т. п.
В ходе производственной практики (научно-исследовательской рабо- ты) предполагает использование инструментов традиционного, личност- но-ориентированного обучения, информационных технологий, проектно- го и проблемного обучения, принятых в учебном процессе.
По форме проведения производственная практика является стацио- нарной и ДВГУПС, который является базой прохождения практики, рас- полагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех направлений исследования, предусмотренных программой работ и соответствующей действующим санитарным и противопожарным прави- лам и нормам.