Файл: Литература по теме Практические задания Тема Конституционное право как основа публичного и частного права Вопрос Понятие, предмет, источники и система конституционного права рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Классифицировать конституционно-правовые нормы можно по следующим основным признакам:

·     по характеру содержащихся в них предписаний - на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные;

·     по степени определенности содержащихся в них предписаний - на императивные и диспозитивные;

·     по действию во времени и пространстве - на нормы, действующие постоянно, и нормы, действующие определенное время, на нормы, реализуемые на всей территории Российской Федерации или на территории ее субъектов, а также в муниципальных образованиях;

·     по юридической силе - на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

 

Вопрос 2. Основы конституционного строя Российской Федерации.

 

Понятие конституционного строя Российской Федерации.

Каждое государство характеризуется определенными признаками, чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим, тоталитарным, республикой или монархией и т.п. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, т.е. определенном способе организации государства, или государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционном строем. Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение конституционного строя.


Конституционный строй - это определенная форма, или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные нормы права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место принадлежит Конституции РФ, в которой ведущую роль играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства в которых находят выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.

 

Элементы конституционного строя Российской Федерации:

1.  Россия – демократическое государство.

Это означает, что источником государственной власти является ее народ. Демократическое государство основывается на принципе разделения властей.

 

2.  Россия – правовое государство.

Важнейший признак правового государства – это верховенство права, оно будет достигнуто, если:

1.  законы не будут противоречить Конституции РФ;

2.  будет соблюдаться иерархия нормативных актов;

3.  законы будут приниматься в определенной процедуре, строго соблюдаемой и позволяющей оценить их содержание с разных сторон;

4.  законы будут своевременно опубликованы и доведены до всеобщего сведения;

5.  реально гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

6.  воплощена в жизнь идея взаимной ответственности личности и государства;

7.  приоритет будут иметь номы международного права, и это станет не декларацией, а фактическим положением дел.

 

3.  Россия – федеративное государство.

Это означает, что Россия – государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).

 

4.  Россия – государство с республиканской формой правления.

Республиканская форма правления в России означает, что:

·     высшие органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого переизбираются;

·     высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом;


·     осуществления государственной власти основано на принципе разделения властей;

·     высшие должностные лица несут ответственность за злоупотребления и ошибки, допущенные ими в своей государственной деятельности.

 

5.Россия – суверенное государство.

Суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами.

 

6.  Россия - социальное государство.

Это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

а)       каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

б)       каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

в)       нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

 

7.  Россия — светское государство.

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

 

8.Экономическая основа России - частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности.

В Российской Федерации, указывается в ст. 8 Конституции, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

 

9.  Человек, его права и свободы - высшая ценность.

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты жизни гражданского общество. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

 


Организация государственной власти и местного самоуправления.

Система государственного управления в Российской Федерации основана на принципе разделения властей, который закреплен в ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с этим принципом государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Прежде всего, разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления - президентской и парламентарной республик - в России сделан выбор в пользу смешанного типа республики, в которой одинаково присутствуют черты как президентской, так и парламентской республики.

В связи с этим, согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть в России осуществляют:

1)       Президент Российской Федерации.

2)       Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума).

3)       Правительство Российской Федерации.

4)       Суды Российской Федерации.

 

В субъектах Российской Федерации осуществлением государственной власти занимаются органы государственной власти субъектов РФ.

Однако Конституция устанавливает определенные требования к этим структурам:

1.  Система органов государственной власти должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации.

2.  Организация органов государственной власти субъектов РФ должна отвечать общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.


 

Что же касается местного самоуправления, то оно устанавливается и гарантируется статьей 12 Конституции РФ. Та же статья Конституции указывает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Подробно порядок организации и деятельность местного самоуправления регулируетсяФедеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с этим законом под местным самоуправлением понимается:

Местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В тоже время такое определение не означает суверенность власти местного самоуправления, следовательно, она не может выходить за пределы своей компетенции – в противном случае органы государственной власти имеют право вмешаться в деятельность органов местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Это означает, что местное самоуправление по свои полномочиям и деятельности является автономной частью российской государственности и государственности субъектов Российской Федерации.

В силу важности и многочисленности нормативных актов, издаваемых представительными и исполнительными органами местного самоуправления, в системе права Российской Федерации не последнее место занимает муниципальное право.

Исходя из природы местного самоуправления, под муниципальным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Безусловно, основную часть муниципального права составляют Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента России и т.д. В тоже время источниками являются и акты самих органов местного самоуправления.