Файл: Литература по теме Практические задания Тема Конституционное право как основа публичного и частного права Вопрос Понятие, предмет, источники и система конституционного права рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Экономические основы конституционного строя.

Экономической основной конституционного строя в Российской Федерации являются два взаимосвязанных блока принципов, сформулированных статьей 8 Конституции РФ.

Во-первых:

1.  Единство экономического пространства.

В настоящее время не существует официального определения термина «единое экономическое пространство». Думается, что включая в Конституцию это понятие разработчики стремились выразить стремление народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами. Это же положение ст. 8 поддерживают и развивают и другие статьи Конституции РФ. В частности, ст. 71, в которой содержится перечень вопросов находящихся в ведении Российской Федерации, относит к компетенции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. В то же время, ясных обязанностей регионов соблюдать единые правила «экономического пространства», как и установления соотношения экономической компетенции Федерации и субъектов в действующих правовых актах пока нет.

 

2.  Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Конституция РФ не только устанавливает принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, но и дает механизм реализации этого принципа. В частности, в статье 74 Конституции РФ говориться, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Если же такие ограничения и могут быть введены, то только для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Исходя из существа этого положения, можно сделать вывод о том, что законодатель не только запрещает создание между субъектами Федерации каких-либо границ, установления таможенных пошлин и т.д., но как бы декларирует согласие на международную экономическую интеграцию. Однако, в этом случае свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств потребует издание специальных актов, как внутренних, так и международных.

 


3.  Поддержка конкуренции.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Поддержка конкуренции со стороны государства проявляется, прежде всего, в упразднении государственной монополии, приватизации и акционировании предприятий, а также принятии специальных законодательных актов направленных на защиту свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 

4.  Свобода экономической деятельности.

Суть этого принципа заключается в возможности беспрепятственно заниматься любой предпринимательской деятельностью не запрещенной законом. Физические и юридические лица вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные товарищества и общества.

Во-вторых:

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Частная собственность выступает в виде собственности граждан и юридических лиц (в т.ч. общественных и религиозных организаций). Институт частной был восстановлен в отечественном законодательстве после длительного перерыва с принятием в 1990 г. Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», который, в свою очередь, утратил силу со вступлением первой части Гражданского кодекса РФ.

Государственная собственность распространяется на имущество, имущественные комплексы, различные предприятия, которые были организованы на средства, принадлежащие Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.

Муниципальная собственность включает в себя имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. В муниципальной собственности традиционно находятся небольшие торговые и промышленные предприятия, а также объекты социального назначения.

 

Вопрос 3. Права и свободы человека и гражданина. Институт гражданства в конституционном праве.

 

Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.


Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут или нет. Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к конкретному государству.

Конституционные права и свободы обладают определенным набором средств и методов своей защиты, в том числе:

1.  конституционно-судебный механизм (конституционный суд);

2.  судебная защита (суды общей юрисдикции);

3.  административные действия органов исполнительной власти;

4.  законная самозащита человеком своих прав;

5.  международно-правовой механизм.

 

Традиционно, права и свободы делятся на следующие группы:

1.  личные;

2.  политические;

3.  экономические, социальные и культурные.

 

1.  Личные (гражданские) права и свободы.

Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности.

·     право на жизнь (ст. 20);

·     право на свободу и личную неприкосновенность;

·     право на неприкосновенность личной жизни;

·     право на неприкосновенность жилища;

·     право на свободу передвижения и выбор места жительства;

·     свобода совести, вероисповеданий;

·     свобода мысли, слов;

·     уголовно-правовые и процессуальные гарантии.

 

2.  Политические права.

В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством. К ним относятся:

·     право на участие в управлении делами государства;

·     право на объединение, свобода союзов, партий и т. п.;

·     право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования;

·     право избирать и быть избранным;

·     равное право доступа к любым должностям;

·     право обращений в государственные органы;

·     право на информацию.

 

3.  Экономические права.

В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. К ним относятся:

·     право на частую собственность и ее наследование;


·     свобода экономической деятельности.

 

4.  Социальные права. К ним относятся:

·     свобода труда, право на труд в нормальных условиях;

·     право на отдых;

·     право на социальное обеспечение;

·     право на жилище;

·     право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

·     право на благоприятную окружающую среду;

·     право на образование.

 

5.  Культурные права.

Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом:

·     свобода творчества и преподавания;

·     право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям;

·     право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.

 

Конституционные обязанности.

В соответствии со ст. 6 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Этот принцип означает, что ни один гражданин России не должен освобождаться от обязанностей возложенных на него законодательством и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.

Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (налогового, уголовного и т. п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:

1.  Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

2.  Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57).

3.  Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

4.  Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43).

5.  Обязанность заботиться о сохранении исторического и литературного наследия, беречь памятники истории и культуры

6.  Обязанность защищать Отечество.

 

Гражданство.

Гражданство– это устойчивая во времени и пространстве социально-экономическая и политико-правовая связь между физическим лицом и конкретным государством, в результате которой на физическое лицо распространяется суверенитет государства, в свою очередь у физического лица возникают обязанности по отношению к государству.


Основными нормативными актами, регулирующими вопросы приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации, являются Конституция РФ и Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя.

К ним относятся следующие принципы:

1.  Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2.  Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

3.  Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

4.  Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

5.  Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6.  Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

 

Конституция РФ дает право своим гражданам иметь, наряду с российским гражданством, также гражданство иностранного государства, т.е. двойное гражданство, однако, это возможно только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, а также детей родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами.

 

Приобретение гражданства.

Закон о гражданстве устанавливает четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации:

1.По рождению.

Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий