Файл: Информатика ключевой предмет современной школы программирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гипноз. Если предположить существование способов воздействия, расстраивающих специфические процедуры осознания, то создается интеллект - кентавр, состоящий из сознания гипнотизера и подсознания гипнотизируемого...

Интуиция. Видимо, кульминационный момент в интуитивном процессе возникает тогда, когда все элементы ситуации, находившиеся до этого в разрозненном состоянии, замыкаются на неизвестном ранее звене наглядно в единую, целостную структуру, когда эти элементы и их связи становятся обозримыми. Может быть, это появление новой связи (или связей) между элементами во второй вычислительной структуре. Интуиция опирается на множество операций мышления, которые приводят к искомому результату. Однако своеобразие этого творческого процесса состоит в том, что новое знание появляется в голове еще до того, как найдены необходимые способы логического доказательства его истинности. Новое знание выступает при этом в виде некоторого положения (высказывания), которое не только логически не вытекает из существующей системы знаний, но иногда и не вписывается в нее. Знание, полученное посредством интуиции, возникает как «скачок» на основе удивительной «смеси», соединения сознательного и бессознательного.

Каждая решенная мною задача становилась образом, который служил впоследствии для решения других задач.

Декарт Р. Избранные произведения, М., 1950

Структура творческого процесса при решении задачи. Итак, школьник приступает к решению задачи. Идет ее анализ. Лучше всего анализируются задачи небольшой размерности (вспомните высказывание: «голова пошла кругом» - сознание не справляется со сложностью, размерностью задачи, происходит его отказ как вычислительной системы, не хватает памяти или производительности). Если задача большой размерности, то так или иначе школьник пытается свести ее к более простой (подтверждение низкой производительности сознания) и создать некий «зрительный» образ задачи, другими словами, нарисовать картинку. Затем наступает этап как бы «ручной прокрутки» задачи. Не зная метода решения, делается попытка предсказать, найти ответ для этой простой вариации задачи. Подсознательные процессы запущены - период инкубации. В это время опытный участник олимпиады набрасывает «скелет» программы, делает стандартные процедуры ввода исходных данных из файла, вывода результата, общую схему перебора (при переборной задаче), анализирует следующую задачу и т.д. Он, как профессиональный «рыбак», ждет, ждет настоящую «поклевку», назовем это моментом озарения. У профессионала она обычно наступает как результат того, что заложено в долговременную память, какие структурные связи во второй вычислительной системе установлены на стадии обучения. Менее опытный - обычно сидит и рисует картинки (если
собрать черновики после олимпиадного тура, то можно увидеть разнообразие рисунков, никоим образом, казалось бы, не связанных с задачами). Идея найдена, озарение произошло. Разрабатывается программа, точнее, ее решающая часть, все остальное у профессионала уже есть. Участие сознания на этом этапе минимально - структурный стиль, что называется, у него «в крови». На сознательном уровне идет проверка решения. И опять выигрыш по времени, ибо в каждый момент есть работающая версия программы. Вместо несделанных фрагментов стоят «заглушки». Есть возможность контроля за изменением данных, весь процесс их трансформации от исходных до результата на виду, под контролем. Структурный стиль разработки работает в полную силу.

Следует отметить, что описанная структура процесса решения задачи является лишь грубой схемой. В реальной деятельности взаимодействие между сознанием и подсознанием протекает непрерывно. Поэтому выделенные этапы работы мозга весьма условны. Так, например, в информатике известно [5,6], что правильно выбранные структуры данных - половина решения задачи, т. е. выделенные этапы: анализ, инкубация, озарение, проверка - неоднократно «прокручиваются» на первом этапе работы с задачей.

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994.

2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М.: Сов. радио, 1970.

3. Болтянский В.Г. Информатика и преподавание математики// Математика в школе. 1989. № 4.-С.86-90

4. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. - М.: Радио и связь, 1982.

5. Вирт Н. Алгоритмы+Структуры данных=Программа. - М.:Мир, 1989

6. Вирт Н. Систематическое программирование: Введение. - М.: Мир, 1977.

7. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1993.

8. Дейкстра Э. Дисциплина программирования. - М.: Мир, 1978.

9. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Полит. лит., 1991.

10. Йодан Э. Структурное проектирование и конструирование программ. - М.: Мир, 1979.

11. Майерс Г. Надежность программного обеспечения. - М.: Мир, 1980.

12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1986.

13. О природе программирования// Вычислительные системы. №96. - Новосибирск, 1983. -. С.51-74

14.Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М.: Педагогика, 1989.

15. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976.

16. Развитие определения «информатика» и «информационные технологии». - Препринт. АН СССР, Институт проблем информатизации; Под ред. И.А. Мизина. - М.: 1991.


17. Словарь иностранных слов. - М.: Русск. язык, 1990.

18. Смолян Г.Л. Человек и компьютер. - М.: Политиздат, 1981.

19. Федюшин Д. Парадигмы программирования// Информатика и образования. 1991. №4, 5.

20. Хоар Ч. Программирование как инженерная профессия// Микропроцессорные средства и системы. 1984, №4. - С. 53-60.

21. Эделмен Дж., Маунткаса В. Разумный мозг. - М., 1981.

22. Bohm C., Jacopini G. Flow Diagrams Turing Machines, and Languages with Only Two Formulation Rules, Communicatins of the ASM, May, 1966.